Цель урока
- Систематизировать, в строгой последовательности выстроить процесс овладения учеником первоначальными навыками фортепианной игры.
Задача урока
- Освоение приёмов игры.
План урока
1. Знакомство с учеником.
Елисей свободно ориентируется на всей клавиатуре, знает ноты всех октав, знаком со штрихами нон легато, стаккато, легато, и всё это начиная с уже привычных 2-го, 3-го, и 4-го пальцев, плавно подводит к удобной игре 1-м и 5-м пальцами.
Постоянно следует напоминать о правильном положении локтя – «пружинки» при игре квинт. Благодаря этому укрепляется 5-й палец, а также обеспечивается правильная постановка 1-го пальца.
Использование 1-го и 5-го пальцев сначала только в двойных нотах помогает их естественно организовать, исходя из анатомо-физиологических особенностей руки ученика.
2. Игра всеми пальцами. Двойные ноты.
Упражнения: муз. О. Геталовой «Добрый гном», «Часы»,
муз. И. Визной «Эхо», «Шаги»,
муз. Эрнесакса «Едет паровоз».
3. Штрихи легато и стаккато. Освоение штриха легато:
а) «из руки в руку», что для ребёнка привычно и удобно. Это позволяет развить слуховое представление о связной игре, не отвлекаясь на дополнительные технические трудности.
Мотивы из 2-х звуков под лигой, отрабатывая оба варианта.
С опорой на первый звук, а затем на второй. Это объясняется тем, что на ранней стадии обучения закладывается основа беглости пальцев. Правильное использование веса руки, умение его распределять (опора – освобождение) является, по сути, основой фортепианной техники.
Играем: «Варись кашка» муз. Е. Туманяна,
«Облачные пёрышки» муз. Н. Соколовой,
«Осенняя песенка» муз. Ю. Абелева
б) стаккато из двух звуков под лигой с опорой на первый из них. Вторая нота в этом случае более отрывисто. Этот приём позволяет добиться естественности в выполнении штриха.
1) взятие ноты «от клавиши» (кисть вниз)
2) лёгкое, активное движение пальца
3) моментальное освобождение кисти при движении руки вверх.
Играем: «Весёлый урок» муз. В. Шаинского,
«Полли разливает чай» английская народная песня в обработке О. Геталовой
«Я на скрипочке играю» муз. А. Филинненко.
в) Используем все основные штрихи нон легато, стаккато, легато.
Играем: «Полька» К. Лоншан-Друшкевичова,
«Ну-ка кони» чешская народная песня,
«Козлик» русская народная песня.
4. а) Связная игра из трёх звуков (при опоре на первый из них)
Играем: Этюды. Е. Гнесина
б) Связная игра из трёх звуков (при опоре на третий звук) первые два звука мотива играются лёгкими, чёткими и подвижными пальцами, «без веса». На опорную ноту нужно «шагнуть», чтобы ощутить вес руки. При этом запястье пружинит и мгновенно освобождается
Играем: Этюд. Е. Гнесина
«Колокольчики звенят» В.-А. Моцарт
«Тёмный лес» О. Бер
5. Легато из 4 звуков (задачи из пункта 4).
Играем: Этюды О. Геталовой,
Этюд Гумберт
6. Длинные лиги в кантилене.
Играем: «Кукла» С. Сароян
7. Знакомство с гаммой Ми-мажор в расходящемся движении.
Это самое любопытное для маленького музыканта.
Литература
1. О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»
2. Й. Гат «Техника фортепианной игры»