В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, ориентированного на то, чтобы все дети, несмотря на свои физические и интеллектуальные особенности, были успешно включены в общую систему образования.
В настоящее время в практике дошкольного образования большое внимание уделяется обучению элементам грамоты в преддверии поступления детей в школу. Особое значение обучение элементам грамоты имеет для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, так как эти дети чаще всего после детского сада идут в массовую школу.
Мне представляется, что активное использование разнообразной наглядности, в том числе ИКТ, улучшит подготовку к школьному обучению дошкольников с ЗПР.
Не секрет, что существует потребность в широком использовании наглядности в дошкольном возрасте при обучении элементам грамоты, в особенности старших дошкольников с ЗПР.
Цели работы.
- Подготовить детей старшего дошкольного возраста с диагнозом “задержка психического развития” к обучению в школе.
- Профилактика трудностей адаптации к обучению грамоте в школе.
Задачи.
- Формирование мотивации к обучению в школе детей с ЗПР, в том числе и обучению грамоте.
- Формирование знаний, умений, навыков через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель).
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие познавательной сферы (зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, наглядно-образного и логического мышления).
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, навыков связной речи).
Дети с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями.
Они нуждаются в специальном коррекционном обучении и воспитании. При соответствующих условиях они могут достигнуть значительных успехов. ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. На сегодняшний день дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции, а инклюзивное образование помогает им органично влиться в массовую школу.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения элементами грамоты. Овладение элементами грамоты — очень сложный процесс, требующий определенного уровня развития ВПФ и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Однообразная, многократно повторяющаяся деятельность по закреплению полученных на логопедических занятиях навыков вызывают у детей с ЗПР потерю интереса, утомляемость, снижение работоспособности, нежелание заниматься. Для поддержания интереса к выполняемым заданиям из-за особенностей произвольного внимания и запоминания дошкольников с ЗПР требуется использование адекватных разнообразных, ярких, внешне привлекательных коррекционно-развивающих пособий, частая смена видов деятельности во время занятий. Ведь, чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем выше будет результат на выходе.
Цель работы педагогов коррекционного образования — это формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка независимо от структуры дефекта. Необходимо определить специальные образовательные потребности каждого ребенка и создать вариативные условия, обеспечивающие развитие, получение образования, адаптацию и интнграцию в социум детей с ОВЗ.
Я, как и большинство педагогов образовательных дошкольных учреждений, ищу, разрабатываю и стараюсь внедрить инновационные формы при обучении элементам грамоты детей с ЗПР, понимая, что в конечном итоге это будет способствовать вступлению детей в разнообразные формы сотрудничества в деятельности, в успешной социализации. С учетом того, что дети с ЗПР являются полиморфной, разнообразной группой и их образовательные потребности различаются, то и учебный процесс должен быть построен на большом разнообразии используемого наглядного материала.
В старшей логопедической группе для детей с ЗПР одновременно с закреплением правильного звукопроизношения проводится работа по развитию фонематического восприятия — основы обучения грамоте. Детям предлагаются занимательные игровые ситуации, которые побуждают их рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Мной подобраны и апробированы наглядные пособия с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Пособия достаточно просты в изготовлении и предполагают активную практическую деятельность детей на логопедических занятиях. Представленные пособия я широко использую на практике при работе с детьми с ЗПР. Игры и упражнения, представленные в презентации, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Ценность данных пособий заключается в том, что их можно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях всех участников образовательного процесса.
На занятиях по обучению элементам грамоты я использую разнообразные виды деятельности:коррекционно-развивающие игры и упражнения, дидактические игры, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, подвижные игры, презентации. Особо хочется отметить работу с ИКТ. В процессе обучения элементам грамоты старших дошкольников с ЗПР я достаточно активно использую ИКТ в виде мультимедийных презентаций, а при индивидуальной работе с детьми — компьютерные обучающие игры и программы. Внимание детей удерживается достаточно продолжительное время благодаря сочетанию ярких образов и динамики изображения.
При обучении элементам грамоты дошкольников с ЗПР я использую следующие коррекционно-развивающие пособия:
- “Познакомимся со звуком”: дети дают характеристику звуку по опорной схеме.<Рисунок 1>. Приложение
- “Я — учитель”: ребенок и логопед меняются местами, ребенок рассказывает по опорной схеме о звуках и буквах.<Рисунок 2>
- “Поселим звук в домик”: дети определяют, в каком домике будет жить новый звук.<Рисунок 3 >
- “Отправим звук в плавание”: дети определяют, на каком кораблике поплывет звук.<Рисунок 4>
- “Спрячь звук под зонтик”: дети определяют, под каким зонтиком спрячется звук.<Рисунок 5>
- “День рождения”: дети подбирают подарки-картинки с такого же звука, что и название животного.<Рисунок 6>
- “Разноцветные барабаны”: дети определяют твердый или мягкий звук в начале слова и ударяют по соответствующему барабану.<Рисунок 7>
- “Веселый домик”: дети определяют, в каком окошке поселится его картинка.<Рисунок 8>
- “Слоговые домики”: дети определяют в каком домике “живет” картинка.<Рисунок 9>
- “Составь схему предложения”: дети составляют по картинке схему предложения и выкладывают ее.<Рисунок 10>
- “Куда должны прилететь шарики?”: дети составляют имена из шариков.<Рисунок 11>
- “Кувшин букв”: дети составляют слова из рассыпанных букв.<Рисунок 12>
- “Найди буквы”: дети на таблице находят буквы и печатают в тетрадях.<Рисунок 13>
- “Сказка о звуке”: дети придумывают сказку о звуке, используя предложенные картинки.<Рисунок14>
- “Как меня зовут?”: по первым звукам дети определяют название животного.<Рисунок15>
Вывод. Занятия по обучению элементам грамоты с активным использованием наглядности позволяют сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР положительную учебную мотивацию, развивают интерес к познанию, коммуникативные навыки на основе игровой деятельности.
Используемая литература
- Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М.: Рольф, 2000.
- Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
- Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбомы упражнений №1-3 по обучению грамоте дошкольника.-М.: “Издательство Гном и Д”, 2006.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Фонематика. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.