Цели.
Образовательная:
1. Знать определение графика уравнения с двумя переменными;
2. Знать, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными;
3. Уметь строить график линейного уравнения с двумя переменными.
Развивающая: учить анализировать, сравнивать, обобщать определять и объяснять понятия, т.е. умение мыслить.
Воспитательная: развивать нравственные отношения у школьников с окружающим миром (качество честности, трудолюбие).
Оборудование:
рабочая карта;
кроссворд;
карта-таблица;
карточки для дополнительного уровневого задания;
таблица “Уравнения с двумя переменными и их графики”;
таблица “Расположение графиков линейного уравнения с двумя переменными относительно осей координат”.
Ход урока
1. Запись домашней работы: (учитель проговаривает)
п.41, повторить п.п.15-16.
№1046, №1049, для желающих № 1152 - график с параметром.
2. Проверка домашнего задания. (До урока на перемене)
Выразить одну переменную через другую (а, б)
№1034(б), №1140 (а)
На доске “Проверь себя” (До урока на перемене учащиеся проверяют домашнее задание, сверяя с решением на доске.) – решение уравнений, критерии оценок.
(Выразить одну переменную через другую (а, б))
а) 6х - у = 12;
у = 6х - 12.
б) 10х + 7у = 0;
10х = -7у;
х = -0,7у.
№1034(б).
6х + 2у =7;
2у = 7 - 6х;
у = (7 - 6х) / 2;
у = 3,5 – 3х;
Точки: (0; 3,5), (1; 0,5), (2;-2,5).
№1140 (а).
ах – 2у = 1, х=5, у = 7, а = ?
5а - 14 = 1;
5а = 15;
а=3.
Критерий:
Все решено правильно и самостоятельно - “5”;
Все решено правильно, но с помощью - “4”;
Решено с помощью и с ошибкой - “3”.
№ 1140 - оценивается по тем же критериям, только “5” и “4”.
После записи домашней работы предлагаю выставить оценки согласно критериям каждому за свою домашнюю работу (самооценка) в рабочую карту (предварительно подписав карт). Рабочая карта отражена на рисунке 4.
3. Совместная постановка цели урока.
Читаем тему урока на доске.
- Ребята, как вы думаете, что должны знать и чему научиться на этом уроке?
[1. Знать определение графика уравнения с двумя переменными.]
[2. Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными.]
[3. Уметь строить график линейного уравнения с двумя переменными.]
А что бы этого достичь, нужно анализировать, сравнивать, объяснять понятия. Работая в классе, необходимо с уважением относиться к окружающим и быть предельно честным.
Для успешной работы повторим теоретический материал, разгадывая кроссворд. Кроссворды находятся в каждой группе (на работу 3 минуты).
Рисунок 1. Кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Что является графиком линейной функции?
2. Один из способов задания функции.
3. Пара чисел, изображающаяся в координатной плоскости.
4. Независимая переменная.
5. Множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты - соответствующим значениям функции.
6. Зависимость между переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственной значение зависимой переменной.
7. Какими называются уравнения с двумя переменными имеющие одни и те же решения, или не имеющие решений?
Чья группа угадает быстрее, получает жетон. Всего дается три жетона, т.е. первым трем группам.
Для тех, кто закончил работу, на доске задание (устно):
1. Назвать коэффициенты в уравнениях;
2. Выразить у через х из уравнений:
3х – у = 2;
у = 3х - 2.
5х + 2у = 7;
у = 3,5 - 2,5х.
х + 2у = 4;
у = 2 - 0,5х.
2х – у = 11;
у = 2х - 11.
3. Как назвать эти равенства:
х2+у2=20;
ху=12;
|х| + |у| = 10.
Внимание на доску, проверим кроссворд. (Ответы на кроссворд и критерий оценки работы на доске:)
1. Прямая.
2. Формула.
3. Точка.
4. Аргумент.
5. График.
6. Функция.
7. Равносильными.
Критерий: Быстро и правильно - два “+”, отметить на жетоне номер группы;
Правильно - один “+”.
- Поднимите руку, кто получил два “+”, один “+”. Кто не угадал, повторить определения.
Переходим к проверке (решению) устного упражнения:
1. Проговариваем коэффициенты;
2. Выражаем у через х из уравнений;
3. Называем эти равенства - уравнениями с двумя переменными.
- Что является решением уравнения с двумя переменными? (Пара значений переменных - х и у)
- Сколько решений имеет уравнение с двумя переменными? (Много)
- Как изображается пара значений переменных на координатной плоскости? (Точкой)
- Сколько таких точек можно изобразить? (Много)
- Что является координатами каждой из этих точек? (Абсцисса - значение х, ордината - значение у)
- Что образуют все эти точки на координатной плоскости? (График)
- Так что называется графиком уравнения с двумя переменными? (Множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения)
- Откройте учебник, п.41 и найдите это определение. Прочитаем его. Повторим. А теперь посмотрите на доску. (На доске таблица уравнений с двумя переменными и их графики – рисунок 2).
Рисунок 2. Уравнения с двумя переменными и их графики.
- Что вы видите на таблице? (Уравнения с двумя переменными и их графики).
- Есть ли среди них линейные уравнения с двумя переменными? (Нет)
- Графики этих уравнение вы будите изучать в старших классах. А мы с вами должны узнать, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными.
4. Изучение нового материала.
- Открыли тетради, записали тему урока. Дайте определение линейной функции и запишем:
у = kх + b,
где х и у - переменные, k, b - некоторые числа.
- Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными и запишем:
ах + bу = с,
где х и у - переменные, а, b, с - некоторые числа.
- Сравните, что общего в этих видах математической записи (входят две переменные х и у, числа).
- Как по-другому называются числа? (Коэффициенты).
- Чем отличаются? (Количеством чисел 2 и 3; в первом - выражена зависимость - функция, во втором - не выражена - уравнение).
- А можно ли в линейном уравнении с двумя переменными выразить зависимость одной переменной от другой? (Да).
- Давайте выразим зависимость переменной у от переменной х в линейном уравнении с двумя переменными:
ах+by = с,
где х и у - переменные, а, b, с - некоторые числа.
- Выражаем в общем виде: bу = с - ах.
- Что сейчас мы должны обязательно оговорить? (Что коэффициент при переменной у не равен нулю):
у = (с – ах) / b, при условии b 0.
у = (с / b) – (а / b)х.
- Запишем в стандартном виде:
у = – (а / b)х + (с / b).
- Таким образом, мы получили вид линейной функции у = kx + b, только по-другому записаны числа.
- Что является графиком линейной функции? (Прямая).
- Что необходимо, что бы построить прямую? (Построить две точки).
- А почему две точки? (Согласно аксиоме).
- Так что же является графиком линейного уравнения с двумя переменными, если коэффициент при у не равен нулю (т.е. b 0)? (Прямая).
- Что является координатами каждой из точек? (Пара значений переменных х и у, которые являются решением данного уравнения).
- Запишем уравнение 2х - у = 3. Коэффициент при переменной у не равен нулю. Запишите одно решение (спрашиваю троих и записываю три решения).
- Как проверить, что каждая пара значений переменных х и у, является решением этого уравнения? (Подставить в уравнение вместо переменных х и у их значения. Если равенство верное, значит, пара чисел является решением).
- Как нашли это решение? (Х - произвольное значение, у - находим).
- Какую фигуру будет изображать пара чисел, являющаяся решением линейного уравнения на координатной плоскости? (Точку).
- Сколько пар решений нужно, чтобы построить график? (Две пары).
- Мы рассмотрели с вами общий случай построения графика линейного уравнения с двумя переменными. Кроме общего случая существуют частные случаи построения графиков, когда хотя бы один из коэффициентов равен нулю.
Постановка проблемного вопроса.
- А что же является графиком линейного уравнения с двумя переменными, если хотя бы один из коэффициентов равен нулю?
- Для ответа на этот вопрос предлагается работа по группам. Возьмите карты-таблицы “Что является графиком уравнения ax + by = с, если хотя бы один из коэффициентов равен нулю?”. Подпишите их. Карта-таблица представлена на рисунке 3.
- Смотрим таблицу. В первом столбце записаны уравнения. Второй столбец вы должны заполнить, записывая коэффициенты линейных уравнений. Потом записываете пары решений для каждого из уравнений. Затем в соответствии с координатной плоскостью строите графики. И в последнем столбце записываете, что является графиком. Таблица заполняется по строкам. (При этой работе вызываю по одному ученику для заполнения карты-таблицы на доске после некоторого времени, когда большинство заполнят).
- Если группа заканчивает работу раньше других, то на доске задание, которое выполняется устно.
По окончании работы заслушиваю двух человек. Обобщаем, что же является графиком линейного уравнения, если хотя бы один из коэффициентов равен нулю? (Прямая).
Рисунок 3. Карта-таблица “Что является графиком уравнения ax + by = с, если хотя бы один из коэффициентов равен нулю?”.
Внимание на доску! (На доске таблица с графиками линейных уравнений).
- Какого случая у нас нет? (а 0, b 0, с = 0). Что является графиком? (Прямая пропорциональность).
- А теперь найдите в тексте учебника п.41 определение графика линейного уравнения с двумя переменными и зачитайте его.
- Повторим, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов не равен нулю? (Прямая).
- А можно ли по виду линейного уравнения с двумя переменными определить, что является графиком данного уравнения? (Можно).
На доске записаны линейные уравнения с двумя переменными:
1) 4х - 3у = 5;
2) -7х = 14;
3) 0х + 0у = 0;
4) 0х = - 6;
5) 2у - 6 = 0;
6) 0у = 10.
- Назвать уравнения, графиком которых является прямая, плоскость, нет графика. (Прямая - 1, 2, 5; плоскость - 3; нет графика - 4, 6).
- И еще раз, что же является графиком линейного уравнения с двумя переменными, если хотя бы один из коэффициентов отличен от нуля.
- А сейчас за работу с картой-таблицей консультант проставит каждому оценки в рабочую карту. Критерий оценки - как для домашнего задания. Поднимите руку, кто справился на “5”, кто на “4”.
5. Закрепление материала.
- Самостоятельная работа на доске (проверка у консультанта, консультант проверяет у группы).
Постройте график уравнения:
а) 2х - у = 6;
б) х + 6у = 0;
в) 1,2х = - 4,8;
г) 1,5у = 6.
Критерий оценки (на доске):
правильно решены все - “5”;
правильно решены 4-5 - “4”;
правильно решены 3 - “3”.
- Поднимите руку, кто справился на “5”, кто на “4”, кто на “3”.
Тому, кто закончит раньше, даются уровневые карточки.
6. Рефлексия.
На рабочей карте (рисунок 4) имеются незаконченные предложения. Пожалуйста, закончите их.
На уроке мне было легко при...
На уроке я испытывал(а) трудности при...
Рисунок 4. Рабочая карта.
Рабочие карты сдать консультанту для итоговой оценки. Консультанты сдадут мне.
Урок окончен! До свидания!