Цель: развитие эмоционального интеллекта, межличностных отношений, взаимопонимания;
Задачи:
- формировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей;
- продолжать учить дошкольников выражать свое эмоциональное состояние (как положительное, так и отрицательное) различными средствами (мимикой, жестами, пантомимикой),
- снизить тревожность,
- способствовать расширению кругозора детей, развитию речи, воображения, мышления.
- воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование (наглядный и раздаточный материал): книга, магнитофон, запись музыки, цветок (электрический), полянка (обруч с цветами), кукла-марионетка Грустинка, бусины, голубая ткань (для лужи) и для ручья.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие.
П.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте для начала поприветствуем друг друга с помощью ладошек. Встаньте в круг, прикоснитесь ладошками друг к другу: “Как хорошо, когда мы вместе! Здесь у нас все друзья, без друзей нам жить нельзя!”
2. Мотивационный этап
П.: Вы знаете, в одной волшебной стране живет царевна, которую все зовут ГРУСТИНКА. Как вы думаете почему ее так зовут ?
ДЕТИ (она грустная, грустит, у нее плохое настроение).
П.: Действительно, эта царевна всегда грустная, как вы думаете, почему она грустит?
ДЕТИ (Потому, что у нее что-то случилось, её обидели, наказали и т.д.)
П.: А что можно сделать, чтобы ее настроение изменилось?
ДЕТИ (Развеселить ее, порадовать чем-то, подарить подарки…).
П.: Сегодня у нас с вами есть возможность помочь царевне. Чтобы помочь ей, нужно отправиться в сказочную волшебную страну. А вы хотите побывать там? Для этого у меня есть волшебная книга и волшебные слова. Ну что отправляемся?
ДЕТИ (да)
Беру книгу в руки, раскрываю её.
П.: Давайте положим руки на книгу и закроем глаза. (тихо звучит волшебная музыка)
Ритуал вхождения в сказку.
П.: Нас книга в сказку введи,
Не дай нам книга ослабнуть в пути,
Для нас ты радость и свет подари
И сказку новую нам оживи…
П.: Открывайте глаза. Вот мы с вами в волшебной стране. Что я вижу? Это кажется волшебный сказочный лес. А как вы думаете, какие сказочные герои здесь живут?
ДЕТИ (перечисляют своих сказочных героев).
П.: Как много героев вы знаете!
2. Практический этап
П.: В этом сказочном лесу нужно и самим уметь превращаться в разных персонажей, только тогда мы лес преодолеем! А помогать нам в этом будет музыка! Сейчас мы будем идти по кругу, и, как только музыка затихнет, вам нужно превратиться в того, кого я назову. Все поняли задание? Ну тогда пошли!
Упражнение “Быстрые Превращения”
Звучит бодрая музыка, дети ходят по кругу под музыку, а когда музыка останавливается, ведущий произносит: “А теперь повеселитесь в клоунов вы превратитесь”, “а теперь чуть-чуть позлитесь – в Бабку Ёжку превратитесь”, “А теперь попробуйте стать железным роботом”. А теперь превратитесь в Кощея, чтобы жадный был позлее”, “А теперь превратитесь в боксера, приготовившегося к бою”, “И последнее – в певца, которому хлопают без конца”.
П.: По-моему, вы замечательно умеете превращаться, а вот и лес закончился. Мы вышли к поляне.
Взгляните, что это такое здесь на полянке?
ДЕТИ: (цветок)
П.: И правда цветок, и, похоже он завял, видите какой тусклый? Мы можем ему помочь?
ДЕТИ (да, нет) что же сделать нужно, чтобы ему стало хорошо?
ДЕТИ (полить, взрыхлить, солнцем посветить)
П.: Вы верно заметили, этому цветочку сейчас очень нужна вода.
Польем его? Видите там у нас течет ручей (голубая ткань на стуле) нужно подойти к источнику воды набрать ее в ладошки и полить цветок дети складывают лодочкой руки и набирают в них воду.
П.: Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь пальцы проходит!.. Что же делать?
ДЕТИ (предлагают свои варианты)
П.: Подскажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашу. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить чашу, отнесите к цветку!
Дети выполняют задание, психолог незаметно “включает цветок” и тот начинает светиться.
П.: Посмотрите, как ярко теперь засверкал наш цветок, вы смогли оживить его! А я увидела, что вы очень дружные ребята и теперь мы можем идти дальше.
Делаем несколько шагов,
П.: Ой, Кажется у нас новое препятствие
Чтобы дальше нам пройти,
Надо лужу перейти.
Лужа эта, как вы понимаете, не простая и переступая её нужно вспомнить и назвать сказочных героев, живущих в воде:
Упражнение “Лужа”
Дети изображают, что переступают лужу называя сказочных героев, живущих в воде: водяного, русалку, царевну лягушку, золотую рыбку, щуку и т.д.
П.: Мне приятно, что вы знаете этих персонажей!
Кажется, за нашими приключениями мы и не заметили что уже пришли к домику царевны Грустинки, ну что попробуем поднять ей настроение? И расскажем ей правила хорошего настроения!
Речедвигательное упражнение “Не грусти, а улыбнись”
Если в лужу ты упала – не грусти, а улыбнись; (подпрыгнуть и присесть на корточки – развести руки в стороны и улыбнуться др др.)
Не с той ноги сегодня встала? – не грусти, а улыбнись; (топнуть ногой - развести руки в стороны и улыбнуться др. др.)
Мыла блюдце, расколола – не грусти, а улыбнись; (движения похожие на мытье посуды, руки развести - развести руки в стороны и улыбнуться др. др.)
Позабыла что-то дома – не грусти, а улыбнись, (обе руки к голове и покачать ею - развести руки в стороны и улыбнуться др. др.)
Ведь с улыбкой ты чудесна, ты в улыбке – хороша, ( руками продолжить улыбку, руки вверх в стороны – пружинка)
Если личико прекрасно, то меняется душа!!! (рукой обвести овал лица, приложить обе руки к сердцу)
Улыбайся! Улыбайся! Всё получится поверь, (улыбнуться соседям с обеих сторон – развести руки в стороны)
Жизнь прекрасна, это ясно – все изменится теперь! (Вперед выбросить левую руку с поднятым большим пальцем, то же с правой рукой, то же обе вместе)
П.: Посмотрим на Царевну? Как выдумаете, что-то изменилось в ней?
ДЕТИ (да, нет, не знаем)
П.: Пока ничего не ясно с Грустинкой, она не реагирует.
П.: У меня есть идея, я знаю, рецепт изготовления радостных духов. Для этого вспомните отчего вы улыбаетесь и что приносит вам радость. Наши знания мы соберем в сосуд. Делать будем это так: продолжите предложение “Я радуюсь, когда…”.
ДЕТИ: (предлагают свои варианты ответов, и “кладут” в воображаемый сосуд)
Хорошенько помешаем (помешать воображаемой ложкой), вдохнем и почувствуем аромат и покажем Грустинке, какое получилось радостное веселое настроение.
Царевна Грустинка: Девочки и мальчики! Как же мне с вами стало интересно. А ведь раньше я была веселой и умела радоваться. НО тогда у меня были волшебные бусы, которые порвались и рассыпались
Упражнение “Бусины”
П.: Так ведь мы можем помочь! Правда ребята? Я же знаю, что вы дружные!
ДЕТИ (поможем)
П.: Давайте соберем бусы для царевны, а чтобы их магия не ушла, мы их зарядим добрыми пожеланиями. Каждый из вас, нанизывая бусину на нитку скажет комплимент (доброе пожелание) в ее адрес! Теперь соберем их вместе, завяжем.
П.: Как вы думаете, какое теперь настроение у Царевны?
ДЕТИ (радостное, веселое, счастливое)
П.: А имя теперь ей подходит?
ДЕТИ (нет, да)
П.: Мы можем придумать ей новое имя?
ДЕТИ (свои варианты. Н-р веселинка, смешинка, веселушка, радость….)
ЦАРЕВНА: Спасибо вам за хорошее настроение, мне хочется чтобы и у вас было хорошее настроение и я вам дарю на память. (…. Смайлики мячики, фонарики, воздушные шарики смайлы)
Упражнение “Полет”
П.: Время пролетело очень быстро, скоро закроется волшебная книга, а нам еще в детский сад нужно вернуться. Как вы думаете, каким способом мы можем быстро вернуться к книге сказок в ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ?
ДЕТИ (быстро побежать, полететь на ковре самолете, на Емелиной печке поехать, одеть сапоги-скороходы и т.д.)
П.: Я знаю еще один волшебный способ, предлагаю пролететь над сказочной страной как птица, а для этого нам нужны крылья (вместе с ребятами садимся на ковер в круг). Давайте проверим крылья – вытяните руки в стороны, напрягли руки, руки твердые, как стальные. Расслабили – легко, приятно (повторить 2-3 раза.). Машем крыльями, легко приятно. Не напрягаем руки.
Закройте глаза. (Тихая легкая музыка)
Представьте, что вы летите над страной. Что же вы видите? Где-то там наша царевна. Может быть вы видите деревья или животных, а вот и небо бескрайнее, да и солнце лучистое. Ой, а я увидела радугу, ух, прокачусь, хорошо! А там вдалеке кто-то пробежал – это наверно чьи-то друзья. Пора нам опускаться на землю. Открываем глаза.
Вот мы и перед книгой.
Подойдите ко мне ближе, положите руки на книгу сказок закройте глаза,
Нам пора прощаться со сказкой:
Книга-книга, сказка прошла,
нам много чудного преподнесла,
скорее домой нас перенеси
И что узнали мы, в нас сохрани.
3. Рефлексия
П.: Мы вернулись в детский сад, мне было приятно провести с вами время в путешествии.
Что вам понравилось сегодня, что вызвало затруднения?
Ритуал Прощания. “Солнышко из рук”
П.: положите ваши ладошки мне на руку
Дети кладут руку на руку психолога и говорят хором “До свидания”.
Список используемой литературы
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.; “Златоуст”, 1998. – 352 с.
- Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. - СПб.; “Речь”, 2008, 167 с.
- Сборник программ по сказкотерапии/под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.; “Речь”, 2000.