Задачи урока:
- повторить знания об опорно-двигательной системе.
- раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья.
Цель урока: решить проблему как идёт развитие опорно-двигательной системы у человека в течении жизни ,что влияет на её развитие, причины нарушения осанки
Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица «Осанка, нарушение осанки», презентация, портреты ученых.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности:
Что за мастерское создание – человек.
Человек – краса Вселенной.
Венец всего живущего.
Изучение строения человека начили с ОДС.
Беседа:
- Чем образована опорно-двигательная система (костно-мышечная система) человека?
- Какое она имеет значение? (опора, защита, движение)
Работа у доски
К доске приглашаются 2 ученика им выданы конверты с рисунками и заданиями. (Приложение 2)
1 конверт
- Выберите клетки кости.
- Укажите, какой вид ткани образуют эти клетки?
- Назовите особенности данной ткани.
- Почему кость твердая?
- Чем кость отличается от хряща? (повесить рисунок на доску)
2 конверт
- Выберите скелетную поперечно-полосатую ткань;
- Назовите особенности данной ткани;
- Укажите функции скелетной поперечно-полосатой ткани;
- Как эта ткань двигает кость? (повесить рисунок на доску)
Работа с микроскопом
Угадайте, что за микропрепарат.
препарат строение кости
Давайте обратимся в микроскоп – кость под микроскопом.
Пока ребята готовятся у доски, все учащиеся на отдельных листочках выполняют задание на жёлтых листочках.
За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость».
Проверка: сколько слов написали.
Кто назвал больше?
Выслушивание ответов у доски.
Задание для всего класса на жёлтых листочках.
Документ камера (распечатка на столах с заданиями)
Из 10 суждений выписать цифры, которые соответствуют правильным суждениям.
Если вы сделаете правильно, то в ответе получите интересную комбинацию цифр. (Приложение 1)
- У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
- У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
- В грудном отделе 5 позвонков.
- Пояс верхней конечности образован только лопатками.
- Дети более подвержаны переломам костей, чем взрослые.
- Рост костей в длину происходит за счёт деления надкостницы.
- В позвоночнике соединение костей подвижное.
- Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
- Самые крепкие кости в скелете – берцовые.
- Красный костный мозг – место образования клеток крови.
Ответ: 1.8.10 число урока.
Слайд 1 (Приложение 3)
18.10 число урока и тему записать в тетради
Развитие опорно-двигательной системы. Осанка.
Слайд 2
Цель урока: решить проблему как идёт развитие опорно-двигательной системы у человека в течении жизни, что влияет на её развитие, причины нарушения осанки
Слайд 3
Первая страничка урока – Рост, развитие скелета и мышц у человека. Наш класс разделён на 3 группы по желанию.
Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?
Первая группа занималась проблемой маленьких детей.
Кто отвечает?
Работа с книгой (документ камера)
Книга Резанова Е.А. «Биология Человека» стр. 100
Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка.
Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?
Слово второй группе.
Слайд 4
Запись в тетради
14-17 лет усиленный рост костей, чем сильнее мышцы, тем прочней скелет.
Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам.
Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет Самые прочные кости 20-40 лет.
Слайд 5
Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.
Слово третьей группе.
Слайд 6
У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях, в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут. Они крепче и прочнее.
Слайд 7. Почему мальчик Ваня стал таким.
Ваня стал принимать пищевые белковые добавки. В результате стала расти масса тела, появилось ожирение и одышка. Из-за отсутствия физических упражнений ослабли мышцы. Они перестали удерживать позвоночник. Он искривился, появилась боль в спине.
Слайд 8
Гиподинамия
Чем она опасна
Слабость скелетных мышц
Слабость сердечной мышцы
Перестройка костей – из них выходят соли кальция
Нарушение сосудов с образованием на них наростов – Атеросклероз
Ожирение
ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!!!
Раздать схему о опасности гиподинамии
Гиподинамия
Слайд 9
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.
Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.
Какой же выход?
Слайд 10
В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:
- оптимальный двигательный режим
- здоровый образ жизни
- отказ от вредных привычек
Можно ли сделать вывод, что «Движение – это жизнь».
Запись в тетради фразы «Движение – это жизнь».
Вопрос учителя: Что же делать, чтобы не было гиподинамии?
Ответ: Заниматься физическими упражнениями.
Начинать их нужно делать уже утром, в постели.
Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбки задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.
Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.
Советую ходить пешком. Мудрость гласит: «Пешком ходить – долго жить».
В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.
Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.
Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.
С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.
Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.
Слайд 11
Четвертая страничка урока: спортивная «Физкультминутка»
Мы с вами уже засиделись и что бы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса. (Приложение 4)
Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.
Слайд 12
Слово учителя: Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты: «Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом»
Слайд 13
В человеке должно быть всё прекрасно.
Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан? Осанки.
Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».
В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».
Ответ: От осанки.
Повесить плакат со словом ОСАНКА
Работа с учебником стр.73 §15
Задания по группам.
Первая группа: Что такое осанка?
Вторая группа: От чего зависит осанка?
Третья группа: Какая осанка считается правильной?
На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.
После ответа 3 группы Слайд 14
Слайд 15
Кто лучше расскажет об осанке? Доктор.
Советы врача (видеоролик, Приложение 5)
Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо формировать с детства.
Слайд 16. Выясним.
– У кого и почему возникает искривление позвоночника?
Ответ ищем в СКЕЛЕТЕ. Работа по карточкам в группах.
Слайд 17
Вопросы для 1 группы.
№1. Сколько позвонков в скелете у человека?
№2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?
№3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?
Вопросы для 2 группы.
№1. Что находится между телами позвонков?
№2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?
№3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?
Вопросы для 3 группы.
№1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?
№2. Возможно ли нарушение осанки у животных?
№3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?
Опрос детей по порядку
Слайд 18
Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.
По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет. Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.
Слайд 19-20
Ответ на вопрос: Как предупредить нарушение искривления позвоночника?
- если стол низок – ученик наклоняется – искривление позвоночника;
- если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;
- между партой и станом должен проходить кулак;
- нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.
Рекомендации:
- Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
- Важно избегать неудобных поз.
- Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
- Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
- После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
- Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
- При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
- Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища.
- Не следует носить груз в одной руке.
- В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
Есть три степени нарушения осанки:
Слайд 22
- слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гимнастической палкой)
- затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж
- затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.
Слайд 21
Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.
Слайд 22
Показать барельефную модель внутренних органов.
Показать рентгеновский снимок со сколиозом.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.
Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Слайд 23
Заболевание Остеохондроз
Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).
Показать модель позвонков
Лабораторная работа
Слайд 27
Рабочая тетрадь – стр. 25 №55
1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента
Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 см вниз от плечевого сустава.
Со стороны груди (А) А/Б
Со стороны спины (Б)
Если А/Б ≥ 1 – сутулости нет
Сделать запись в тетради
Слайд 28
Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба (эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома)
Слайд 29 Почему Маша стала такой?
Маша «села» на диету. В результате похудела, из-за отсутствия физической активности ослабли мышцы. Они перестали удерживать позвоночник. Он искривился, защемились спиномозговые нервы, которые иннервируют желудок. Появилась некрасивая осанка и боль.
Слайд 30–32. Сформулируйте правила сохранения здоровья.
Правила сохранения здоровья:
- Контролируй осанку.
- Укрепляй мышцы физическими упражнениями.
- Правильно питайся.
Слайд 33
«Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя.» Сухомлинский В.А.
Все зависит от ВАС!
Рефлексия. Вам понравился урок, узнали что-то новое?
Дом. задание:
- Доделать лаб. раб., изучить понятия по тетради.
- Изучить тему плоскостопие и проверить его у себя.
Слайд 34
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Музыкальное сопровождение к уроку (Приложение 6).