Тема урока: "Развитие опорно-двигательной системы. Осанка". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Задачи урока:

  • повторить знания об опорно-двигательной системе.
  • раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Цель урока: решить проблему как идёт развитие опорно-двигательной системы у человека в течении жизни ,что влияет на её развитие, причины нарушения осанки

Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица «Осанка, нарушение осанки», презентация, портреты ученых.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности:

Что за мастерское создание – человек.
Человек – краса Вселенной.
Венец всего живущего.

Изучение строения человека начили с ОДС.

Беседа: 

  1. Чем образована опорно-двигательная система (костно-мышечная система) человека?
  2. Какое она имеет значение? (опора, защита, движение)

Работа у доски

К доске приглашаются 2 ученика им выданы конверты с рисунками и заданиями. (Приложение 2)

1 конверт

  1. Выберите клетки кости.
  2. Укажите, какой вид ткани образуют эти клетки?
  3. Назовите особенности данной ткани.
  4. Почему кость твердая?                
  5. Чем кость отличается от хряща? (повесить рисунок на доску)

2 конверт

  1. Выберите скелетную поперечно-полосатую ткань;
  2. Назовите особенности данной ткани;
  3. Укажите функции скелетной поперечно-полосатой ткани;
  4. Как эта ткань двигает кость? (повесить рисунок на доску)

Работа с микроскопом

Угадайте, что за микропрепарат.

препарат строение кости

Давайте обратимся в микроскоп – кость под микроскопом.

Пока ребята готовятся у доски, все учащиеся на отдельных листочках  выполняют задание на жёлтых листочках.

За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость».

Проверка: сколько слов написали.

Кто назвал больше?

Выслушивание ответов у доски.

Задание для всего класса на жёлтых листочках.

Документ камера  (распечатка на столах с заданиями)

Из 10 суждений выписать цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

Если вы сделаете правильно, то в ответе получите интересную комбинацию цифр. (Приложение 1)

  1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  3. В грудном отделе 5 позвонков.
  4. Пояс верхней конечности образован только лопатками.
  5. Дети более подвержаны переломам костей, чем взрослые.
  6. Рост костей в длину происходит за счёт деления надкостницы.
  7. В позвоночнике соединение костей подвижное.
  8. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
  9. Самые крепкие кости в скелете – берцовые.
  10. Красный костный мозг – место образования клеток крови.

Ответ: 1.8.10 число урока.

Слайд 1 (Приложение 3)

18.10 число урока и тему записать в тетради

Развитие опорно-двигательной системы. Осанка.

Слайд 2  

Цель урока: решить проблему как идёт развитие опорно-двигательной системы у человека в течении жизни, что влияет на её развитие, причины нарушения осанки

Слайд 3

Первая страничка урока – Рост, развитие скелета и мышц у человека. Наш класс разделён на 3 группы по желанию.

Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?

Первая группа занималась проблемой маленьких детей.

Кто отвечает?

Работа с книгой (документ камера)

Книга Резанова Е.А. «Биология Человека» стр. 100

Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка.

Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?

Слово второй группе.

Слайд 4

Запись в тетради

14-17 лет усиленный рост костей, чем сильнее мышцы, тем прочней скелет.

Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам.

Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет  Самые прочные кости 20-40 лет.

Слайд 5

Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

Слово третьей группе.

Слайд 6

У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях, в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут. Они крепче и прочнее.

Слайд 7. Почему мальчик Ваня стал таким.

Ваня стал принимать пищевые белковые добавки. В результате стала расти масса тела, появилось ожирение и одышка. Из-за отсутствия физических  упражнений ослабли мышцы. Они перестали удерживать позвоночник. Он искривился, появилась боль в спине.

Слайд 8

Гиподинамия

Чем она опасна

Слабость скелетных мышц

Слабость сердечной мышцы

Перестройка костей – из них выходят соли кальция

Нарушение сосудов с образованием на них наростов – Атеросклероз

Ожирение

ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!!!

Раздать схему о опасности гиподинамии

Гиподинамия

Слайд 9

«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.

Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.

Какой же выход?

Слайд 10

В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:

  • оптимальный двигательный режим
  • здоровый образ жизни
  • отказ от вредных привычек

Можно ли сделать вывод, что «Движение – это жизнь».

Запись в тетради фразы «Движение – это жизнь».

Вопрос учителя: Что же делать, чтобы не было гиподинамии?

Ответ: Заниматься физическими упражнениями.

Начинать их нужно делать уже утром, в постели.

Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбки задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.

Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.

Советую ходить пешком. Мудрость гласит: «Пешком ходить – долго жить».

В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.

Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.

Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.

С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.

Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.

Слайд 11

Четвертая страничка урока: спортивная «Физкультминутка»

Мы с вами уже засиделись и что бы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса. (Приложение 4)

Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.

Слайд 12

Слово учителя: Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты: «Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом»

Слайд 13

В человеке должно быть всё прекрасно.

Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан? Осанки.

Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».

Ответ: От осанки.

Повесить плакат со словом ОСАНКА

Работа с учебником стр.73 §15

Задания по группам.

Первая группа: Что такое осанка?

Вторая группа: От чего зависит осанка?

Третья группа: Какая осанка считается правильной?

На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.

После ответа 3 группы Слайд 14

Слайд 15

Кто лучше расскажет об осанке? Доктор.

Советы врача (видеоролик, Приложение 5)

Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо формировать с детства.

Слайд 16.  Выясним.

– У кого и почему возникает искривление позвоночника?

Ответ ищем в СКЕЛЕТЕ. Работа по карточкам в группах.

Слайд 17

Вопросы для 1 группы.

№1. Сколько позвонков в скелете у человека?

№2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?

№3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?

Вопросы для 2 группы.

№1. Что находится между телами позвонков?

№2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?

№3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?

Вопросы для 3 группы.

№1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?

№2. Возможно ли нарушение осанки у животных?

№3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?

Опрос детей по порядку

Слайд 18

Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.

По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет.   Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.

Слайд 19-20

Ответ на вопрос:  Как предупредить нарушение искривления позвоночника?

  • если стол низок – ученик наклоняется – искривление позвоночника;
  • если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;
  • между партой и станом должен проходить кулак;
  • нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.

Рекомендации:

  • Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  • Важно избегать неудобных поз.
  • Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
  • Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  • После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  • Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
  • При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  • Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища.
  • Не следует носить груз в одной руке.
  • В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

Есть три степени нарушения осанки:

Слайд 22

  • слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гимнастической палкой)
  • затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж
  • затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.

Слайд 21

Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.

Слайд 22

Показать барельефную модель внутренних органов.

Показать рентгеновский снимок со сколиозом.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Слайд 23

Заболевание Остеохондроз

Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Показать модель позвонков

Лабораторная работа

Слайд 27

Рабочая тетрадь – стр. 25 №55

1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента

Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 см вниз от плечевого сустава.

Со стороны груди (А)                        А/Б

Со стороны спины (Б)

Если  А/Б ≥ 1 – сутулости нет

Сделать запись в тетради

Слайд 28

Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба (эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома)

Слайд 29 Почему Маша стала такой?

Маша «села» на диету. В результате похудела, из-за отсутствия физической активности ослабли мышцы. Они перестали удерживать позвоночник. Он искривился,  защемились спиномозговые нервы, которые иннервируют желудок. Появилась некрасивая осанка и боль.

Слайд 30–32. Сформулируйте правила сохранения здоровья.

Правила сохранения здоровья:

  1. Контролируй осанку.
  2. Укрепляй мышцы физическими упражнениями.
  3. Правильно питайся.

Слайд 33

«Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя.» Сухомлинский В.А.

Все зависит от ВАС!

Рефлексия. Вам понравился урок, узнали что-то новое?

Дом. задание:

  • Доделать лаб. раб., изучить понятия по тетради.
  • Изучить тему плоскостопие и проверить его у себя.

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Музыкальное сопровождение к уроку (Приложение 6).