Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии.
Задачи:
- сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
- сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
- подготовить к профессиональному самоопределению.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход мероприятия
До начала мероприятия учащиеся делятся на 5 команд путем жеребьевки и занимают места за столами (мероприятие проводится для учащихся двух классов). В жюри – учителя школы.
(Слайд 2) (Приложение 1)
Учитель: «В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
(Слайд 3)
На экране вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»
(Дети дают ответы.)
(Слайд 4)
Подведем итоги. Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
(Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития).
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Сегодня мы поговорим о различных профессиях и о выборе профессии.
(Слайд 5)
Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды.
Задание 1. «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию).
(Слайд 6)
Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.
Задание 2: Вы получите карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы.
Первая группа профессий «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Профессии, которые почти или совсем исчезли».(забытые)
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа – «Самые отважные профессии».
Пятая «Появились только в XX веке»
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Посмотрим, так ли у вас получилось.
(Слайд 7)
На слайде и проверяем примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог
Профессии, которые почти или совсем исчезли: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
«Появились только в XX веке» программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь – референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист – машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр .
(Слайд 8)
А теперь несколько вопросов о профессиях, которые помогут понять вам, насколько широк ваш кругозор в этой области
(Слайд 9)
Задание 3. «Вопросы»
Назовите орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.
Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
(Слайд 10)
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и несколько ремесел, которыми он владел. (ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)
(Слайд 11)
Кто был профессионалом: в литературе и медицине? (ответ: А. П. Чехов)
(Слайд 12)
Кто был профессионалом в музыке и химии? (ответ: А. П. Бородин)
(Слайд 13)
Кто был профессионалом: в литературе и дипломатии. (ответ: А. С. Грибоедов).
(Слайд 14)
Кем бы могли работать в наши дни:
- Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом)
- Красная Шапочка (ответ: социальным работником)
- Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
(Слайд 15)
Выдь на Волгу, чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
Кем работают сегодня представители этой профессии? (ответ: мотористами-рулевыми.)
(Слайд 16)
Представители этой профессии говорят: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу.
(Ответ: профессия – повар. Пословица: «Добрый повар стоит доктора».)
(Слайд 17)
Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой?
Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).
(Слайд 18)
«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.
Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: профессия машинист — машинистка.)
(Слайд 19)
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
(Слайд 20)
Задание 4. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
"Закончить предложения":
- Люди работают ради…
- Настоящий труд – это…
- При выборе профессии люди часто не учитывают…
- В любом профессиональном труде самое важное…
- Счастье – это…
Записали, зачитали.
(Слайд 21)
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (На слайдах)
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу – своё желание.
Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо – потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
(Слайд 22)
Мы много лет проработали в школе и всегда интересовались дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече мы задаем вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получали ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Здесь перечислены самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
(Слайд 23)
Оказывается, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
- хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это все, что мне по силам, по способностям;
- надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
(Слайд 24)
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки.)
(Слайд 25)
Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.
- Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
- Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
- Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
- Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
- Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
- Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
(Слайд 26)
Заключительное слово.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
(Слайд 27)
А теперь подведем итоги. Напишите сиквейн к слову профессия. А жюри в это время подводит итоги нашей игры.
(Слайд 28)
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Раздаточный материал (Приложение 2).