«Здоровье – это вершина, на которую человек
должен подняться сам»
И. Брехман
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.
Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – лишь небольшой перечень работы школы по данному вопросу.
Уроки здоровья – путь к улучшению функционального состояния организма учащихся. Особое их значение заключается в формировании у младших школьников валеологической культуры, что помогает осознать в младшем школьном возрасте необходимость ведения здорового образа жизни. Целью занятий является обучение детей бережному отношению к своему здоровью, знакомство с приемами сохранения здоровья.
Предложенный материал поможет как учителю физической культуры, так и классному руководителю создать систему работы по воспитанию здорового образа жизни. В беседах, чередующихся с упражнениями и практическими заданиями, речь идёт о красивой осанке, здоровье глаз и зубов, о полезных продуктах.
В приложениях представлены сценарии проведения уроков и классных часов:
1. Урок здоровья. Тема: «Уход за зубами» (беседа-практикум) (Приложение 1, Приложение 2)
2. Урок здоровья. Тема: «Расти стройным!» (беседа-практикум) (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
3. Урок здоровья. Тема: «Органы чувств. Глаза» (беседа-практикум) (Приложение 6)
4. Урок здоровья. Тема: «Мыло и Вода – наши лучшие друзья» (беседа-практикум) (Приложение 7)
5. Урок здоровья. Тема: «Правила ухода за телом» (беседа-практикум) (Приложение 8)
Азбука здоровья для малышей (Приложение 9)
Фотографии учащихся 2 класса, выполняющих упражнения для укрепления мышц живота и спины (Приложение 10)