Программа спецкурса "За страницами учебника "Органическая химия". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Необходимость разработки спецкурса для учащихся 10-х классов «За страницами учебника «Органическая химия»» обусловлена следующим. В соответствии с учебным планом профильного класса на изучение химии выделяется 102 часа. Из них 90 часов – на изучение теоретического материала и 12 часов – химический практикум. Теоретическая часть курса очень сложна и объемна. Учебной программой не предусмотрено достаточного количества часов на отработку умений и навыков решения расчетных задач и логических упражнений. Сдача же вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой. Спецкурс поможет преодолеть разрыв между требованиями, заложенными в заданиях ЕГЭ, приемных комиссий вузов и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность  здесь представляет решение задач и упражнений.

Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе (курс органической химии).

Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности могут варьировать.

Цели данного спецкурса:

  • коррекция и углубление имеющихся химических знаний,
  • обучение решению задач и упражнений,
  • выработка целостного взгляда на химию,
  • усвоение материала повышенного уровня сложности,
  • развитие творческой активности и инициативности.

Формами отчетности по изучению данного спецкурса могут быть: зачеты по решению задач и логических упражнений, составление сборников авторских задач и упражнений учащихся (с решениями), контрольные работы.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задания повышенного уровня сложности, нашедшие отражения в заданиях ЕГЭ по химии.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Теорет.

Практ.

 

Решение расчетных задач без использования химических уравнений  (9 часов)

 1

Вывод формулы вещества по массовым долям элементов данного вещества

2

2

 

 2

Вывод формулы вещества по массовым долям элементов данного вещества и относительной плотности паров данного вещества

2

2

 

3

Вывод формулы вещества по массе и (или) объему исходного вещества и продуктов сгорания

2

2

 

4

Расчеты по термохимическим уравнениям

2

2

 

4

Контроль

1

1

 

 

Решение расчетных задач с использованием химических уравнений  (14 часов)

1

Вывод формулы вещества по известной массе (объему, количеству) исходного вещества и продукта реакции

2

2

 

2

Нахождение массы (объема) продукта реакции, если известны массовая (объемная) доли выхода и наоборот, нахождение массы  (объема), исходного вещества, если известны масса (объем) продукта и массовая (объемная) доли выхода

2

2

 

3

Решение задач с использованием понятия «Избыток – недостаток»

2

2

 

4

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют не сходные свойства.

2

2

 

5

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

2

2

 

6

Комбинированные задачи

3

3

 

7

Контроль

1

1

 

 

Решение логических заданий (11 часов)

1

Генетическая связь между классами  углеводородов

2

2

 

2

Генетическая связь между классами  кислородсодержащих органических веществ

2

2

 

3

Генетическая связь между классами  углеводородов и кислородсодержащих органических веществ

2

2

 

3

Генетическая связь между классами  азотсодержащих органических веществ

2

2

 

4

Генетическая связь между различными классами органических соединений

2

2

 

5

Творческая работа

1

 

 

 

Итого

34

Содержание программы

1. Решение расчетных задач без использования химических уравнений (9 часов)

Вывод формулы вещества по массовым долям элементов данного вещества.

Вывод формулы вещества по массовым долям элементов данного вещества и относительной плотности паров данного вещества. Вывод формулы вещества по массе и (или) объему исходного вещества и продуктов сгорания. Расчеты по термохимическим уравнениям. Контроль знаний, умений, навыков.

2. Решение расчетных задач с использованием химических уравнений (14 часов)

Вывод формулы вещества по известной массе (объему, количеству) исходного вещества и продукта реакции. Нахождение массы (объема) продукта реакции, если известны массовая (объемная) доли выхода и наоборот, нахождение массы  (объема), исходного вещества, если известны масса (объем) продукта и массовая (объемная) доли выхода. Решение задач с использованием понятия «Избыток – недостаток». Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют не сходные свойства. Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства. Комбинированные задачи. Контроль знаний, умений, навыков.

3. Решение логических заданий (11 часов)

Генетическая связь между классами  углеводородов. Генетическая связь между классами  кислородсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами  углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами  азотсодержащих органических веществ. Генетическая связь между различными классами органических соединений. Творческая работа.

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов. Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, – М.: «Дрофа» 2006.
  2. Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии / О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарев, А.А.Карцова. – М.: Просвещение, 2006. – 190 с.
  3. Гара Н.Н. Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2009. – 79 с.
  4. Лидин Р.А. Дидактические материалы, – М.: «Дрофа» 1999.
  5. Решаем задачи по химии / Авт.-сост.: А.И.Аргишева, Ю.К.Губанова. – Саратов: Лицей, 2002. – 384 с.
  6. Рябов М.А. Тесты по химии: 10-й класс.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / М.А.Рябов, Р.В.Линько, Е.Ю.Невская.– М.: «Экземен», 2006. – 158 с.
  7. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8 -11 кл ,  – М:. «Новая волна» 2005.
  8. Шипуло Е.В. Решение задач по химии, – М:. «Эксмо» 2005.