Муниципальным заданием для дошкольных учреждений является оказание муниципальной услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему и результатам оказания муниципальной услуги.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, ориентированной на результат. Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Одним из условий, обеспечивающим качество реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Таким образом, в настоящее время должна активно функционировать модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителей с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников в нашем дошкольном учреждении строится на следующих принципах:
- Открытость д/с для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок и участвовать в жизни детского сада);
- Партнерская позиция педагогов и родителей (педагоги и родители выступают как равноправные субъекты воспитательно-образовательного процесса);
- Обеспечение конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- Приоритетность активных методов взаимодействия с семьями воспитанников;
- Мотивирование родителей к взаимодействию (родители заинтересованы и выступают инициаторами какой-либо совместной деятельности);
- Дозированное участие родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе (есть вопросы относящиеся к компетенции образовательного учреждения и участие родителей в решении этих вопросов необязательно, например, подбор и расстановка кадров, выбор образовательных программ и т.д.)
Дошкольные учреждения самостоятельны в выборе форм взаимодействия с семьей, главное чтобы они были ориентированы на результат.
1. Создание наглядно-информационной среды.
Цель: реализация права родителей на получение информации о ДОУ, реализуемой образовательной программе, дополнительных образовательных услугах, квалификации педагогических работников и т.д.
Создание в дошкольном учреждении наглядно-информационной среды является важной составляющей в установлении доверительных отношений с родителями воспитанников, так как позволяет донести до родителей любую информацию в доступной форме и тактично напомнить о родительских правах и обязанностях.
Внутри нашего дошкольного учреждения, это прежде всего, информационные стенды:
- с информацией о дошкольном учреждении;
Рисунок 1
- с выдержками из нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения;
Рисунок 2
- с информацией о педагогах и специалистах, которые работают с детьми данной группы;
Рисунок 3
- Стенды по питанию с ежедневным меню и рекомендациями по организации правильного питания для детей вне стен детского сада.
Рисунок 4
- Стенды для выставок, вернисажей детских работ с целью демонстрации родителям успехов детей по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы нашего ДОУ.
Рисунок 5
- Стенды в родительских уголках оформленные по сказкам, как и группы в детском саду, яркие и привлекательные, где размещается информация по основной общеобразовательной программе:
Рисунок 6
- режим дня,
- расписание НОД с указанием образовательных областей.
- размещается информация работы группы на месяц в соответствии с тематическим планированием по Годовому плану работы детского сада.
Доступность и открытость информации способствует:
- снятию информационных барьеров;
- обеспечению развития доверительных отношений между родителями и дошкольным учреждением;
- повышению правовой и педагогической культуры родителей;
- сведению к минимуму конфликтных ситуаций, так как отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтных ситуаций.
II. Метод проектов.
Метод проектов незаменим в организации взаимодействия родителей и детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители совместно включаются в творческий и познавательный процесс, что способствует созданию атмосферы общности интересов детей, родителей и педагогов группы.
В нашем дошкольном учреждении метод проектов используется, начиная с ясельной группы. Родители готовят проект (например, «Моя маленькая леди», «Мой маленький джентельмен» и т.д.) о своей семье и своем ребенке, его привычках, любимых игрушках, семейных праздниках и т.д. Все проекты находятся в группах и в течение дня воспитатель может совместно с малышом рассмотреть этот маленький семейный альбом, что-то обсудить. Это помогает успокоить малыша, доставляет ему положительные эмоции, что несомненно очень важно, особенно в период адаптации в группе раннего возраста.
Рисунок 7
Как показывает практика, родители воспитанников могут быть не только источниками информации, источником реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но также стать непосредственными активными участниками образовательного процесса, что помогает им:
- обогатить свой педагогический опыт;
- испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка, что способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Рисунок 8
III. Газета для родителей «Лапушка».
Можно сказать, что газета является прямым продолжением традиционных родительских уголков. Выпуск газеты – дело не простое. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны и полезны многим родителям в деле воспитания детей, а также правильно преподнести их. В нашем ДОУ газета обычно выходит к какому-то празднику: Новый год, юбилей детского сада, 23 февраля, День защиты детей и т.д. К созданию каждого выпуска привлекаются и педагоги, и дети, и родители.
Рисунок 9
В рубрике «Письмо в номер» родители могут написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, высказать свое мнение о мероприятиях, которые проводятся в ДОУ, внести какие-то предложения для обсуждения родительской общественностью, можно принять участие в конкурсе, которые время от времени объявляются.
Рисунок 10
Кроме того, на наш взгляд, газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая что именно это отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно прочитать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.
Газета является средством развития творческих способностей всех участников воспитательно-образовательного процесса., эффективной формой педагогического информирования родителей, что способствует:
- повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- формированию положительного родительского мнения о воспитании дошкольников в дошкольном учреждении;
- включению родителей в воспитательно-образовательный процесс.
IV. Театрализованные постановки.
В апреле 2000 года в нашем дошкольном учреждении был открыт театр «Лапушка». За это время под руководством музыкального руководителя было поставлено 52 мини-спектакля и 13 больших спектаклей. Театральная неделя – традиция нашего ДОУ.Она проводится ежегодно в марте к Международному дню театра. Все группы, начиная с младшей готовят свой спектакль. А подготовительная группа готовит главный спектакль года.
Рисунок 11
Театрализованная деятельность позволяет нам решать многие педагогические задачи. Она является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованные постановки – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Подготовка спектакля – процесс длительный и требует активного взаимодействия с родителями в изготовлении костюмов, декораций, разучивании ролей. Спектакль – это результат совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Рисунок 12
В процессе подготовки спектакля педагог стимулирует переход родителей от объектной позиции к субъектной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, осознания и развития своих воспитательных способностей, тем самым происходит:
- формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и педагогов группы,
- происходит активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка;
- развитие творческого взаимодействия ДОУ и семьи;
- сближение семей;
- развитие доверительных отношений с педагогами ДОУ.
В нашем дошкольном учреждении родители иногда и сами выступают инициаторами постановки какого-либо театрализованного представления, сами разрабатывают сценарий, готовят костюмы и сами же выступают в роли сказочных персонажей. Это вызывает у детей чувство гордости за своих родителей и дает им массу положительных эмоций и впечатлений на долгое время.
Рисунок 13
V. День открытых дверей.
Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
В этот день родители могут понаблюдать за своим ребенком в различных режимных моментах.
В рамках «Дня открытых дверей» проводятся:
- встречи со специалистами ДОУ: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
- творческие отчёты с привлечением воспитанников детского сада и руководителей дополнительного образования.
В нашем дошкольном учреждении День открытых дверей обычно заканчивается проведением какого-либо праздника или совместной экскурсией детей, родителей и педагогов группы.
Рисунок 14
Например, в прошлом году День открытых дверей закончился праздником «День защиты насекомых», а потом все дружно поехали на «Выставку экзотических бабочек» в Краеведческий музей города.
Рисунок 15
Таким образом, День открытых дверей, как одна из форм вовлечения родителей в образовательный процесс способствует:
- созданию положительной эмоциональной среды общения между родителями, детьми и педагогами;
- дает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- сплочению детско-родительского коллектива, объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей;
- формированию положительного имиджа ДОУ.
VI. Страничка ДОУ в Интернете.
В современных условиях развития информационных технологий, в том числе и в системе дошкольного образования, появились широкие возможности для организации, разработки содержания и реализации дистанционного общения как одного из путей повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Большинство семей подключены к Интернету, пользуются электронной почтой. Разрабатываемые согласно Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 сайты, странички дошкольных образовательных учреждений, выступают в качестве эффективного механизма регуляции сотрудничества педагогического коллектива с родителями воспитанников. Кроме сайта, где содержится общедоступная информация о деятельности дошкольного учреждения согласно ст. 29 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Интернете мы разработали страничку ДОУ, где выкладываются фото, а чаще видеоматериалы с каких-либо мероприятий в дошкольном учреждении: конкурсы, экскурсии, режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность и т.д. Организация дистанционной формы сотрудничества позволяет родителям детского сада:
- своевременно получать информацию о событиях в группе и ДОУ;
- наблюдать и оценивать творческие успехи детей;
- знакомиться с организацией и содержанием работы коллектива ДОУ.
Такая форма взаимодействия с семьями воспитанников способствует:
- установлению обратной связи между участниками образовательного пространства (родителями и педагогами);
- снятию информационных барьеров;
- создание положительной эмоциональной среды общения между родителями, педагогами и детьми;
- формированию положительного общественного мнения о воспитании дошкольников в дошкольном учреждении.
VII. Переходящий вымпел «Лучшая группа ДОУ».
Разрабатывая Положение о переходящем вымпеле «Лучшая группа ДОУ» основной нашей целью было поощрение и моральное стимулирование педагогического коллектива группы по результатам учебного года, а также повышение качества образования, уровня компетентности и профессионализма педагогических работников детского сада.
Рисунок 16
Вымпел вручается воспитателям группы на итоговом Педагогическом совете и находится в приемной группы на видном месте в течение всего следующего учебного года. Это дает свой эффект: с одной стороны, родители испытывают гордость за свою группу и своих педагогов, что способствует:
- созданию положительной эмоциональной среды общения между родителями, детьми и педагогами;
- создает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- сплочению детско-родительского коллектива, объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей;
С другой стороны, желание родителей сохранить переходящий вымпел в своей группе и на следующий год способствует:
- активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- созданию воспитательно-образовательной микросреды способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации воспитанников в творчестве и социальной жизни.
Построение взаимодействия с семьями воспитанников – длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Возможность увидеть своего ребенка в условиях отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка. Это мотивирует родителей на активное включение в образовательный процесс, что способствует качественной реализации муниципального задания – основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.