Предмет: окружающий мир
Класс: 1а
Тема: Как живут растения?
Цель:
- познакомить с условиями жизни растений;
- расширять представления о жизни и росте растений;
- показать основные приемы ухода за комнатными растениями;
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
- мультимедиа;
- рисунки деревьев, кустарников, трав;
- желуди;
- рисунок муравьишки;
- карточки: свет, вода, воздух, тепло;
- комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка
Ход урока
1. Организационный момент.
У.: Поздоровайтесь с гостями кивком головы. Посмотрите на меня. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Вы у меня умные, воспитанные, любознательные. Улыбнитесь своему соседу. Настройтесь на активную работу и тихонечко садитесь.
2. Актуализация необходимых знаний.
У.: Как называлась тема прошлого урока? (откуда берутся снег и лед.)
У.: Чем похожи снег и лёд? (В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.)
У.: Как образуется снег? Как образуется лед?
На прошлом уроке мы проделали опыты и выяснили свойства снега и льда. Выделите правильные ответы. (Задание презентации)
У.: Молодцы.
У.: Оцените свои знания по теме «Откуда берутся снег и лед»
3. Самоопределение к деятельности.
У.: К нам сегодня на урок пришел гость. Кто это? (муравьишка)
У.: Но сегодня он пришел не с пустыми руками. Он принес нам рисунки. Что же на них нарисовано? (растения)
У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (как живут растения)
У.: Как вы считаете, растения живые? Докажите.
У.: Как вы считаете, нужно ли ухаживать за растениями? Предположите, чему мы будем учиться на уроке?
У.: Прочитайте тему урока на с.70 учебника. Какие учебные задачи мы ставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
1) Беседа.
У.: Какие растения вы знаете? На какие группы мы можем разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)
2) Работа по презентации.
У.: Рассмотрим деревья. Деревья Какие части дерева вы можете назвать? – показываю на презентации плод с семенами
У.: Рассмотрим кустарники. Кустарники Какие части кустарника вы можете назвать? – показываю на презентации плод с семенами
У.: Рассмотрим травы. Травы Какие части есть у травянистых растений? – показываю на презентации плод с семенами
У.: А к какой группе отнесем те растения, которые растут на подоконнике? (комнатные растения)
Что же есть общего у всех растений? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) – выключить проектор.
3) Работа в парах по учебнику с.70.
У.: Отгадайте загадку:
В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
У.:Желудь-плод дуба. В нем спрятано семя. Показываю желудь целый и разрезанный пополам.
Рассмотрите рисунок на с.70 учебника и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба. Начинает тот, кто сидит ближе к окну. Проверка.
Рассказывает тот, кто ближе к стене. Проверка.
У.: Что же повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (вода, тепло)
Что получилось из проростка? (корешок и росток)
Что постепенно происходит с ростком? (он становится выше, больше)
В чем теперь нуждается росток? (в солнечном свете)
Почему одно дерево засохло? (ствол поврежден)
Чем же растения похожи на живые существа? (растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают)
Можете ли вы ответить, живые растения или нет? (Живые)
4) Работа в тетради №1 с.48.
У.: Откройте тетради на с.48. Возьмите картинки, которые мы вырезали из приложения. Расположите картинки в правильном порядке. Попросите соседа проверить вашу работу. Наклейте картинки. Оцените свою работу.
5. Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Работа по учебнику в парах.
У.: Рассмотрите рисунок на с.71 и подумайте о том, что необходимо растениям для жизни?
Сейчас будем работать в парах по очереди. Тот, кто сидит ближе к окну, делает вывод по 1 картинке, затем его сосед работает по 2 картинке. Затем опять говорит 1 ученик и затем 2 ученик.
Начали!
У.: Муравьишка и Мудрая черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить? вопросы учебника с.71
Сделайте вывод, что же нужно растениям для жизни? (свет, тепло, вода, воздух) – вешаю таблички на доску
2) Практическая работа.
У.: Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. А вы знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями? --------
Сейчас с правилами ухода за комнатными растениями нас познакомит _____________________. Эту информацию мы взяли из энциклопедии для детей.
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
У.: А сейчас мы закрепим на практике правила ухода за комнатными растениями. (Вызываю детей по одному для ухода за цветами).
У.: Какие предметы нам потребовались? (лейка, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка)
У.: Оцените работу своих товарищей по уходу за комнатными растениями.
3) Обобщение по учебнику и презентации.
У.: Мудрая Черепаха приготовила для вас вывод на с.71 учебника. Прочитайте его самостоятельно. Включить проектор.Что вы запомнили?
У.: А вот как об этом говорит Муравьишка. Согласны ли вы с ним? (прослушивание презентации).
4) Работа в тетради.
У.: У кого дома есть комнатные растения? А кто ухаживает за ними? Поднимите руки, кто помогает им в этом. Что вы делаете?
У.: Откройте тетрадь на странице 49. Найдите задание №3. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте его.
7. Рефлексия.
У.: Докажите, что растение живое. Проследим путь развития растения на доске.
В правильном ли порядке расположены картинки? Помогите их поставить в правильном порядке и мудрая черепаха скажет вам спасибо. (работают на интерактивной доске)
У.: Что необходимо растениям для жизни?(свет, тепло, вода, воздух)
У.: Как нужно ухаживать за комнатными растениями? Расставьте картинки, где правильный уход за растениями и где неправильный. (работают на интерактивной доске- оценивает черепаха.)
У.: Оцените свои достижения на уроке.
8. Подведение итогов.
У.: Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? (убедиться, что растения живые, научиться ухаживать за комнатными растениями)
У.: Справились ли мы с этой задачей? Дома вы можете выполнить задание №4 и узнать новую информацию о растениях. С кем вы можете с ней поделиться? Вам даю памятки «Правила ухода за комнатными растениями». (Приложение 1)
Молодцы! Урок окончен.
Литература:
- Интернет-ресурсы.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. М. Издательство «ВАКО», 2013.
- Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. – Волгоград: Учитель, 2008, – 264 с.:ил.