Сегодня выпускник «Омского колледжа транспортных технологий» – должен быть не только квалифицированным, конкурентоспособным, профессионально-мобильным специалистом, но и самоорганизованной, ответственной личностью, как перед самим собой, так и другими людьми. Ведь железная дорога не терпит случайных людей.
Воспитание настоящего профессионала с активной социальной позицией невозможно без развития организаторских качеств, лидерских способностей.
Основным источником развития лидерства является среда– студенческий коллектив, где складывающиеся межличностные отношения, общность нравственных оценок, многоплановые действия, неформальное общение в течении всего обучения в учебном заведении могут стать эффективными условиями для проявления субъектной позиции, лидерского потенциала, студентов и развития самой студенческой группы.
Вместе с тем выявить лидерский потенциал студентов первого курса, активизировать их деятельность в короткий срок непростая задача для организаторов молодежного коллектива.
Предлагаемый к рассмотрению проект игры-акции «Активист» поможет решить данную проблему.
Акция «Активист» проводится в колледже с целью: включение студентов первого курса в жизнь студенческого коллектива, создания условий для выявления и развития их лидерского потенциала, субъектности личности..
Предполагает решение следующих задач:
- включение первокурсников в социально-значимые дела и мероприятия студенческого коллектива;
- поддержка социальной активности, развитие субъектности личности первокурсника;
- развитие параметров лидерства: потребностей в самоутверждении, самореализации, завоевании достойной позиции;
- создание активного единого информационного пространства, идей самоуправления и сотрудничества среди первокурсников;
- пополнение органов студенческого самоуправления активными студентами.
Творческая группа при разработке игры-акции учла то, что вновь поступившие в колледж молодые люди не имеют достаточно яркого представления о системе профессионального образования, истории и традициях образовательного учреждения. Поэтому, знакомство и включение их в жизнь студенческого коллектива стало наиболее целесообразным с помощью игры.
1. Пояснительная записка игры-акции «Активист»
Игра-акция «Активист» разработана на основе, психолого-педагогических теорий лидерства, формирования субъектности личности, деятельностных игр.
Руководство развитием лидерства является предметом всестороннего анализа в работах многих ученых. В соответствии с теориями ситуационной (Д. Фидлер, П. Херси, К. Бланчард), педагогической (Д. Сиск, Х. Россеями, Д. Шелкросс, П. Овсянников) лидерство рассматривается как ценность, от которой зависит судьба как человека, так и организации и общества в целом. Лидером может стать каждый, так как неизменными параметрами лидерства являются потребности в самоутверждении, самореализации, завоевании достойной позиции.
Наиболее эффективным методом, способствующим выявлению лидерских способностей, качеств у молодых людей в может стать «большая игра» в студенческом коллективе. Наилучшим образом суть такой игры определил И. Хейзинг, как «..совместную деятельность, как целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, и достаточно продолжительное по времени..».
Вместе с тем данная форма воспитательной работы с молодежью предоставляет дополнительные возможности в формировании субъектности личности ,то есть ее активной, творческой позиции в отношении жизни вообще и частных ежедневных проявлений в частности. Субъектность не закладывается природой, она формируется, воспитывается целенаправленно (М.Битянова). Вполне очевидно и то, что без субъектности не может быть и лидерства.
В развитии субъектности личности первокурсника важны и специфика данной формы работы, как разновидности «большой игры», так игровая среда акции, создаваемая на определенное время в пространстве колледжа и студенческой группы, не мешает разворачиваться другим видам деятельности коллектива учебного учреждения. Имеет свое собственное содержание, правила, намеченный результат. Игра ненавязчива, необычна. (М.Битянова). Участники акции в период ее проведения «раскрываются» друг перед другом, становятся близкими и интересными собеседниками, соучастниками ярких эмоциональных событий.
Данные теоретические позиции нашли свое отражение в проекте игры– акции «Активист», инициированной Музейно-поисковым клубом «Память» и Советом музея истории колледжа , приуроченной ко дню его рождения.
2. Содержание игры акции «Активист»
К участию в игре-акции «Активист» приглашаются студенты I курса ступеней НПО, СПО на принципах добровольности и свободы выбора. В основу проведения акции положена ситуация успеха, позволяющая обеспечить каждому участнику раскрытие его способностей, рост его личностных достижений. Для этого в начале игры студенты получают 8 купонов – заданий, равное по количеству букв в названии игры.
Каждый купон представлен одной буквой названия А+К+Т+И+В+И+С+Т. Купон предлагает студенту конкретное дело, после участия в котором он отмечает в нем свои результаты, и сдает его организаторам в Совет акции.
Победителем становится тот участник, который погасит все 8 купонов и получает право участвовать в розыгрыше призов. Призом награждается и учебная группа, активно принимавшая участие в акции.
Задания акции «Активист»:
Буква А – Автопортрет.
«А» – самая первая буква в алфавите и первое задание – знакомство.
Заполни анкету первокурсника «Почему я пришел учиться в ОКТТ».
Буква К – Конкурс.
Прими участие в 3 делах, подводимых в колледже в первом семестре (конкурсах, праздниках и т.д.). Отметь их в таблице на обороте купона, укажи, какую роль ты выполнял в них: был участником, активным участником, организатором дела, наблюдателем, победителем.
Буква Т – Творчество.
Творчество это что-то необычное, нестандартное. В 2015 году нашему колледжу исполнится 75 лет. Сделай своими руками ему подарок. Пусть это будут стихи, песни, рисунок, плакат юбиляру. В общем, твори! Не забудь прислать свой подарок в Совет акции.. Мы обязательно покажем его в музейной выставке ко Дню рождения колледжа и т.д.
Буква И – Информация.
Ты можешь стать автором статьи в студенческой газете «Колледж-экспресс». Она выходит каждый месяц и информирует «всех обо всем» и прежде всего о том, что интересует и волнует студентов ОКТТ сегодня.
Или можешь стать экскурсоводом в музее колледжа, чтобы не только ты, но и другие первокурсники знали нашу историю.
Буква В – Волонтер.
Волонтерами называют тех, кто участвует в делах на пользу другим людям, обществу; помогают решать жизненные проблемы сверстников. Прими участие в делах волонтерского отряда.
Напиши отзыв о делах отряда и своем участии в нем. Заполни анкету «Много ли у тебя друзей?».
Буква И – Инициатива.
Прояви инициативу! Придумай интересное дело, мероприятие, игру для своей студенческой группы. Разработай сценарий и пришли его к нам вместе с купоном. К этому заданию ты можешь подключить своих друзей – сокурсников. Не забудь записать их имена и фамилии на купоне.
Ты можешь участвовать и в разработке музейной экспозиции. Если ты из династии железнодорожников опиши свою династию, расскажи о ней своим сокурсникам.
Буква С – Самоуправление.
Чтобы заполнить этот купон, тебе нужно выбрать и включиться в работу одного из органов самоуправления: клубов «Допризывник», «Литературная Гостиная», «Краевед», Музейно-поисковый клуб «Память», Центра Досуга, «Физического воспитания и здорового образа жизни», студенческого театра миниатюр «Поговорим, подумаем, поспорим».
Определи свое участие в них как наблюдателя ,участника, активного участника, организатора. Заполни анкету «Профиль умений».
Буква Т – Театр.
Ты и общество, ты и страна, ты и жизнь, ты и другие люди, ты и проблемы. Говорят, что молодежь сегодня – это «потерянное поколение». Так ли это? Все это – предмет разговора нашего студенческого театра миниатюр «Поговорим, подумаем, поспорим». Он приглашает тебя к посещению на его представления, то есть к диалогу. Здесь каждый может проявить себя, свою позицию, активность, воспитывая в себе позитивные качества и поведение.
Каким, и как состоялась твоя встреча с театром, расскажи в своей студенческой группе или в статье, эссе, сочинении. Не забудь прислать отзыв вместе с купоном в Совет акции.
3. Механизм реализации игры– акции « Активист»
Сентябрь
- Организация работы Совета акции, распространение информации среди первокурсников о игре-акции через органы студенческого самоуправления: студенческого Совета, Старостата, Совета музея истории колледжа.
- Проведение установочного семинара для координаторов дел в рамках акции.
- Распространение купонов-заданий среди студентов 1 курса.
Октябрь-Январь
- Включение студентов первого курса в конкретные дела колледжа.
- Сопровождение координаторами акции первокурсников.
- Заседание Совета акции, обработка полученной информации, подведение промежуточных результатов акции.
Февраль
- Подведение итогов проведения акции «Активист», разыгрывание призов, чествование победителей на празднике «За честь колледжа».
- Анализ и итоги реализации целей и задач игры-акции «Активист» на всех уровнях.
4. Предполагаемый результат проекта
- выявление активных и инициативных студентов 1 курса, имеющих лидерский потенциал;
- повышение активности студентов в делах, мероприятиях, студенческого коллектива колледжа, работе музея истории колледжа;
- наличие реального актива в студенческой группе;
- успешная адаптация первокурсников в новых для них условиях.
Срок проведения акции
Проект рассчитан на полгода и совпадает с периодом адаптации студентов 1 курса.
Критерии оценки результативности акции
- численность студентов первого курса, вовлеченных в участие акции «Активист»;
- качественные изменения и тенденции развития субъектности первокурсников;
- количество студентов-победителей акции «Лидер»;
- изменения состава органов студенческого самоуправления колледжа, за счет вхождения в них студентов 1 курса;
- количество положительных отзывов о проведении акции «Активист» со стороны ее участников.
- качественные изменения и тенденции в развитии уровня воспитанности студентов колледжа.
Заключение
Опыт проведения в ОКТТ игры-акции «Активист» реально показал, то, что студенческим самоуправлением найден оптимальный путь развития активности студентов первокурсников. Для них игра стала реальной возможностью проявить себя и найти признание среди сверстников, через участие в конкретных делах колледжа.
Акция позволила выявить реальный резерв молодежного актива, включить их в реализацию программы «Лидер», работу органов студенческого самоуправления.
Преимущества данной формы работы со студентами колледжа заключается и в том, что акция имеет:
- минимальные материальные затраты: анкеты, призовой фонд;
- максимальные возможности для студентов-первокурсников в проявлении их активности и самостоятельности;
- минимальное участие взрослых. Здесь достаточно скоординированного действия Совета акции – Совета музея (координаторов) по реализации общеколледжного плана мероприятий;
- мобильность в заданиях участникам акции, которые могут изменяться ежегодно в зависимости от ее целей.
Данная форма работы с первокурсниками может быть рекомендована как организаторам воспитательной работы так и классным руководителям любого образовательного учреждения.
Методическая разработка игры-акции «Активист».может стать ориентиром для педагогических коллективов учебно-образовательных заведений, в решении проблем воспитания молодежи.
Приложения:
- Положение о проведении игры акции «Активист» (Приложение 1)
- Анкета первокурсника «Почему я пришел учиться в ОКТТ?» (Приложение 2)
- Анкета «Много ли у тебя друзей?» (Приложение 3)
- Анкета «Профиль умений» (Приложение 4)
Литература:
Основная
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией и.п.н. М.Р. Битяновой. ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 г.
- Психологические тесты для лидера коллектива – М., ТЦ Сфера, 2005.
- Справочник заместителя директора по воспитательной работе / сост. Л.В. Голубева, Г.П. попова – Волгоград: Учитель, 2006.
- Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие для учителей и классных руководителей студентов магистрантов и аспирантов пед. учебных заведений, слушателей ИПК – Ростов-на -Дону / Д.: Творческий центр «Учитель», 2001.
- Лидерство в детском движении: время и ценности. Библиотека исследователя и организатора. М., 2004.
- Развитие студенческого самоуправления (нормативно-правовое обеспечение), модели студенческого самоуправления. ИПР СПО, 2004.
- Вожатый и его команда. В помощь организатору детского общественного объединения. Омск, 2001.
Интернет-сайты