Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [х] – [х']. Буква "Х". Знакомство с междометиями"

Разделы: Начальная школа


Тема: Согласные звуки [х]-[х']. Буква Х. Слова – междометия.

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с глухими согласными звуками  [х]-[х*], с буквой х, с междометиями и их ролью в речи; обучения чтению слогов и слов с буквой х; способствовать развитию навыков плавного слогового чтения, речи учащихся; содействовать воспитанию дружелюбия, чувства взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: познакомиться с глухими согласными звуками  [х]-[х'], с буквой х, с междометиями и их ролью в речи; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; осознанно и выразительно читать  и анализировать тексты.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
  • регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, презентация

Для учащихся: листы бумаги для практической работы, карточки со словами для игры «Мои друзья».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними.  На уроке  мы спокойны, дружны, а главное – очень активны. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них и улыбнитесь друг другу.

2. Разминка.

  • Дыхательная гимнастика «Свечи» (Чтобы правильно читать, надо правильно дышать)
  • Артикуляционная гимнастика «Медвежата»
  • Упражнение в чтении слогов (хором) (слайд 1) (Приложение 3)
  • Упражнения в составлении слов (слайд 2)

3. Формулирование темы урока.

– А сейчас, послушайте внимательно скороговорку, и, вы узнаете, на именины к каким звукам мы сегодня отправимся.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Ха-ха-ха! Хи – хи-хи!

– Догадались, какие звуки именинники? 

– Произнесём скороговорку вместе, проверим себя…

– Понаблюдаем за звуками. Дайте характеристику.

– Раз мы идём на именины, что мы должны сделать? (принести подарки)

– Предлагаю подарить именинникам «словесную шкатулку». В неё мы соберём слова, в которых есть звук [х] или [х] в начале (в середине,  на конце слова).

– Молодцы!

4. Знакомство с буквой.

– А сейчас мы совершим маленькое чудо с листом бумаги.

Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.

Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!

– На что похожа буква Х?

Х – на ножницы похожа, но в работе, а не лёжа.

Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь, хочешь сам себя стрижёшь.

– Какие звуки на письме будем обозначать этой буквой?

– На стр. 126 «Букваря» нас ждёт схема-человечек. Завершим её.

5. Физминутка «Хомка»

– Вместе с нами на именины буквы Х собирается ещё кто-то. Послушайте:

Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (слайд 3)

– Хомячок предлагает нам немного размяться.

7. Упражнения в чтении.

А) Слоги (слайд 4)

– Хомяки – звери хозяйственные. Запасы в кладовке у них в полном порядке. Но это у старых хомяков, а молодые часто сваливают всё в кучу.

Представьте, что мы попали в одну из кладовок, где хранятся необычные запасы – слоги и слова…

Б) Работа в парах (Приложение 1)

– Сейчас будем работать в парах. Работайте дружно, общайтесь вполголоса.

– Достаньте карточки со словами, прочитайте их по очереди друг другу. А теперь подумайте, посовещайтесь и отберите слова, которые относятся к схеме (слайд 5).

В) Молодцы! Вы настоящие друзья! Проведём игру «Мои друзья» (Приложение 2)

– Прочитайте слова (по цепочке)

– Приглашаю в друзья слова, начинающиеся с мягкого согласного

(хирург, химик, меховой, хитрец, хищник)

– Слова, в которых звук (х) находится в середине слова

(меховой, кухня, пароход)

– Слова, состоящие из двух слогов

(химик, хвастун, халат, хитрец, хищник, хурма, холод, хорёк, кухня, горох, хворост, хобот)

– Остаются гостить слова, в которых ударение падает на первый слог

(химик, хищник, холод, кухня, хобот)

– Приглашаю в друзья слова – названия животных

(хорёк, хамелеон)

– Спасибо за интересную игру! Интересно, чем же занят наш знакомый хомячок? (слайд 6)

8. Знакомство с междометиями.

– Посмотрите на слоги. Есть ли среди них такие, которые могут быть и словами?

– Эти маленькие слова называются междометия. Они очень интересные. Хотите узнать, почему?

– Откройте «Букварь», посмотрите на кубики.

– Что записано под каждым кубиком? (предложения)

– Прочитайте (про себя) предложения под первым кубиком. Обр. внимание на знак в конце предложения.

– Какие чувства переживает герой? (восхищение, восторг)

– Попробуем прочитать предложение, передавая чувства мальчика (2-3 чел.)

– Прочитайте второе предложение (про себя). Что переживает мальчик? (усталость).

– Прочитайте предложение, передавая голосом усталость. (2-3 чел.)

– Прочитайте предложение, под третьим кубиком. Что испытывает этот герой? (чувство холода).

– Прочитаем предложение выразительно. (2-3 чел.)

– Назовите первое слово в каждом предложении.

– Кто догадался, для чего нужны эти маленькие слова – междометия? (помогают выразить наши чувства) (слайд)

9. Физминутка «Как живёшь?»

10. Работа над текстом «Ах и Ох»

А) До чтения:

– Прочитайте заглавие. Что узнали об этих маленьких словах?

– А почему они написаны с большой буквы? Как догадались?

– Проверим наши предположения.

Б) чтение текста (сначала учитель)

– Кто же такие Ах и Ох?

– Что узнали о характере Аха? Чему он мог радоваться утром?

– Какой характер у Оха? Что не нравилось Оху с утра?

– Как думаете, кто из двух братьев не боится работы?

В) продолжение чтения (самостоятельно)

– Какую работу выполняет Ах? С каким настроением?

– Работает ли Ох? Чем он занят?

– Как думаете, кому живётся легче?

С кем из двух братьев вы хотите подружиться? Почему?

11. Домашнее задание

Нарисуйте портреты Оха и Аха, подготовьтесь читать рассказ выразительно.

12. Итог

– Какие звуки именинники на уроке? Дайте им характеристику.

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

– С какими особенными словами познакомились? Для чего нужны междометия?

– С помощью улыбки тоже можно передать свои чувства, настроение. Передайте с помощью улыбки ваше настроение.

– Чтобы настроение ваше было ещё лучше, предлагаю посмотреть мультфильм. (слайд 7)

Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.