Тема: Согласные звуки [х]-[х']. Буква Х. Слова – междометия.
Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с глухими согласными звуками [х]-[х*], с буквой х, с междометиями и их ролью в речи; обучения чтению слогов и слов с буквой х; способствовать развитию навыков плавного слогового чтения, речи учащихся; содействовать воспитанию дружелюбия, чувства взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться с глухими согласными звуками [х]-[х'], с буквой х, с междометиями и их ролью в речи; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; осознанно и выразительно читать и анализировать тексты.
Метапредметные:
- познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
- регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, презентация
Для учащихся: листы бумаги для практической работы, карточки со словами для игры «Мои друзья».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними. На уроке мы спокойны, дружны, а главное – очень активны. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них и улыбнитесь друг другу.
2. Разминка.
- Дыхательная гимнастика «Свечи» (Чтобы правильно читать, надо правильно дышать)
- Артикуляционная гимнастика «Медвежата»
- Упражнение в чтении слогов (хором) (слайд 1) (Приложение 3)
- Упражнения в составлении слов (слайд 2)
3. Формулирование темы урока.
– А сейчас, послушайте внимательно скороговорку, и, вы узнаете, на именины к каким звукам мы сегодня отправимся.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Ха-ха-ха! Хи – хи-хи!
– Догадались, какие звуки именинники?
– Произнесём скороговорку вместе, проверим себя…
– Понаблюдаем за звуками. Дайте характеристику.
– Раз мы идём на именины, что мы должны сделать? (принести подарки)
– Предлагаю подарить именинникам «словесную шкатулку». В неё мы соберём слова, в которых есть звук [х] или [х] в начале (в середине, на конце слова).
– Молодцы!
4. Знакомство с буквой.
– А сейчас мы совершим маленькое чудо с листом бумаги.
Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
– На что похожа буква Х?
Х – на ножницы похожа, но в работе, а не лёжа.
Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь, хочешь сам себя стрижёшь.
– Какие звуки на письме будем обозначать этой буквой?
– На стр. 126 «Букваря» нас ждёт схема-человечек. Завершим её.
5. Физминутка «Хомка»
– Вместе с нами на именины буквы Х собирается ещё кто-то. Послушайте:
Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (слайд 3)
– Хомячок предлагает нам немного размяться.
7. Упражнения в чтении.
А) Слоги (слайд 4)
– Хомяки – звери хозяйственные. Запасы в кладовке у них в полном порядке. Но это у старых хомяков, а молодые часто сваливают всё в кучу.
Представьте, что мы попали в одну из кладовок, где хранятся необычные запасы – слоги и слова…
Б) Работа в парах (Приложение 1)
– Сейчас будем работать в парах. Работайте дружно, общайтесь вполголоса.
– Достаньте карточки со словами, прочитайте их по очереди друг другу. А теперь подумайте, посовещайтесь и отберите слова, которые относятся к схеме (слайд 5).
В) Молодцы! Вы настоящие друзья! Проведём игру «Мои друзья» (Приложение 2)
– Прочитайте слова (по цепочке)
– Приглашаю в друзья слова, начинающиеся с мягкого согласного
(хирург, химик, меховой, хитрец, хищник)
– Слова, в которых звук (х) находится в середине слова
(меховой, кухня, пароход)
– Слова, состоящие из двух слогов
(химик, хвастун, халат, хитрец, хищник, хурма, холод, хорёк, кухня, горох, хворост, хобот)
– Остаются гостить слова, в которых ударение падает на первый слог
(химик, хищник, холод, кухня, хобот)
– Приглашаю в друзья слова – названия животных
(хорёк, хамелеон)
– Спасибо за интересную игру! Интересно, чем же занят наш знакомый хомячок? (слайд 6)
8. Знакомство с междометиями.
– Посмотрите на слоги. Есть ли среди них такие, которые могут быть и словами?
– Эти маленькие слова называются междометия. Они очень интересные. Хотите узнать, почему?
– Откройте «Букварь», посмотрите на кубики.
– Что записано под каждым кубиком? (предложения)
– Прочитайте (про себя) предложения под первым кубиком. Обр. внимание на знак в конце предложения.
– Какие чувства переживает герой? (восхищение, восторг)
– Попробуем прочитать предложение, передавая чувства мальчика (2-3 чел.)
– Прочитайте второе предложение (про себя). Что переживает мальчик? (усталость).
– Прочитайте предложение, передавая голосом усталость. (2-3 чел.)
– Прочитайте предложение, под третьим кубиком. Что испытывает этот герой? (чувство холода).
– Прочитаем предложение выразительно. (2-3 чел.)
– Назовите первое слово в каждом предложении.
– Кто догадался, для чего нужны эти маленькие слова – междометия? (помогают выразить наши чувства) (слайд)
9. Физминутка «Как живёшь?»
10. Работа над текстом «Ах и Ох»
А) До чтения:
– Прочитайте заглавие. Что узнали об этих маленьких словах?
– А почему они написаны с большой буквы? Как догадались?
– Проверим наши предположения.
Б) чтение текста (сначала учитель)
– Кто же такие Ах и Ох?
– Что узнали о характере Аха? Чему он мог радоваться утром?
– Какой характер у Оха? Что не нравилось Оху с утра?
– Как думаете, кто из двух братьев не боится работы?
В) продолжение чтения (самостоятельно)
– Какую работу выполняет Ах? С каким настроением?
– Работает ли Ох? Чем он занят?
– Как думаете, кому живётся легче?
С кем из двух братьев вы хотите подружиться? Почему?
11. Домашнее задание
Нарисуйте портреты Оха и Аха, подготовьтесь читать рассказ выразительно.
12. Итог
– Какие звуки именинники на уроке? Дайте им характеристику.
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
– С какими особенными словами познакомились? Для чего нужны междометия?
– С помощью улыбки тоже можно передать свои чувства, настроение. Передайте с помощью улыбки ваше настроение.
– Чтобы настроение ваше было ещё лучше, предлагаю посмотреть мультфильм. (слайд 7)
Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.