Цели урока:
- Образовательные: дать знания о причинах и поводе войны; сформировать представления о готовности стран к войне; показать неотвратимость начала военных действий.
- Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, сопричастности к судьбе Отечества.
- Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Оборудование:
- учебная карта «1 Мировая война»;
- раздаточный материал (см. Приложение);
- мультимедиапроектор для демонстрации фрагмента документального фильма: сериал «1 Мировая война» производства Великобритании, 2003 год – 1-я серия «К оружию» от 3.11 до 16.31 мин.
Тип урока: Комбинированный.
Ключевые слова и термины: Антанта, Тройственный союз, Балканы, эрцгерцог, повод, гонка вооружений, конфронтация, эскалация военной угрозы.
Ход урока
1. Целевая установка. В течение 1-2 минут учитель сообщает, что сегодня на уроке после повторения международных отношений накануне I Мировой войны предстоит познакомиться с началом I Мировой войны: подготовкой к ведению военных действий, причинах и поводе войны.
2. Актуализация знаний по предшествующему материалу: фронтальная беседа по теме: «Международные отношения накануне I Мировой войны» (4-5 минут):
- Какие противоборствующие военно-политические блоки существовали к 1914 году?
- Какие страны входили в Тройственный союз?
- Был ли прочен Тройственный союз? Почему?
- Какие страны входили в Антанту?
- Было ли единство целей в Антанте?
- Какие противоречия и между какими странами были урегулированы между союзниками по Антанте, чтобы ликвидировать противоречия?
- Где главный узел мировых противоречий? Почему?
- Какие события на Балканском полуострове усугубляют сложную международную обстановку?
- Какова позиция России по этому вопросу?
- Какие страны Балканского полуострова присоединятся к Антанте? Почему?
- Какие страны Балканского полуострова присоединятся к Тройственному союзу? Почему?
- Можно ли в таких международных условиях избежать военных действий? Почему?
3. Целеполагание (2-3 минуты):
Преподаватель сообщает тему урока и спрашивает учащихся о чём бы они хотели сегодня на уроке узнать и, исходя из этого формулируется план:
- причины войны;
- повод к войне;
- подготовка к войне;
- начало войны.
4. Объяснение нового материала:
- просмотр (15 минут) и обсуждение фрагмента документального фильма по вопросам:
- внутренние проблемы Австро-Венгрии;
- планы Сербии;
- причина конфликта на Балканах;
- повод к войне
- работа со статистическими данными (5-7 минут) о готовности стран к мировой войне (см. Приложение: таблицы №1 и 2) по вопросам:
- какой военно-политический блок лучше подготовился к войне и почему;
- в каком блоке и какая страна является основной движущей силой и почему;
- работа по другим таблицам – в зависимости от наличия времени на уроке.
Помимо подтверждения уже сделанных выводов, приводимые в таблицах данные будут способствовать знакомству учащихся с научно-техническими изобретениями I Мировой войны.
На основе сделанных выводов учащиеся определяют дату начала военных действий, выбирая нужную из предложенных учителем на доске:
- 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии
- 1 августа Германия объявляет войну России
- 3 августа Германия объявляет войну Франции
- 4 августа Англия объявляет войну Германии.
Учащиеся мотивируют выбранный ими ответ (2-3 минуты)
- оформление опорного конспекта в тетрадях (параллельно с объяснением материала) в соответствии с намеченным планом урока.
5. Рефлексия (3-4 минуты): учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся выслушиваются их ответы.
6. Первичное закрепление материала (3-4 минуты):
- где главный узел противоречий
- причины войны
- какой блок готов к войне лучше
- какие страны являются главными движущими силами военных блоков
- повод к войне
- дата начала 1 Мировой войны.
- почему именно эта дата
7. Подведение итогов: д./ з. – подумать над вопросом: почему Италия не вступила в войну?
Литература:
- Алексеев М.А. Фальшивые карты Вильгельма 11.\\ Военно-исторический журнал. -№6,1995
- Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. \\ Военно-исторический журнал – № 2,9,10, 1993
- Историческая энциклопедия
- Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны