Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях ? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке , его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.
Представленные перспективные планы по теме ознакомления с эволюцией предметов рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»
СТАРШАЯ ГРУППА
Дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Мониторинг развития детей ООД «Мода в прошлом, настоящем и будущем» Программные задачи: Расширять и обобщать знания и словарь детей по данной теме, закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь». Развивать интерес к предметам одежды, обуви, расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем этих предметов. Познакомить с названием данных предметов в прошлом, настоящем и будущем. С/р игры «Ателье», «Показ мод» Д/И «Путешествие во времени» Рисование «Одежда будущего» Просмотр мультфильмов по теме: «История вещей». |
Родительское собрание тема «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно». Выставка рисунков «Одежда будущего». |
Октябрь |
ООД «От свечи до электрической лампочки» Программные задачи: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому предмета. Воспитывать познавательный интерес. Познавательно-исследовательская деятельность: Сравнение освещения при свече и при электрической лампочки. |
|
Ноябрь |
ООД «Утюг вчера и сегодня» Программные задачи: Познакомить детей с историей утюга. Побудить детей понимать назначение и функции утюга, необходимость его для жизни человека; Формировать интерес к предметам прошлого. Рассматривание иллюстраций различных видов утюгов. Д/И «Эволюция вещей» Лепка: Утюг нового поколения. |
Выставка «Утюг нового поколения» |
Декабрь |
ООД «Елочная игрушка» Программные задачи: Познакомить детей с историей елочной игрушки, откуда появились, какая была изначально. Закрепить знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовлены. Вызывать интерес к истории елочной игрушки. Д/И «Музей прошлого» Аппликация «Моя новогодняя игрушка» |
Привлечение родителей к созданию музея елочной игрушки«Игрушки от и до». |
Январь |
ООД «Путешествие в прошлое телефона» Программные задачи: Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона. Развивать ретроспективный взгляд на предмет; познакомить с правилами пользования телефонам. Д/И «Эволюция вещей» Рассматривание и обсуждения различных видов телефонов (предметные картинки) Творческое задание «Дорисуй чего не хватает» Лепка телефона прошлого |
|
Февраль |
ООД «Путешествие в прошлое стиральной машины» Программные задачи: Научить понимать названия стиральной машины, понимать , что человек создал стиральную машину для облегчения жизнедеятельности; закреплять умения определять особенности предмета и его признаки. Д/И «Музей прошлого» |
Анкетирование «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» |
Март |
ООД «Путешествие в прошлое автомобиля» Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению автомобиля ; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры). Д/И «Путешествие во времени» П/И «Цветные автомобили» |
|
Апрель |
ООД «Первым делом самолеты» Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению самолетов. Аппликация «Самолеты» |
|
Май |
Мониторинг развития детей КВН (совместное мероприятия с родителями) «Путешествие из прошлого в будущее» Программные задачи: Закреплять обобщающие понятия по темам «Одежда», «Лампочка», «Телефон», «Стиральная машина», «Автомобиль», «Самолет». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательный интерес |
Привлечь родителей к участию в КВН «Путешествие из прошлого в будущее» |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Мониторинг развития детей ООД «Путешествие игрушки во времени» Программные задачи: Расширить и обогатить знания детей по теме «Игрушки». Закрепить обобщающие понятия «игрушки». Развивать интерес к игрушкам, обобщать знания детей о прошлом, настоящем и будущем игрушек. Развивать умение составлять описательные рассказы об игрушках с использованием картинно-графической схемы. Д/И «Музей прошлого» Рисование «Игрушки будущего» Изготовление книги «Будущее игрушки глазами детей» |
|
Октябрь
|
ООД «Жилище людей, его прошлое, настоящее и будущее» Программные задачи: Расширять и обогащать словарь детей по теме «Жилище человека». Познакомить детей с историей жилища человека; показать какими были дома в прошлом, какими строиться в настоящем, каким, возможно, будет жилище человека в будущем. Д/И «Музей прошлого» Рисование «Дом будущего» |
Папка-раскладушка «От избы до коттеджа» |
Ноябрь
|
ООД «Эволюция посуды» Программные задачи: Закрепить обобщающие понятия «посуда». Закрепить понимание назначения посуды человеком. Познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды, познакомить с возможными вариантами преобразования посуды в будущем. Рисование «Посуда будущего» Пополнение книги «Будущее глазами детей» |
Выставка рисунков «Посуда будущего» Родительское собрание «Музей старинных вещей». |
Декабрь
|
ООД «Эволюция мебели» Программные задачи: Расширять и обогащать знания и словарь детей по теме, закрепить обобщающие понятие «мебель». Подводить детей к пониманию того, что предмет результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию. Научить детей прослеживать историю предметов мебели. Д/И «Эволюция вещей» Рисование «Мебель будущего» Конструирование предметов мебели из бросового материала «Мебель будущего» |
|
Январь
|
ООД «Путешествие в прошлое карандаша» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения современного карандаша; вызвать интерес к деятельности в прошлом и будущем. Составление сказки про карандаш. Рисование на свободную тему карандашами и фломастерами. Продолжение книги «Будущее глазами детей» «Карандаши будущего» |
|
Февраль |
ООД «Принцесса ручка» Программные задачи: Учить детей понимать назначение и функции ручки и ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развивать интерес и желание знать прошлое предмета. Д/И «Музей прошлого» Рассматривание выставочных образцов ручек «от гусиного пера до гелиевой ручки» Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей) |
Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей) |
Март. |
ООД «Путешествие в прошлое бумаги» Программные задачи: Создать увлекательную историю самым обычном предмете листе бумаги; активизировать речь словами «береста», «пергамент» развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее) Д/И «Эволюция вещей, фантазеры» Выставка поделок из бумаги «Оригами» |
|
Апрель |
ООД «Эволюция книги» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги (эволюция, материалы изготовления), расширять словарный запас детей по теме «книга».воспитывать бережное отношение к книге. Д/И «Путешествие во времени» Ручной труд «Книжки-самоделки» |
Помощь в организации мини-музея «Предметы старины |
Май |
Мониторинг развития детей КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее» Программные задачи: Закреплять обобщение понятия по темам «Игрушки», «Жилища человека», «Посуда», «Карандаш», «Ручка», «Бумага», «Книга». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательные интерес, сенсорное восприятие. Развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи, фонематические функции, мелкую моторику. Организация мини-музея «Предметы старины» |
КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее» |
Литература:
- Дыбина О.В. Что было до…., М., «ТЦ Сфера», 2010, 160 с.