Перспективное планирование по теме "Путешествие из прошлого в будущее"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что  привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях ? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке , его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.

Представленные перспективные планы по теме ознакомления с эволюцией предметов рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»

СТАРШАЯ ГРУППА

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг развития детей

ООД «Мода в прошлом,  настоящем и будущем»

Программные задачи: Расширять и обобщать знания и словарь детей по данной теме, закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь». Развивать интерес к предметам одежды, обуви, расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем этих предметов. Познакомить с названием данных предметов в прошлом, настоящем и будущем.

С/р игры «Ателье», «Показ мод»

Д/И «Путешествие во времени»

Рисование «Одежда будущего»

Просмотр мультфильмов по теме: «История вещей».

Родительское собрание  тема «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно».

Выставка рисунков «Одежда будущего».

Октябрь

ООД «От свечи до электрической лампочки» Программные задачи: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому предмета. Воспитывать познавательный интерес.

Познавательно-исследовательская деятельность: Сравнение освещения при свече и при электрической лампочки.

 

 

Ноябрь

ООД «Утюг вчера и сегодня»

Программные задачи: Познакомить детей с историей утюга. Побудить детей понимать назначение и функции утюга, необходимость его для жизни человека; Формировать интерес к предметам прошлого.

Рассматривание иллюстраций различных видов утюгов.

Д/И «Эволюция вещей»

Лепка: Утюг нового поколения.

Выставка  «Утюг нового поколения»

Декабрь

ООД «Елочная игрушка»

Программные задачи: Познакомить детей с историей елочной игрушки, откуда появились, какая была изначально. Закрепить знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовлены. Вызывать интерес к истории елочной игрушки.

Д/И «Музей прошлого»

Аппликация «Моя новогодняя игрушка»

Привлечение родителей к созданию музея елочной игрушки«Игрушки от и до».

Январь

ООД «Путешествие в прошлое телефона»

Программные задачи: Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона. Развивать ретроспективный взгляд на предмет; познакомить с правилами пользования телефонам.

Д/И «Эволюция вещей»

Рассматривание и обсуждения различных видов телефонов (предметные картинки)

Творческое задание  «Дорисуй чего не хватает»

Лепка телефона прошлого

 

Февраль

ООД «Путешествие в прошлое стиральной машины»

Программные задачи: Научить понимать названия стиральной машины, понимать , что человек создал стиральную машину для облегчения жизнедеятельности; закреплять умения определять особенности предмета и его признаки.

Д/И «Музей прошлого»

Анкетирование «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Март

ООД «Путешествие в прошлое автомобиля»

Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению автомобиля ; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры).

Д/И «Путешествие во времени»

П/И «Цветные автомобили»

 

Апрель

ООД «Первым делом самолеты»

Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению самолетов.

Аппликация «Самолеты»

 

Май

Мониторинг развития детей

КВН (совместное мероприятия с родителями) «Путешествие из прошлого в будущее»

Программные задачи: Закреплять  обобщающие понятия по темам «Одежда», «Лампочка», «Телефон», «Стиральная машина», «Автомобиль», «Самолет».

Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательный интерес

Привлечь родителей к участию в КВН «Путешествие из прошлого в будущее»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг развития детей

ООД «Путешествие игрушки во времени»

Программные задачи: Расширить и обогатить знания детей по теме «Игрушки». Закрепить обобщающие понятия «игрушки». Развивать интерес к игрушкам, обобщать знания детей о прошлом, настоящем и будущем игрушек. Развивать умение составлять описательные рассказы об игрушках с использованием картинно-графической схемы.

Д/И «Музей прошлого»

Рисование «Игрушки будущего»

Изготовление книги «Будущее игрушки глазами детей»

 

Октябрь

 

ООД «Жилище людей, его прошлое, настоящее и будущее»

Программные задачи: Расширять и обогащать словарь детей по теме «Жилище человека». Познакомить детей с историей жилища человека; показать какими были дома в прошлом, какими строиться в настоящем, каким, возможно, будет жилище человека в будущем.

Д/И «Музей прошлого»

Рисование «Дом будущего»

Папка-раскладушка «От избы до коттеджа»

Ноябрь

 

ООД «Эволюция посуды»

Программные задачи: Закрепить обобщающие понятия «посуда». Закрепить понимание назначения посуды человеком. Познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды, познакомить с возможными вариантами преобразования посуды в будущем.

Рисование «Посуда будущего»

Пополнение книги «Будущее глазами детей»

Выставка рисунков «Посуда будущего»

Родительское собрание «Музей старинных вещей».

Декабрь

 

ООД «Эволюция мебели»

Программные задачи: Расширять и обогащать знания и словарь детей по теме, закрепить обобщающие понятие «мебель». Подводить детей к пониманию того, что предмет результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию. Научить  детей прослеживать историю предметов мебели.

Д/И «Эволюция вещей»

Рисование «Мебель будущего»

Конструирование предметов мебели из бросового материала «Мебель будущего»

 

Январь

 

ООД «Путешествие в прошлое карандаша»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения современного карандаша; вызвать интерес к деятельности в прошлом и будущем.

Составление сказки про карандаш.

Рисование на свободную тему карандашами и фломастерами.

Продолжение книги «Будущее глазами детей» «Карандаши будущего»

 

Февраль

ООД «Принцесса ручка»

Программные задачи: Учить детей понимать назначение и функции  ручки и ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развивать интерес и желание знать прошлое предмета.

Д/И «Музей прошлого»

Рассматривание выставочных образцов ручек «от гусиного пера до гелиевой ручки»

Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей)

Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей)

Март.

ООД «Путешествие в прошлое  бумаги»

Программные задачи: Создать увлекательную историю самым обычном предмете листе бумаги; активизировать речь словами «береста», «пергамент» развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее)

Д/И «Эволюция вещей, фантазеры»

Выставка поделок из бумаги «Оригами»

 

Апрель

ООД «Эволюция книги»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги (эволюция, материалы изготовления), расширять словарный запас детей по теме «книга».воспитывать бережное отношение к книге.

Д/И «Путешествие во времени»

Ручной труд «Книжки-самоделки»

Помощь в организации мини-музея «Предметы старины

Май

Мониторинг развития детей

КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее»

Программные задачи: Закреплять обобщение понятия по темам «Игрушки», «Жилища человека», «Посуда», «Карандаш», «Ручка», «Бумага», «Книга». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательные интерес, сенсорное восприятие. Развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи, фонематические функции, мелкую моторику.

Организация мини-музея «Предметы старины»

КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее»

Литература:

  1. Дыбина О.В. Что было до…., М., «ТЦ Сфера», 2010, 160 с.