Цель: Помочь родителям в общении с агрессивными детьми. Развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
Материал: карточки с ситуациями и вопросами для разбора ситуаций; ширма с надписью «Справочное бюро»; карточки с вопросами; карточки желтого цвета «Консультант» – 5 штук, «Родитель» красного цвета – 10-12 штук.
Ход собрания
Круг приветствия: Взяться за руки, улыбнуться и всем вместе сказать: «Добрый вечер».
Тема нашей встречи: «Агрессивное поведение детей?»
Сегодня мы поговорим о детях с признаками агрессивного поведения.
Как бы Вы охарактеризовали бы агрессивность ребёнка? Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда, ущерба другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.
Ребёнок познаёт мир чувствами и ещё не всегда умеет справляться с ними. Неспособность ребёнка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого человека – причина возникновения страха, отчужденности, враждебности, что влечёт за собой проявление агрессивного поведения.
В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальными, они важны для последующей успешности социализации. Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире.
Предлагаю вашему вниманию ситуацию, которую необходимо разобрать.
Ситуация:
– В песочнице два мальчика тянут каждый себе игрушку, а свободной рукой друг с другом дерутся. Разнимите их. (ответы родителей)
Вопросы для разбора ситуации: Скажите….
- Какое выражение лица было у дерущихся детей?
- Почему они не смогли поладить?
- Можно ли было решить ситуацию мирным путём? Как?
- Чем можно отвлечь детей от ссоры?
- Что вы чувствовали, когда «разнимали» детей?
На первый взгляд здоровый и хорошо развитый ребёнок может демонстрировать вспышки гнева по отношению к игрушкам, домашним животным, членам семьи и своим сверстникам в детском саду. Взрослые из самых лучших побуждений не допускают проявления агрессии, в этом случае невыраженная эмоция остаётся внутри, мешая здоровому росту. Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя эмоции, поэтому с детьми необходимо проводить игры на «выплеск» эмоций.
Ребёнку можно предложить перенести гнев на какой-либо предмет, которому не причинишь ущерба, а так же можно предложить:
- Пометать дротики в мишень или побросать камни вдаль;
- Используя «стаканчик для криков», громко высказать свои отрицательные эмоции;
- В тазике с водой «побомбить» бумажный кораблик маленьким мячиком;
- Пускать мыльные пузыри;
- Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
- Порвать или скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;
- Слепить из пластилина фигурку обидчика и сломать её;
- Нарисовать фигурку обидчика, затем скомкать лист и выбросить или порвать.
Одной из причин проявления агрессивного поведения ребенка, может быть, пример взрослых членов семьи, выясняющих свои отношения в присутствии маленьких детей, которые, подражая им, считают своё поведение нормой. Попадая в среду сверстников, такой малыш отстаивает свои интересы силовыми методами, и если он не встречает достойного отпора, то надёжно усваивает, что с помощью агрессии можно добиться желаемого.
Агрессивность может быть формой проявления протеста против неприязненных взаимоотношений в семье, недостаточного внимания к личности ребёнка, отсутствия любви и заботы о нём.
Причиной агрессии может стать и ущемлённое самолюбие ребёнка, не признанного в кругу сверстников. Уважение и признание к себе в подобной ситуации он добивается кулаками, что ещё больше усугубляет его проблему, отделяет от него детей, нарушает нормальное общение в детском коллективе.
Предлагаю разобрать ситуацию:
– Допустим, ребёнок ударился о край стола и разревелся. Как вы поступите в данной ситуации? (вместе с ребёнком отругать стол, а может быть «дать ему сдачи»)
В момент вспышки гнева следует отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое, интересное, увлекательное действие: посмотреть на кошку «прячущуюся за деревом» или птичку, которая чирикает и что-то «говорит», рассмотреть и почитать интересную книгу или поиграть, погулять или заняться спортом, поручить что-то принести или собрать.
Деловая игра «Справочное бюро»
Предлагаю родителям выбрать один из двух цветов карточек (на карточках желтого цвет написано «консультант», красного цвета – «родитель», таким образом родители разделены на две команды: Консультанты и Родители.
Те, родители кто выбрал карточку жёлтого цвета, прошу занять места у вывески «Справочное бюро», Вы консультанты, ваша задача выслушать внимательно вопрос и ответить на него.
«Родители» обращаются за разъяснениями к консультантам, произвольно выбирая карточки с вопросами.
Содержание карточек:
- Мой ребёнок кусается, посоветуйте, как мне быть?
- Пинается если что не так, что делать?
- Не делиться своими игрушками в песочнице.
- Капризничает каждый день.
- Дерётся со мной, на уговоры не реагирует.
- От компьютера не оторвать, а если выключишь, начинает психовать, что делать?
- В магазине часто устраивает истерики, пока не купишь что-нибудь.
- Чтобы добиться своего плачет и кричит по любому поводу.
- Если не дам что просит, может ударить меня.
- Если что-то не по его, падает на пол в истерике.
- Отбирает игрушки у своих сверстников.
- Играя, очень часто бьёт игрушки друг об друга с выраженной агрессией.
На ответ «Консультанту» отводится 1-2 минуты. «Родитель» в случае несогласия высказывает своё мнение.
В наш век компьютеров немаловажную роль играют компьютерные игры и мультфильмы, в которых очень ярко выражены жестокость и насилие, что побуждает ребёнка к агрессивным действиям. Взрослым необходимо следить за тем, какие телевизионные передачи смотрит ребёнок, обращать внимание на то, в какие игры он играет, и исключить из просмотра и компьютерных игр те, которые раздражают его нервную систему, возбуждают психику.
Причины агрессивности могут быть разными, но чтобы предотвратить развитие детской агрессивности, необходимо с самого раннего возраста обращать внимание малыша на его плохие поступки, показывать своё отрицательное отношение к каждому негативному действию ребёнка и хвалить его за хорошее поведение.
Родители должны показывать ребёнку личный пример эффективного поведения, не осуждать в его присутствии конфликтные ситуации, возникающие в семье или на работе, не давать негативных оценок своим знакомым или коллегам.
Главное же заключается в том, что ребёнок должен всегда чувствовать себя нужным, значимым и очень любимым в своей семье.
В заключение нашей встречи хочу вручить Вам буклет «Маленький агрессор», который поможет в общении с ребёнком. (Приложение 1)