Основы безопасности жизнедеятельности детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Ни для кого не секрет, что сложившаяся политическая, социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Бывает очень горько, когда травмируются и гибнут дети в дорожно-транспортных происшествиях, при стихийных бедствиях, насильственных действиях со стороны взрослых, несчастных случаях в быту и т.д.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларированное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. В связи с этим надо уделять большее внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, накопление практического опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные на занятиях теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Тема «Основы безопасности жизнедеятельности детей подготовительной группы» реализуется как на занятиях, так и в повседневной жизни, играх детей.

Цель программы формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами безопасного поведения;
  2. Развивать способности к предвидению   возможной    опасности    в конкретной ситуации;
  3. Воспитывать самостоятельность и ответственность.

Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, вместе познаем, делаем открытие, удивляемся.

При реализации программы запланировано 34 теоретических занятий, по 1 занятию в неделю и 7 практических. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.

Программа предполагает использование разнообразных методов и приемов: объяснение нового материала, беседа по теме, вопросы к детям, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, творческие задания, тренинги, чтение художественных произведений, разыгрывание ситуаций, обсуждение ситуаций, отгадывание загадок, настольные театры.

Данная программа рассчитана на обучение и воспитание детей  подготовительной группы.

В ходе проводимой работы ожидаются результаты:

  • усвоение теоретического материала;
  • умение практически действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • развивать познавательный интерес для дальнейшего изучения темы.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В т.ч отводимые на

Форма контроля

Теор.

Практ.

1.

Правила поведения в детском саду

1.1 Правила поведения в детском саду и на участке        

2

1

1

1

1

1

 

Диагностика

2.

Здоровье ребенка

2.1 Как устроено тела человека

2.2 Здоровье и болезнь

2.3 Отношение к больному человеку

2.4 Микробы и вирусы

2.5 Личная гигиена

2.6 Витамины и полезные продукты

2.7 Режим дня

2.8 Одежда и здоровье

2.9 Спорт

11

1

1

1

1

2

1

1

1

2

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

 

 

1

 

1

 

Анкетирование детей, беседы

3.

Ребенок и другие люди

3.1 Внешность человека может быть обманчива

3.2 Контакты с незнакомыми людьми

3.3 Если чужой приходит в дом

3.4 Оказание первой помощи

5

1

1

1

2

4

1

1

1

1

1

 

 

1

 

Решение проблемных ситуаций

4.

Ребенок дома

4.1 В мире опасных предметов

4.2 Электроприборы

4.3 Пожар-судья беспечных людей

4.4 Полиция

4.5 Скорая помощь

6

1

1

2

1

1

5

1

1

1

1

1

1

 

1

 

Открытое мероприятие

5.

Ребенок и улица

5.1 В городском транспорте

5.2 Мы знакомимся с улицей

5.3 Правила уличного движения

5.4 Дорожные знаки

5.5 Катание на велосипеде, роликах, скейтах

5.6 Если потерялся на улице

7

1

2

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Итоговое занятие, беседы с детьми

6.

Ребенок и природа

6.1 Правила поведения на природе

6.2 Съедобные и несъедобные грибы

6.3 Ядовитые растения

6.4 Лекарственные растения

6.5 Контакты с животными

6.6 Правила поведения на воде, пляже

6.7 Гроза

7

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

 

 

Тестирование детей, анализ поведения

7.

Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации

7.1 Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации

7.2 МЧС-служба спасения

3

2

1

2

1

1

1

1

 

Срезы знаний

 

Итого:

41

34

7

 

Содержание программы

Тема 1: Правила поведения в детском саду

1.1 Правила поведения в детском саду и на участке правила поведения в группе, коридоре, лестнице, музыкальном зале, на участке, занятиях, при игре; правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях в детском саду;

Тема 2: Здоровье ребенка

2.1 Как устроено тело человека, строение тела человека, его органы (работа, назначение);

2.2 Здоровье и болезнь, необходимость заботы о своем здоровье, избежание ситуаций, приносящих вред здоровью;

 2.3 Отношение к больному человеку тяжелые, хронические заболевания, инвалидность, помощь больным, одиноким, пожилым людям;

2.4 Микробы и вирусы, инфекционные заболевания и их возбудители (микробы, вирусы);

2.5 Личная гигиена, гигиенические процедуры и необходимость их выполнения для здоровья; стремление к чистоте;

2.6 Витамины и полезные продукты витамины, здоровая еда, культура питания, чувство меры;

2.7 Режим дня, правильный режим дня, его соблюдения для здоровья;

2.8 Одежда и здоровье, сезонная одежда сохраняет здоровье;

2.9 Спорт, здоровый образа жизни;

Тема 3: Ребенок и другие люди

 3.1 Внешность человека может быть обманчива, внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;

3.2 Контакты с незнакомыми людьми, правила поведения в ситуациях контакта с незнакомыми людьми, просьба о  помощи; действия в опасных ситуациях насильственного поведения со стороны взрослого;

3.3 Если чужой приходит в дом, правила поведения в ситуации «один дома», действия в опасных ситуациях;

3.4 Оказание первой помощи, первая помощь при ушибах, ссадинах, царапинах, порезах;

Тема  4:  Ребенок дома

4.1 В мире опасных предметов, опасные для жизни и здоровья предметы, встречающиеся в быту, необходимость их для человека; правила пользования опасными предметами;

4.2 Электроприборы, электрические приборы, их значение, правила пользования;

4.3 Пожар – судья беспечных людей, польза и вред огня, осторожное обращение с огнем, опасность при шалости с огнем; правила пожарной безопасности, опасные последствия пожаров в доме, правила вызова пожарных, телефон  01;

4.4 Полиция, назначение полиции в обществе, правила вызова полиции, телефон 02;

4.5 Скорая помощь, назначение скорой помощи, правила вызова скорой помощи телефон 03;

Тема 5: Ребенок и улица

5.1 В городском транспорте, виды транспорта,  правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте;

5.2 Мы знакомимся с улицей, улица, ее особенности, правилами поведения на улице;

5.3 Правила уличного движения, правила дорожного движения, светофор;

5.4 Дорожные знаки, дорожные знаки, их значение;

5.5 Катание на велосипеде, роликах, скейтах, правила катания на велосипеде, роликах, скейтах;

5.6 Если потерялся на улице, правила поведения, если потерялся на улице, к кому обратиться и что говорить;

Тема 6: Ребенок и природа

6.1 Правила поведения на природе, правила поведения на природе, бережное отношение к природе;

6.2 Съедобные и несъедобные грибы, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, последствия употребления в пищу ядовитых грибов;

6.3 Ядовитые растения, ядовитые растения,  их внешний вид, последствия взаимодействия с этими растениями;

6.4 Лекарственные растения, лекарственные растения, простейшие способы использования некоторых лекарственных растений для лечения;

6.5 Контакты с животными, опасные  контакты с животными, понимание состояния и поведения животных;

6.6 Правила поведения на воде, пляже, правила безопасного поведения на воде, пляже;

6.7 Гроза, гроза, ее проявления и последствия, правила поведения во время грозы;

Тема 7: Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации

7.1 Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, правила поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях (наводнение, землетрясение, ураган, терроризм)

7.2 МЧС – служба спасения, назначение службы, методы работы;

Ключевые слова

  • Безопасность
  • Болезнь
  • Вирус
  • Здоровье
  • Злоумышленник
  • Контактировать
  • Лекарственные растения
  • Микроб
  • Несчастный случай
  • Опасность
  • Первая помощь
  • Правонарушение
  • Правонарушитель
  • Преступление
  • Преступник
  • Профилактика
  • Стихийное бедствие
  • Терроризм
  • Террорист
  • Чрезвычайное происшествие
  • МЧС

Список литературы:

  1. Андреева, Н.Н. и др. Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н.Андреева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс. 2004, – 144 с.
  2. Белая, К.Ю.и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н.Зимовина, Л.А.Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2000. – 94 с.
  3. Волчкова,В.Н.  и др. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. – Воронеж.:  ТЦ Учитель, 2004.– 207 с.
  4. Добрякова, В.А. и др. Три  сигнала  светофора:  дидактические  игры,  сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателей детского сада: из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А.Панина, С.А.Уклонская; сост.Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.
  5. Зеленый огонек (спектакль для детей) // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С.32.
  6. На помощь в светофорию (праздник по правилам дорожного движения) // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С.26.
  7. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М.АФисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 96с.
  8. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработка занятий. / Сост.А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 128 с.
  9. Правила дорожного движения для детей / Авт. – сост. В.Надежнина -.: ACT; Мн.: Харвест, 2006. – 192 с.
  10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  11. 11.Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Универ. изд-во, 2006. – 256 с.
  12. Скорлупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность движения». / О.А Скорлупова, – М.: Издательство Скрипторий, 2004. – 80 с.
  13. Степаненкова, Э.Я. и др. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд., испр. /  Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко.– М.: Просвещение, 1979. – 63 с.
  14. Хромцова, Т.Г. Воспитание  безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие, / Т.Г.Хромцова,– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  15. Шалаева, Г.П. Дорожные знаки./ Г.П.Шалаева, – М.: Филол. о-во СЛОВО. Изд-во Эксмо, 2005. – 79 с.
  16. Чащина, С. Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность // Ребенок в детском саду.  / С.Чащина, – 2001. – № 2. – с.