Ни для кого не секрет, что сложившаяся политическая, социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Бывает очень горько, когда травмируются и гибнут дети в дорожно-транспортных происшествиях, при стихийных бедствиях, насильственных действиях со стороны взрослых, несчастных случаях в быту и т.д.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларированное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. В связи с этим надо уделять большее внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, накопление практического опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные на занятиях теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Тема «Основы безопасности жизнедеятельности детей подготовительной группы» реализуется как на занятиях, так и в повседневной жизни, играх детей.
Цель программы формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Задачи:
- Познакомить с правилами безопасного поведения;
- Развивать способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации;
- Воспитывать самостоятельность и ответственность.
Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, вместе познаем, делаем открытие, удивляемся.
При реализации программы запланировано 34 теоретических занятий, по 1 занятию в неделю и 7 практических. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.
Программа предполагает использование разнообразных методов и приемов: объяснение нового материала, беседа по теме, вопросы к детям, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, творческие задания, тренинги, чтение художественных произведений, разыгрывание ситуаций, обсуждение ситуаций, отгадывание загадок, настольные театры.
Данная программа рассчитана на обучение и воспитание детей подготовительной группы.
В ходе проводимой работы ожидаются результаты:
- усвоение теоретического материала;
- умение практически действовать в чрезвычайных ситуациях;
- развивать познавательный интерес для дальнейшего изучения темы.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
В т.ч отводимые на |
Форма контроля |
|
Теор. |
Практ. |
||||
1. |
Правила поведения в детском саду 1.1 Правила поведения в детском саду и на участке |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
Диагностика |
2. |
Здоровье ребенка 2.1 Как устроено тела человека 2.2 Здоровье и болезнь 2.3 Отношение к больному человеку 2.4 Микробы и вирусы 2.5 Личная гигиена 2.6 Витамины и полезные продукты 2.7 Режим дня 2.8 Одежда и здоровье 2.9 Спорт |
11 1 1 1 1 2 1 1 1 2 |
9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2
1
1 |
Анкетирование детей, беседы |
3. |
Ребенок и другие люди 3.1 Внешность человека может быть обманчива 3.2 Контакты с незнакомыми людьми 3.3 Если чужой приходит в дом 3.4 Оказание первой помощи |
5 1 1 1 2 |
4 1 1 1 1 |
1
1 |
Решение проблемных ситуаций |
4. |
Ребенок дома 4.1 В мире опасных предметов 4.2 Электроприборы 4.3 Пожар-судья беспечных людей 4.4 Полиция 4.5 Скорая помощь |
6 1 1 2 1 1 |
5 1 1 1 1 1 |
1
1 |
Открытое мероприятие |
5. |
Ребенок и улица 5.1 В городском транспорте 5.2 Мы знакомимся с улицей 5.3 Правила уличного движения 5.4 Дорожные знаки 5.5 Катание на велосипеде, роликах, скейтах 5.6 Если потерялся на улице |
7 1 2 1 1 1 1 |
6 1 1 1 1 1 1 |
1 1 |
Итоговое занятие, беседы с детьми |
6. |
Ребенок и природа 6.1 Правила поведения на природе 6.2 Съедобные и несъедобные грибы 6.3 Ядовитые растения 6.4 Лекарственные растения 6.5 Контакты с животными 6.6 Правила поведения на воде, пляже 6.7 Гроза |
7 1 1 1 1 1 1 1 |
7 1 1 1 1 1 1 1 |
|
Тестирование детей, анализ поведения |
7. |
Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации 7.1 Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации 7.2 МЧС-служба спасения |
3 2 1 |
2 1 1 |
1 1 |
Срезы знаний |
|
Итого: |
41 |
34 |
7 |
|
Содержание программы
Тема 1: Правила поведения в детском саду1.1 Правила поведения в детском саду и на участке правила поведения в группе, коридоре, лестнице, музыкальном зале, на участке, занятиях, при игре; правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях в детском саду;
Тема 2: Здоровье ребенка
2.1 Как устроено тело человека, строение тела человека, его органы (работа, назначение);
2.2 Здоровье и болезнь, необходимость заботы о своем здоровье, избежание ситуаций, приносящих вред здоровью;
2.3 Отношение к больному человеку тяжелые, хронические заболевания, инвалидность, помощь больным, одиноким, пожилым людям;
2.4 Микробы и вирусы, инфекционные заболевания и их возбудители (микробы, вирусы);
2.5 Личная гигиена, гигиенические процедуры и необходимость их выполнения для здоровья; стремление к чистоте;
2.6 Витамины и полезные продукты витамины, здоровая еда, культура питания, чувство меры;
2.7 Режим дня, правильный режим дня, его соблюдения для здоровья;
2.8 Одежда и здоровье, сезонная одежда сохраняет здоровье;
2.9 Спорт, здоровый образа жизни;
Тема 3: Ребенок и другие люди
3.1 Внешность человека может быть обманчива, внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
3.2 Контакты с незнакомыми людьми, правила поведения в ситуациях контакта с незнакомыми людьми, просьба о помощи; действия в опасных ситуациях насильственного поведения со стороны взрослого;
3.3 Если чужой приходит в дом, правила поведения в ситуации «один дома», действия в опасных ситуациях;
3.4 Оказание первой помощи, первая помощь при ушибах, ссадинах, царапинах, порезах;
Тема 4: Ребенок дома
4.1 В мире опасных предметов, опасные для жизни и здоровья предметы, встречающиеся в быту, необходимость их для человека; правила пользования опасными предметами;
4.2 Электроприборы, электрические приборы, их значение, правила пользования;
4.3 Пожар – судья беспечных людей, польза и вред огня, осторожное обращение с огнем, опасность при шалости с огнем; правила пожарной безопасности, опасные последствия пожаров в доме, правила вызова пожарных, телефон 01;
4.4 Полиция, назначение полиции в обществе, правила вызова полиции, телефон 02;
4.5 Скорая помощь, назначение скорой помощи, правила вызова скорой помощи телефон 03;
Тема 5: Ребенок и улица
5.1 В городском транспорте, виды транспорта, правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
5.2 Мы знакомимся с улицей, улица, ее особенности, правилами поведения на улице;
5.3 Правила уличного движения, правила дорожного движения, светофор;
5.4 Дорожные знаки, дорожные знаки, их значение;
5.5 Катание на велосипеде, роликах, скейтах, правила катания на велосипеде, роликах, скейтах;
5.6 Если потерялся на улице, правила поведения, если потерялся на улице, к кому обратиться и что говорить;
Тема 6: Ребенок и природа
6.1 Правила поведения на природе, правила поведения на природе, бережное отношение к природе;
6.2 Съедобные и несъедобные грибы, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, последствия употребления в пищу ядовитых грибов;
6.3 Ядовитые растения, ядовитые растения, их внешний вид, последствия взаимодействия с этими растениями;
6.4 Лекарственные растения, лекарственные растения, простейшие способы использования некоторых лекарственных растений для лечения;
6.5 Контакты с животными, опасные контакты с животными, понимание состояния и поведения животных;
6.6 Правила поведения на воде, пляже, правила безопасного поведения на воде, пляже;
6.7 Гроза, гроза, ее проявления и последствия, правила поведения во время грозы;
Тема 7: Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации
7.1 Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, правила поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях (наводнение, землетрясение, ураган, терроризм)
7.2 МЧС – служба спасения, назначение службы, методы работы;
Ключевые слова
- Безопасность
- Болезнь
- Вирус
- Здоровье
- Злоумышленник
- Контактировать
- Лекарственные растения
- Микроб
- Несчастный случай
- Опасность
- Первая помощь
- Правонарушение
- Правонарушитель
- Преступление
- Преступник
- Профилактика
- Стихийное бедствие
- Терроризм
- Террорист
- Чрезвычайное происшествие
- МЧС
Список литературы:
- Андреева, Н.Н. и др. Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н.Андреева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс. 2004, – 144 с.
- Белая, К.Ю.и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н.Зимовина, Л.А.Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2000. – 94 с.
- Волчкова,В.Н. и др. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. – Воронеж.: ТЦ Учитель, 2004.– 207 с.
- Добрякова, В.А. и др. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателей детского сада: из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А.Панина, С.А.Уклонская; сост.Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.
- Зеленый огонек (спектакль для детей) // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С.32.
- На помощь в светофорию (праздник по правилам дорожного движения) // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С.26.
- ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М.АФисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 96с.
- ОБЖ. Подготовительная группа. Разработка занятий. / Сост.А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 128 с.
- Правила дорожного движения для детей / Авт. – сост. В.Надежнина -.: ACT; Мн.: Харвест, 2006. – 192 с.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- 11.Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Универ. изд-во, 2006. – 256 с.
- Скорлупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность движения». / О.А Скорлупова, – М.: Издательство Скрипторий, 2004. – 80 с.
- Степаненкова, Э.Я. и др. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд., испр. / Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко.– М.: Просвещение, 1979. – 63 с.
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие, / Т.Г.Хромцова,– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Шалаева, Г.П. Дорожные знаки./ Г.П.Шалаева, – М.: Филол. о-во СЛОВО. Изд-во Эксмо, 2005. – 79 с.
- Чащина, С. Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность // Ребенок в детском саду. / С.Чащина, – 2001. – № 2. – с.