Многие тысячелетия назад наши предки вынуждены были отстаивать своё право на существование, борясь с холодом, дикими животными и природными катаклизмами. Сейчас в начале ХХI века, человек снова оказался окружён опасностями с той лишь разницей, что они в большинстве своем являются продуктом его собственной деятельности. И главной из них является СПИД.
Несмотря на то, что человеку удалось полностью победить или поставить под контроль многие неизлечимые инфекционные заболевания, СПИД всё ещё господствует на нашей планете. Борьба с этим страшным явлением, возможно, неэффективна потому, что мы слишком часто проходим мимо проблем и болей другого человека.
Все должны понимать, что СПИД, к сожалению, вошёл в наш ХХI век. Чтобы выжить и уменьшить риск заражения и распространения этой «чумы», мы должны знать о развитии и проявлениях СПИДа, его профилактики и лечении.
Этой болезни можно избежать, если вести определенный образ жизни, который, прежде всего, заключается в сексуальной жизни и безопасном поведении, а также в отказе от употребления наркотиков. Необходимо сказать также о том, что проблема СПИДа – это проблема не только медицинская, но и психологическая, социальная. Особенно это проявлялось в начале эпидемии, когда основным чувством по отношению к ВИЧ-инфицированным людям был страх заразиться, умноженный на отсутствие достоверной информации о том, как может и как не может произойти заражение ВИЧ. Ограниченность информации в школе по этим вопросам связана также и с деликатностью данной темы.
Образовательные мероприятия, опирающиеся на информирование молодых людей, облегчают им выбор правильных решений, что в значительной степени может затормозить процесс распространения ВИЧ.
Образовательные мероприятия, касающиеся ВИЧ/СПИДа в школе, должны также благотворно сказываться на формировании у учащихся собственной позиции, опирающиеся на сочувствие и терпимость и препятствующей развитию агрессии и дискриминации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Профилактические мероприятия, связанные с разъяснительной работой о причинах и путях заражения ВИЧ, проводятся в общеобразовательных учреждениях накануне 1 декабря – «Дня борьбы со СПИДом». Эта тема очень актуальна для сегодняшних дней и затрагивает нравственные основы формирования современной личности, а также способствует формированию ответственного отношения школьников к своему здоровью и здоровью окружающих.
Для определения познавательной потребности учащихся за две недели проводится тестирование старшеклассников, затем данные тестов обрабатываются инициативной группой ребят. На основе полученных данных выстраивается содержательная часть работы мероприятия. Анализ тестов, проведенных со старшеклассниками, определил тематику нашего занятия «Протяни мне свою руку». 65% учащихся дали верные ответы на утверждения анкеты, 25% – имели более половины правильных ответов и 10% – мене половины верных ответов. Утверждения анкеты подбирались по критериям: отношение к ВИЧ-инфицированным людям, знание путей заражения и отличие понятий ВИЧ и СПИД.
Предварительный тест о СПИДе. Что вы знаете о СПИДе? (Приложение 1)
Учащиеся при подготовке к мероприятию проделали большую работу: сделали сообщения о ВИЧ/СПИДе, написали сочинения об отношении к ВИЧ-инфицированным людям, подготовили плакаты, подобрали соответствующую литературу для выставки, нашли аудио и видеозаписи по данной теме, подготовили презентацию мероприятия.
На занятии, несмотря на деликатность темы, старшеклассники смело высказывали свое мнение. Собранный материал о ВИЧ/СПИДе к мероприятию дал школьникам ответы на многие интересующие их вопросы. Результатом проделанной работы стало издание буклета «Что такое СПИД?», который получил каждый участник мероприятия.
Внеклассное мероприятие «Протяни мне свою руку»
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают,
но только с их молчаливого согласия
существует на Земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский
Цели занятия:
- Углубить, расширить знания учащихся по проблеме ВИЧ/СПИДа.
- Познакомить с проблемами ВИЧ-инфицированных людей.
- Воспитание гуманного и толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, экран, мультимедийный проектор, школьная доска, выставка литературы, глобус с эмблемой – борьбы со СПИДом (красная ленточка).
Ход мероприятия
Звучит музыка, выходит чтец:
Призрак по планете ходит день и ночь,
Он смеётся и хохочет. – Уйди прочь!!!
Хоть кричи и хоть об стенку головой,
Призрак рядом, очень близко. Он с тобой!
Учитель: Мы живём в обществе, неотъемлемой реальностью которого стала эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа. Мы не можем продолжать игнорировать эту проблему и думать, что она нас не коснётся. Каждому полезно знать и обсуждать со своими близкими важную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИДе, – что это такое, как оно передается, и как не передаётся, как сделать жизнь в мире, где есть ВИЧ, безопасной.
Наше занятие «Протяни мне свою руку» – это продолжение разговора о ВИЧ/СПИДе, о судьбах и отношении к ВИЧ-инфицированным людям.
Когда я задумываюсь, почему борьба со СПИДом неэффективна, то вспоминаю слова Бруно Ясенского: (зачитывает слова эпиграфа).
(слайд 1) (Приложение 3)
Учитель: Давайте вспомним, что Вы знаете о ВИЧ/СПИДе, а поможет вам информация буклета «Что такое СПИД?», который инициативная группа ребят специально выпустила к нашему мероприятию.
(Знакомство с содержанием буклета)
Вопросы для повторения:
- Что значит СПИД? (слайд 2)
- Что значит ВИЧ? (слайд 3)
- В каком году был открыт ВИЧ? (слайд 4)
- Можно ли заразиться ВИЧ через: …..(слайд 5)
- Что ошибочно в выражении? (слайд 6)
Учитель: Представьте себе, что несколько человек заражены ВИЧем. Как Вы думаете, кто из них заражён? (слайд 7).
(Этого нельзя узнать. Этот слайд говорит о том, что ВИЧ скрывается в людях, которые выглядят здоровыми, как и Вы. Вы можете танцевать с этим парнем или девушкой. Он очень красивый, у него спортивная фигура, он выглядит совершенно здоровым, но на самом деле, он может быть заражён ВИЧ. Вы не узнаете об этом по его виду.).
Ролевая игра.
Учитель: Прошли годы, Вы уже 10 лет назад закончили школу. Традиционно в феврале День встречи выпускников. Вы собрались отпраздновать этот день в компании. Покажите, пожайлуста, как Вы проведете первые минуты встречи.
(Ребята берутся за руки, чмокают друг друга в щечку, обнимаются и т.д.)
Учитель: Судьбы разные у Вас были за эти 10 лет. И так получилось, что кто-то из Вас оказался ВИЧ-инфицированным. Что делать?
Учитель: Как происходит заражение ВИЧ? (слайд 8)
Как ВИЧ не передаётся? (слайд 9)
Учитель: Затронув эту тему, нельзя не упомянуть о людях, живущих с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Не стоит забывать о том, какую важную роль играет для них поддержка общества и тех, кто находится рядом с ними.
Ученица читает сочинение: (слайд 10) «Если твой друг заболел вдруг СПИДом?»
Честь, совесть, долг, нравственность, добродетель. Люди, обладающие этими нравственными качествами, издревле почитались на Руси. Каждому человеку присущи они, но не каждый развивает их в себе, доводит до совершенства. Ещё совсем недавно Коммунистическая партия, комсомольская и пионерская организации в какой-то мере удерживали людей от морального разложения. Теперь же, когда это всё в прошлом, спасти людей от духовной гибели могут только собственная совесть, школа, произведения литературы и религия.
Выходя каждый день из дома, мы видим тех, чья жизнь сводится лишь к существованию. Эти люди не нужны обществу, от них все отступились. А рядом с ними те, кто привык жить, не прилагая особых усилий: проститутки, дельцы наркобизнеса... Странна духовная обездоленность этих людей.
Развал семьи, искалеченная природа, процветание проституции, наркомании, а внесение с ними СПИДа – это наша общая боль и забота.
Наш народ привык переносить физические тяготы. Боль Души переносить тяжелее. Больно, когда не откликаются на зов, когда людей захлестывает непонимание. "Берегите в себе человеческое!"– этот призыв должен стать главным призывом нашего времени. «Не прикасайтесь к наркотикам! Берегитесь от СПИДа!» – это мы слышим по телевиденью, радио, в больницах, школах.
Сегодня тысячи людей во всем мире умирают от СПИДа.
СПИД – это всего лишь следствие, так сказать, убийца номер два. Убийца номер один – это повальное невежество общества. А между тем ни один из нас не застрахован от заражения вирусом иммунодефицита. И опасность, в основном, представляют люди с низкой культурой сексуального поведения. Пока еще не существует вакцины или другого эффективного средства от СПИДа, но каждый должен знать, что может защитить себя от этого заболевания.
Что делать, если СПИДом заболел друг? Страшно даже подумать об этом. Хочу, чтобы мой друг был здоров, чист душой и помыслами. А если все-таки заболел? Я не хотела бы, чтобы это случилось даже во сне! А наяву? Это шок для меня, это боль, не хватит сил, чтоб высказать мое потрясение. Виноват ли он? Да, он оступился, его беспечность привела к печальному результату. Ну и что же? Теперь его надо уничтожить, забросить, как что-то порочное и ненужное? Чтобы понять человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо прочувствовать его горе. Что же делать? Я не знаю! Но, думаю, что все-таки его надо поддержать, вселить веру в то, что он успеет еще сделать много хорошего, веру в бессмертие души. Может, это моя поддержка окажется той самой ниточкой, соломинкой, которая удержит его даже от самого страшного самоубийства? Нет, я не отвернулась от него! Уберечь себя от заражений смертельным вирусом – забота каждого из нас. Это болезнь коварна. Даже самый нравственный человек не может быть уверен, что его дети и внуки не подвергнутся риску заражения СПИДом, если СПИД начнет «гулять» среди целого поколения. Поэтому только борьба не на словах, а на деле может помочь здесь.
И ещё, последнее слово к людям, которые, к счастью, не болеют СПИДом. Относитесь с пониманием к обреченным. Не портите и так нелегкую их жизнь. Одарите их своей бескорыстной дружбой!!!
(Демонстрация фрагмента видеофильма)
Учитель: Прослушайте выступление человека, живущего с ВИЧ. Наверное, именно человек с ВИЧ лучше всего сможет объяснить, как он ощущает отношение окружающих к себе и как он хочет, чтобы к нему относились.
(Ученица зачитывает обращение ВИЧ-инфицированного человека) (слайд 11)
«Хотелось бы больше гуманного отношения к себе. Хотя, конечно, требовать этого нельзя. Я хочу, чтобы ко мне просто относились как к обычному человеку. Переживания всех людей, которым довелось общаться с людьми с ВИЧ/СПИДом, объединяют некоторые ключевые моменты. Сначала многие боятся заразиться сами. Это обычная ситуация. Но, как правило, вовремя полученная достоверная информация о путях передачи ВИЧ помогает преодолеть этот страх. К тому же многие чувствуют себя более свободно, видя, как другие люди запросто и без опаски общаются с человеком, живущим с ВИЧ/СПИДом. Будьте гуманными по отношению к таким как я!!!»
Учитель: Но есть и другой взгляд на эту проблему ВИЧ-инфицированного человека (слайд 12).
(Ученица зачитывает письмо Ольги в редакцию газеты «Газета для всей семьи» №16(42) 2004 г.).
Звучит музыка, выходит чтец:
Не надо вести рискованный образ жизни – это глупо.
Не надо бояться ВИЧ-инфицированных – это глупо и стыдно.
Не надо замалчивать существующие проблемы ВИЧ/СПИДа, не только медицинские, но и социальные, – это преступно.
Учитель: (слайд 13) При общении с ВИЧ-инфицированными людьми возникают тревожные чувства: не знаешь как себя вести, как пойти на контакт, о чём можно говорить, а о чём не следует? Однако в действительности общение с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией не отличается от обычного общения с другими: главное, быть самим собой.
Я предлагаю Вам сделать выбор по отношению к ВИЧ-инфицированным людям:
- Сделать их изгоями, презирать, изолировать и таким образом остановить эпидемию.
- Поддержать их словом, лаской – протянуть им свою руку.
(Звучит песня. Ребята занимают соответствующие места в аудитории).
Учитель: Выскажите свои аргументы, почему Вы сделали свой выбор?
(Высказывания записываются на доске в две колонки: положительное отношение и негативное)
Учитель: Теперь я прошу дать советы и рекомендации людям, оказавшимся в трудной ситуации.
(На экране слайды с жизненными ситуациями молодого отца и Саши. Идет обсуждение и поиск выхода из этих ситуаций) (слайд 14).
1 – Мы с женой с нетерпением ожидали рождения второго ребёнка… Во время родов мою жену врачи заразили ВИЧ. Ребенка кормить ей не давали, меня поставили в известность. Как мне жить с этим горем? Как относиться к своей жене, которая выйдет из роддома ВИЧ-инфицированной?
(Знакомство с ответственностью за заражение ВИЧем) (слайд 15)
(слайд 16)
2 – История из Иркутска: Саша (17 лет) мечтал стать военным. Учился на 4 и 5 в школе. Умненький и ухоженный. Мама его любит, и он ее обожает. На вечеринке среди одноклассников после употребления пива ребята предложили попробовать наркотик. Саше не хотелось показаться слабым и не таким, как его друзья. Попробовал, ему не понравилось, стало тошнить, кружилась голова, была рвота. Никакого кайфа, как утверждали друзья, он не почувствовал. Решил основательно больше нигде и никогда не пробовать и не употреблять наркотики. Жизнь пошла своим чередом, Саша готовился к поступлению в военное училище. Мечтал быть, как дед, кадровым офицером. Стал оформлять документы в военное училище и проходить медицинскую комиссию. За свое здоровье не волновался, оно у него было крепким. Анализ на ВИЧ оказался положительным. Как об этом сказать матери и как объяснить, что он не может поступить в училище, матери? Под угрозой вся его жизнь.
(Обсуждение проблемы. Учащимся предлагается еще раз пересмотреть свое отношение к ВИЧ-инфицированным и пересесть на другой ряд, в соответствии со своим отношением к ВИЧ-инфицированным)
Учитель: Вирус ВИЧ – это убийца, он не выбирает своих жертв. Ему все равно, черные вы или белые, молодые или старые, красивые или не очень, бедные или не очень. Куда он приходит, туда позже приходит смерть.
Фредди Меркьюри, лидер британской рок-группы, умер от СПИДа в 1991 году. Смерть популярного певца и композитора помогла миллионам людей во всем мире осознать опасность «чумы ХХ века». Зараженный ВИЧем оказался афроамериканец Мейдж Джонсон популярный баскетболист, член Национальной баскетбольной ассоциации.
Девиз дня: «ВИЧ – это твой ВЫБОР», потому что сейчас у вас есть возможность сделать выбор вашего образа жизни, от которого зависит возможность и риск заражения. У вас есть возможность отказаться от вещей, через которые возможно заражение ВИЧ, или рисковать собственной жизнью.
Учитель: Так как же можно снизить риск заражения ВИЧем? (слайд 17)
(Ребята предлагают свои варианты).
Учитель: Если Вы пока не можете принять своего знакомого, коллегу, живущего с ВИЧ/СПИДом, просто постарайся не причинять ему лишней боли осуждением и непониманием. Попробуйте получить как можно больше достоверной информации по этому вопросу и основывайте свои доводы не на слухах и домыслах, а на реальных фактах.
Звучит музыка, выходит чтец:
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль на двоих раздели,
Помоги ему, помоги!!!
Учитель: (Звучит музыка) (слайд 18) Хочу поблагодарить Вас ребята за то, что Вы хорошо усвоили материал на наших занятиях по ВИЧ/СПИДу, смело высказывали своё мнение. Согласитесь, этот разговор Вам пригодится, так как бывает много жизненных ситуаций, в которых Вам самим нужно принять решение.
Я надеюсь, что наше мероприятие оставит след в вашей памяти и будет полезным в жизни. И, конечно, ваше отношение к ВИЧ-инфицированным будет толерантным, потому что таким людям нужно понимание, внимание, а, иногда, просто доброе слово, которое согреет теплом, а некоторым сохранит жизнь!
Буклет «Что такое СПИД?» (Приложение 2)