Цели: обобщать и расширять знания учащихся о творчестве писателей-классиков.
Задачи.
- Способствовать прочному усвоению содержания прочитанных произведений писателей-классиков.
- Выявить, насколько дети знакомы с произведениями писателей-классиков.
- Развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей.
- Развивать интерес к углубленному изучению литературы.
- Развивать словарный запас учащихся.
- Развивать внимание, наблюдательность, любознательность, память.
- Создание мотивации к чтению.
Оборудование: портреты писателей-классиков; цветок с разноцветными лепестками; отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане…” Р.Корсакова; мультимедийная установка.
Ход игры
1. Организационный момент.
Класс разбивается на команды, выбираются капитаны, название команды.
Ведущий. Мы закончили читать произведения писателей – классиков, которые жили и творили в 19 веке – времени расцвета русской культуры. Путешествуя по времени, мы не только знакомились с произведениями, но и узнавали интересные факты из жизни самих писателей, учились понимать мастерство авторов, старались понимать их произведения. А сегодня на командной игре – викторине цветок должен расцвести у команды – победительницы к концу игры. Вы будете завоевывать их в честном поединке и прикреплять к серединкам цветков, которые находятся у вас на столе. Команды к игре готовы? Итак, в путь! Желаю вам успехов!
1 разминка.
Ведущий. Конкурс первый – разминка. Я задаю вопрос командам поочередно. Время на подготовку – 30 секунд. За правильный ответ – один лепесток. (Отвечают капитаны команд)
Ведущий. Кто так говорил? Назовите героя, произведение и его автора.
“Идите вы, волнушки, выступайте на войну!”
Дети. Боровик. В.Даль. “Война грибов с ягодами”.
Ведущий. “Вот что ты сделал; отцу своему, царю
Берендею,
Мой поклон отнеси да скажи от меня: “Не пора ли,
Царь Берендей, должок заплатить?”
Дети. Кощей Бессмертный, “Сказка о царе Берендее…”, В.Жуковский.
Ведущий. “Не трогай здесь ничего, - сказала она. - Берегись разбудить старушек”.
Дети. Чернушка, “Черная курица, или Подземные жители”, А.Погорельский.
Ведущий. “А что, старуха, кабы у нас была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая?”
Дети. Старик, “Девочка-Снегурочка”, В.Даль.
Ведущий. “Мне тебя царица жаль,
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь;
У тебя родится дочь”.
Дети. Рак, “Спящая царевна”, В. Жуковский.
Ведущий. “Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
Дети. Царица, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин.
Конкурс “Узнай писателя”
Ведущий. Конкурс второй – “Узнай писателя”.
Он был офицером, врачом, но самым главным смыслом его жизни было собирание русских слов, уяснение их значений.
Дети. Владимир Иванович Даль.
Ведущий. Этот писатель получил блестящее образование, участвовал в войне 1812 года, а затем всю жизнь воспитывал племянника, занимался творчеством.
Дети. Антоний Погорельский – Алексей Алексеевич Перовский.
Ведущий. Этот человек был воспитателем и педагогом, поэтом, воспитателем наследника престола.
Дети. Василий Андреевич Жуковский.
Ведущий. Детские стихи этого писателя оценил А.С.Пушкин; его воспитателем был автор первой русской литературной сказки, написанной для детей.
Дети. Алексей Константинович Толстой.
Ведущий. Кто скрывался под псевдонимом “Казак Луганский?”.
Дети. Владимир Иванович Даль.
Ведущий. Этот писатель вступил в литературное состязание с В.Жуковским, написал великолепные сказки, любим и почитаем читателями всего мира.
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Музыкальный конкурс
Ведущий. Третий конкурс музыкальный.
Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (показывает портрет) написал оперу “Сказка о царе Салтане”) по известной сказке А.С.Пушкина. Сейчас вы послушаете два фрагмента этой оперы. Догадайтесь, кто из героев сказки представлен этими музыкальными фрагментами. Ответы пишите на листочках. (“Тридцать три богатыря”, “Полет шмеля”).
Литературные конкурсы
Ведущий. Конкурс четвертый – литературная игра “Кузовок”.
Вы передаете кузовок друг другу, называя слова, оканчивающиеся на – да.
“Узнай литературного героя”
Ведущий. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава…
Дети. Царевна Лебедь из сказки “Сказка о царе Салтане…” А.С. Пушкина.
Ведущий. Но двенадцатой одной
Хромоногой, старой, злой…
Дети. Чародейка из сказки “Спящая царевна” В.Жуковского.
Ведущий. Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят,
Руки белые лежат,
На трепещущих грудях.
Сжаты в легких сапожках
Ножки – чудо красотой.
Дети. Царевна из сказки “Спящая царевна” В.Жуковского.
Ведущий. Выбежал с ними прекрасный младенец,
Мальчик – кудряшка,
Живчик, глазенки, как ясные звезды…
Дети. Заколдованный мальчик из сказки “Сказка о царе Берендее…”. В.Жуковского.
Ведущий. Жил был маленький мальчик…
Лицом был красавчик,
Как искры, глазенки,
Как пух, волосенки.
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жару отдыхал он.
Дети. Сказка “Мальчик-с-пальчик” В. Жуковского.
Ведущий. Страшный урод ко мне подходил;
Широко шагая,
Черные ноги свои подымал он, и когти кривые
С острыми шпорами были на них;
На уродливой шее
Длинные косы висели змеями; нос крючковатый;
Под носом трясся какой-то мохнатый мешок,
И как будто
Красный с зубчатой верхушкой колпак,
С головы перегнувшись,
По носу бился…
Дети. Петух из сказки “Война мышей и лягушек” В.А.Жуковского.
(В случае если команды собрали одинаковое количество лепестков, можно разыграть несколько вопросов.
Ведущий. В какой из сказок В. Жуковского одного царя звали Демьяном, другого – Матвеем, а третьего – Берендеем?
Дети. Царь Демьян из “Сказки об Иване-царевиче и сером волке”.
Царь Матвей из сказки “Спящая царевна”.
Царь Берендей из “Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кащея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери”.
Ведущий. Назовите полное название сказки А.С.Пушкина “ Сказка о царе Салтане…”.
Дети. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”.
Итог игры
Подводятся итоги игры-викторины. Победители игры получают медали знатоков произведений русских писателей 19 века. Участники игры получают сладкие призы.