Цели.
Рассмотреть общие физические свойства металлов.
Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности через работу с учебником, развитие логического мышления через установление взаимосвязи состав-строение-свойства-применение.
Воспитание настойчивости в овладении знаниями, самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная при опросе, индивидуальная, самостоятельная, при изучении нового материала, игровые моменты.
Используются элементы технологии самостоятельной деятельности обучающихся и разноуровневого обучения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (фронтальный опрос).
- Как изменяются металлические свойства ХЭ в периоде? Почему?
- Назвать самый активный металл в 3 периоде.
- Как изменяются металлические свойства ХЭ вгруппе главной п/группе? Почему?
- Какой из МЕ 1 группы главной п/группы более активный Li или К?
- Где же в ПСХЭ расположены МЕ?
- Каковы особенности строения атомов МЕ? (Число электронов на внешнем энергетическом уровне и радиус атома).
- Какая химическая связь и кристаллическая решетка в простых веществах - МЕ?
3. Изучение нового материала:
1. Слово учителя.
Вы знаете, что МЕ расположены в начале периода и в конце группы главной п/гр.
Слайд 3. Презентация
2. МЕ образуют и побочные п/группы.
№5 В
МЕ-88, НеМЕ-22 из 110.
МЕ
№85 Аt
Динамическая пауза.
Игра “Руки вверх (работа с ПСХЭ)
Я называю ХЭ, если это Ме, вы поднимаете руки вверх, если ошиблись, то называете 2 Ме и объяснить.
Na-O-Fe-Cl-Mn-Al-C-N-Li-Sn-Pb-Cu-Aq-Au-Ca-K-Zn
3. Из истории химии:
а) применение Ме, основанные на их свойствах. (Сообщение уч-ся)
Слайд 4
б) чудодейственные свойства МЕ :7 Ме – 7 планет. (Сообщение уч-ся)
Слайд 5
в) М.В.Ломоносов определял Ме “как светлое тело, которое ковать можно” и относил это свойство к Ме: Au-Aq-Cu-Sn-Fe-Pb.
А.Лавуазье в 1789 году упоминал уже 17 Ме.
В начале 19 века были открыты платиновые Ме.
4. Отражается ли общность в строении Ме на их свойствах? (Проблема)
Попробуем это выяснить в ходе работы в группах с текстом учебника:
Общие физические свойства Ме.
Слайд 6
Задание.
1. Стр. 70-72 (учебник).
2. В ходе работы составить портрет Ме. (Слайд)
Одновременно проецируются. Слайды
5. Рефлексия. (Да - нет)
1. Ме хорошо проводят электрический ток.
2. Ме - 88.
3. Ме расположены в правом верхнем углу ПСХЭ.
4. Все Ме - твердые вещества,
5. Жидкий Ме - ртуть.
6. Самый тугоплавкий - вольфрам.
7. Ме не блестят.
8. По твердости Ме делятся на легкие и тяжелые.
9. Легкоплавкие Ме - ртуть и галий.
10. По твердости Ме делятся на твердые и мягкие.
11. Лучшие проводники тока - золото, серебро, алюминий и медь.
12. Ртуть применяется в термометрах.
13. Для изготовления проводов используют медь и алюминий.
14. Все Ме имеют металлический блеск.
6. Тестирование (2 варианта). Приложение
7. Д/з: п.13. Упр. 1-4 (устно). Упр.5. Сообщение о зеркалах.
8. Составленные портреты Ме учащиеся демонстрируют по группам.