Урок СБО по теме "Основные статьи расходов". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели.

Образовательные: дать понятие о способах планирования расходов в семье; способствовать расширению и углублению представлений учащихся о планировании и ведении семейного бюджета, научить заполнять “Таблицы учета семейных расходов”.

Коррекционные: Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи ; расширять социальный опыт учащихся.

Воспитательные: воспитывать самоконтроль при выполнении заданий; прививать умение работать в группе.

Оборудование: калькулятор, таблицы, рефлексивные карточки, оценочные карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Орг.момент.

Упражнение "Послушаем тишину"

Цель: Способствовать концентрации внимания, созданию положительной учебной мотивации.

(Учащиеся называют звуки, которые слышат вокруг)

В течении урока вы будете выполнять различные задания, поэтому после выполнения каждого из них должны будете оценивать себя сами, для этого подходить и выбирать карточки с соответствующей оценкой на столе (5, 4. 3), а в конце урока вы сможете поставить себе оценку. (Приложение 3)

2. Повторение изученного материала.

Начнём с повторения предыдущей темы, ответьте на вопросы:

1) Что такое бюджет семьи? (Ответы детей: бюджет – это совокупность доходов и расходов семьи за определённый промежуток времени)

2) Перед вами схемы на доске, которые обозначают разные виды бюджета, найдите соответствие и соедините с помощью стрелок.

(3 ученика работают у доски, после выполнения задания – самостоятельное оценивание; с остальными учениками учитель оценивает их решение задания, дети высказывают своё обоснование ответа)

3) Перечислите что относится к доходам семьи? (Заработная плата, пенсия, стипендия, государственные пособия)

Продолжите предложение:

- Деньги, которые приходят в семью - это... (Доход)

- Деньги, которые мы тратим - это... (Расход)

Выберите карточку с оценкой те, кто отвечал на вопросы.

3. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя об особенностях ведения домашнего хозяйства.

Семейный бюджет подразумевает под собой наличие определённых денежных сумм, необходимых для покрытия расходов. Идеальный бюджет, как вы уже знаете, избыточный, но если не планировать свои расходы заранее, то и избытка денег может не хватить. Чаще всего встречается дефицитный бюджет, то есть расходы превышают доходы.

Что бы вы сделали, если до зарплаты осталось несколько дней, а деньги закончились? (Занять у родственников, знакомых...)

Сегодня на уроке мы попробуем спланировать расходы семьи. Запишите тему урока в тетрадь.

Б) Работа в тетради.

Зачертить таблицу и по ходу рассказа учителя её заполнить.

Главные расходы Второстепенные расходы
квартплата лекарства
коммунальные услуги книги
питание газеты, журналы
транспортные расходы развлечения
санитарно-гигиен. принадлежности  

Сейчас начертите в тетради таблицу из двух колонок, как вы будете это делать?

(Сосчитать количество клеток на странице и разделить пополам)

При вычерчивании таблицы используйте линейку.

Для выполнения следующего задания нужно внимательно слушать и в течении моего рассказа самостоятельно заполнить таблицу.

Все расходы семейного бюджета можно разделить на главные и второстепенные.

К главным относятся, во-первых, квартплата. Сумма квартплаты вносится ежемесячно. Чем больше площадь квартиры, тем больше вы за неё заплатите.

Следующий вид главных расходов – это коммунальные услуги. К ним относятся: плата за электроэнергию, горячую и холодную воду, а также канализацию, вывоз мусора и др.

Одной из основных статей семейных расходов является питание, которое составляет от 1/2 до 1/3 всех доходов семьи.

Сюда входит не только стандартная покупка продуктов питания, но и расходы на питание вне дома.

Вопрос.

Что можно отнести к расходам на питание вне дома? (Питание в школе ребёнка, питание в кафе, в поездке и др.)

Многие из вас добираются до школы на автобусе, а родители до места работы, поэтому нужно учитывать ещё и транспортные расходы.

Что можно сделать для экономии на транспортных расходах семьи? (Купить проездной билет)

Чтобы мы были чистыми и опрятными, поддерживать порядок и чистоту в доме необходимо приобретать санитарно-гигиенические принадлежности.

Сюда входят (схема на доске).

Групповая работа.

Деление класса на группы. Дети вытягивают фишки и объединяются по их цвету в две группы.

1 группа – записать на доске предметы бытовой химии;

2 группа – записать на доске предметы и средства личной гигиены.

(Работают у доски и самостоятельно оценивают себя с помощью оценочных карточек)

К второстепенным расходам можно отнести расходы на покупку лекарств, книг, газет и журналов, на развлечения.

Вопрос.

Что бы вы отнесли к расходам на развлечения? (Выбрать из списка)

Посещение кино

Покупка дисков

Покупка алкоголя

Посещение кафе

Мы закончили заполнять таблицу в тетради, кто справился, может себя оценить. (Оценочные карточки)

4. Физминутка.

При прослушивании стихотворения, если речь идёт о денежной единице из металла учащиеся поднимают правую руку; если из бумаги, то левую, если из бумаги и из металла, то топают.

Когда иду по улице под ноги не смотрю,

А жаль, ведь можно встретить там монеты по рублю.

А вот и сто рублей лежат, и пять копеек рядом.

Но даже десяти, пяти рублям мы будем очень рады.

5. Деловая игра.

Залогом успеха в деле планирования семейных расходов является их учёт. Для удобства многие заводят “Тетради ведения домашнего хозяйства”. Мы сегодня попробуем учесть семейный бюджет в другом варианте такой тетради, а именно в “Таблицах ведения домашнего хозяйства”. Ведя такие записи можно увидеть реальные расходы любой семьи.

Разделимся на две группы (по желанию)

Познакомьтесь:

1 группа - семья Ивановых.

2 группа – семья Петровых.

Каждая семья получает индивидуальную таблицу (Приложение 1. Приложение 2), здесь есть справочные данные для каждой семьи, пользуясь которыми вы сможете выполнить задание.

6. Итог деловой игры.

“Главы семей” выходят и рассказывают о том, как они считали статьи расходов бюджета.

Сравните в каком случае материальных средств потрачено больше, почему? (Больше денег потрачено при расчёте расходов на год, так как в году 365 дней, а в неделе всего 7))

Дети оценивают свою работу с помощью оценочных карточек (Приложение 3)

7. Рефлексия.

Используя рефлексивные карточки (Приложение 4) оценить своё отношение к уроку, прикрепив их к соответствующему знаку на доске

(+, -)

8. Итог урока.

Подвести итог по оценочным карточкам, совпадает ли самостоятельная оценка ученика с реальной оценкой за урок.

Назовите, какие виды основных расходов существуют?

Как можно экономить на транспортных расходах?

Какие виды главных расходов нужно оплачивать в первую очередь и почему?

Какую тетрадь нужно вести для удобства ведения домашнего хозяйства?

Подсчитайте, карточек с какими оценками у вас больше. Поднимите руки те, кто поставил себе “5”, кто “4”, кто “3”. Откройте дневники для выставления оценок.

Выставление оценок учителем согласно работе ученика на уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4