Выступление на педагогическом совете "Развитие информационных компетенций учащихся на уроках математики и информатики"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Современный мир переживает информационную революцию, которая преобразует все сферы жизнедеятельности человека и социума, сопровождается быстрыми качественными изменениями информационного пространства, что свидетельствует о переходе от индустриального общества к информационному. Сегодня изменились запросы по хранению, использованию, переработке и передаче информации, что повлекло изменение требований к выпускникам школы. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в систему российского образования имеет определенные особенности и сложности. Этот процесс происходит в условиях обновления содержания образования, смены образовательной парадигмы и введения стандартов второго поколения. Приоритетный национальный проект “Образование” остается одним из ключевых механизмов развития общего образования. (Слайд 1). Презентация

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: (Слайд 2)

— сделать этот процесс интересным;

— эффективно решать проблему наглядности обучения;

— свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;

— раскрепостить учеников при ответе на вопросы;

— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;

— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

Сегодняшние школьники могут снимать видео, делать фильмы, загружать их в Интернет для всеобщего обозрения.

В основе конкурентоспособности лежит компетенция. Компетенция, в переводе с латинского, означает способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. В повседневной жизни используется ряд ключевых компетенций. Наиболее значимая из них на сегодняшний день информационная компетенция. Информационная среда заставляет пользователя постоянно оценивать свои знания. Под информационной компетенцией  понимается общая способность к результативному использованию разнообразных источников информации в процессе учебной деятельности и при решении конкретных жизненных задач. (Слайд 3)

Таким образом, информационная компетенцияэто совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. (Слайд 4)

Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:

1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;

2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие. (Слайд 5)

На уроках информатики можно выделить следующие условия для развития информационной компетенции:

  • знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией и получение технических навыков по работе с различными дополнительными устройствами (наушники, колонки, принтер, сканер, веб-камера и т.п.);
  • владение способами работы с информацией:
    • поиск в каталогах, поисковых системах (ресурсы Интернет, базами данных);
    • извлечение информации с различных носителей;
    • систематизация, анализ и отбор информации - разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.(анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала);
    • технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. (собственные работы учащихся, защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций);
    • преобразование информации (из графической — в текстовую, из аналоговой — в цифровую и т. п.); (Слайд 6)

(Слайд 7)

  • владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (Слайд 8)
  • умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. (Слайд 9)

Таким образом, при  выполнении заданий любого типа на уроках информатики, учащийся  начинает с работы с информацией: поиска, обработкипредставления, и передачи.

  Как показывает практика, умение школьника использовать при изучении разделов математики ИКТ-технологии играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. (Слайд 10)

На этапе “Актуализации знаний”. (Слайд 11)

  • Устные упражнения.
  • Кроссворды.

Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие презентации. Определение времени анимации не просто придает презентациям интерактивный характер (произвольное перемещение по слайдам), а позволяет создавать новые обучающие программы.

На этапе “Изложение нового материала” (Слайд 12)

  • Электронный учебник.
  • Интерактивный плакат слайд.
  • Электронные модули.
  • Цифровые образовательные ресурсы.

Использование модулей на данном этапе помогает детям с помощью интерактивного мультфильма лучше усваивать новый материал.

На этапе “Контроль знаний” (Слайд 13)

  • Самостоятельная работа.
  • Интерактивные тесты.
  • Демо-версии ЕГЭ по математике.

Преимущество интерактивного теста заключается в следующем:

  • Указано количество выполняемых заданий.
  • Количество допущенных ошибок.
  • Не возможно не ответив на вопрос перейти к следующему заданию.

На этапе “Домашнее задание” (Слайд 14)

  • Составление буклета в программе Microsoft Publisher.
  • Составление дидактического материала с использованием Microsoft Word и Microsoft Publisher.
  • Задания на uztest.ru/

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению презентационного материала. Такая работа позволяет:

  • развить познавательный интерес к математике;
  • повысить концентрацию внимания;
  • увеличить темп урока и подачи учебной информации;
  • излагать материал в более доступной и интересной форме;
  • увеличить объем изучаемой информации.

Одним из условий развития высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся является работа по использованию на уроках математики возможностей интерактивной доски. (Слайд 15)

Мы используем следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:

  • работа с текстом и изображениями;
  • сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
  • использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала.

Таким образом, применение на уроках интерактивной доски создает необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Педагогу необходимо определять уровень информационной компетенции школьников и учитывать это на практических занятиях, а также ориентировать школьников на самообразование, самооценку и рефлексию.

Презентация.