Тип урока: урок-путешествие в прошлое.
Действующие лица и исполнители:
Б.Ромберг – Разумова Н.О.
И.Дотцауэр – Грищук Т.В.
Ф.Куммер – Кузьмин И.
Цели урока:
- изучение предмета на более глубоком уровне;
- развитие сотрудничества преподавателей;
- формирование у ученика убеждения в связности предметов, в целостности мира.
Задачи урока.
1. Образовательная
а) знания – получить определённые знания в освоении инструмента виолончели;
б) умения – стимулировать интерес к изучаемому предмету, научиться правильной постановке рук, правильному звукоизвлечению, штрихам, фразировке;
в) навыки – формировать, повторять и закреплять знания и умения, полученные в ходе освоения инструмента виолончели.
2. Воспитательная
а) прививать познавательный интерес к предмету;
б) воспитывать культуру взаимоотношений между преподавателями и учеником;
в) воспитывать ответственное отношение к труду.
3. Развивающая
а) способствовать развитию культуры мышления;
б) способствовать овладению умениями и навыками;
в) продолжать развитие познавательного интереса.
Оборудование к уроку:
инструменты – фортепиано, две виолончели;
компьютер, мультимедийный проектор
компьютерная презентация “Немецкие композиторы виолончельной школы 18-19 века” Приложение 1
экран;
наглядные пособия;
ноты.
План урока.
Небольшая вступительная часть, включающая биографическую справку о композиторах, произведения которых прозвучат в ходе урока (преп. Разумова Н.О.).
Исполнение произведений Б.Ромберга, Ф.Дотцауэра, Ф.Куммера (преп. Грищук Т.В., ученик И.Кузьмин, концертмейстер Разумова Н.О.).
Совместная педагогическая работа преп. Грищук Т.В. и Разумовой Н.О. над следующими произведениями: Б.Ромберг “Соната B-dur, I часть” и Ф.Куммер “Этюд e-moll”.
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде, чем начать наш открытый урок, мне хотелось бы немного остановиться на самом понятии “бинарный урок”, которое пришло к нам, конечно же, из общеобразовательной школы. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Бинарный урок – это одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока, который по своей природе является одной из форм проекта. Урок по теме ведут два или несколько преподавателей. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применять полученные знания на практике.
Что касается музыкальной школы, то у нас, как нигде, существуют эти межпредметные связи. Ведь на каждом уроке по специальности мы и поём с учеником, и рассказываем ему о композиторах, и сольфеджируем, и дирижируем, то есть, используем все знания, умения и навыки, полученные учеником на других предметах, входящих в учебный план. Таким образом, бинарный урок в музыкальной школе – это творчество двух преподавателей, которое перерастает в творческий процесс у ученика. Такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь ученика, спровоцировать творческий поиск?
Ну что ж, а теперь вернёмся к теме нашего урока - “Немецкие композиторы виолончельной школы 18-19 века”. Позвольте представить вам Бернхарда Генриха Ромберга (1767-1841).(Слайд 2). Виолончелист, композитор, представитель раннеромантического стиля, выходец из большой династии немецких музыкантов. Своеобразие его исторической роли выражается в том, что он как бы замыкает предыдущий этап развития виолончельного искусства, представителями которого были Боккерини-Дюнор-Ромберг и в то же время открывает новый этап, новое “тройственное” созвездие Ромберг-Серве-Давыдов. Ромберг считается основателем школы виолончелистов в Германии. Игра Ромберга отличалась мягким тоном, элегантностью и мощью. Романтизм Ромберга носит уравновешенный, созерцательный характер. Он много гастролировал в странах Европы. Успех Ромберга в рецензиях сравнивался с успехом Паганини. Он неоднократно бывал в России с 1807 года. Одновременно с Л. Бетховеном (Слайд 3) служил в Боннской придворной капелле, играл с ним в квартете. В 1801-02 годах был профессором Парижской консерватории, а в 1805-06 году был солистом Берлинской придворной капеллы, с 1820 года жил в Гамбурге.(Слайд 4). Будучи исполнителем-виртуозом, Ромберг способствовал популяризации виолончели как сольного инструмента. Его высоко ценили Л. Бетховен, Э. Гофман, В. Одоевский, М. Виельгорский (его ученик). Среди его произведений для виолончели – 10 концертов, 6 концертино, сонаты, дуэты. Наибольшее значение имеют виолончельные концерты, которые до сих пор считаются образцовыми в виолончельной литературе. На склоне лет, в 1840 году, Ромберг написал методическое пособие “Methode de violoncelle”, которое было принято в Парижской консерватории, а затем издано в Германии, Австрии, Англии. Существенной заслугой Ромберга является развитие техники виолончельного грифа. Ромберг дал виолончелистам обильный практический материал для овладения ставочной техникой.
Следующий композитор, представитель дрезденской виолончельной школы, Юстус Иоганн Фридрих Дотцауэр (1783-1860) (Слайд 5) – немецкий виолончелист, педагог, автор нескольких популярных сборников упражнений, прежде всего “Виолончельной школы”, а также “18 этюдов настоящей сложности”, “24 ежедневных упражнений для овладения виртуозностью”, “Школы флажолетов”. Широкое применение на всём протяжении обучения виолончелиста до сих пор находят “113 этюдов” Дотцауэра.(Слайд 6). Он был учеником Б.Г. Ромберга и И.Я. Крига. Работал в Майнингенской (1801-05) и Дрезденской (1811-52) придворных капеллах, а также в Лейпцигском оркестре (1806-11). Организовал струнный квартет. Наиболее значительны из его сочинений концерт для 2 виолончелей с оркестром и виолончельные пьесы. Дотцауэр является автором школы игры на виолончели. Его учениками являются Ф. Куммер, К. Шуберт, Дрекслер и др.
И третий наш сегодняшний гость – Фридрих Август Куммер (1797-1879).(Слайд 7). Немецкий виолончелист и гобоист, который вошёл в историю виолончельного искусства как талантливый исполнитель, педагог, автор многих педагогических сочинений. Куммер был учеником Дотцауэра, но ещё брал уроки у Ромберга, часто приезжающего в Дрезден на гастроли. В качестве ансамблевого исполнителя был известен своим дуэтом с Францем Шубертом (Слайд 7), а также игрой в квартете: Пьер Байо (1 скр.), Кароль Липиньский (2 скр.), Феликс Мендельсон (альт), и Куммер. (Слайд 8) С 1817 года был виолончелистом придворного оркестра в Дрездене, (Слайд 17) а 1850 году он заменил Дотцауэра в качестве первого виолончелиста придворной капеллы. Был профессором консерватории в Дрездене, руководил классом виолончели со времён её основания. Его ученики – Бернхард Коссман и Юлиус Гольтерман. Опубликовано около 200 музыкальных произведений Куммера, в том числе и для виолончели – концерты с оркестром, вариации, фантазии. Куммер – автор “Violoncell-Schule”, изданной в Лейпциге. До сих пор используются 10 мелодичных этюдов (на 2-х виолончелях) как ежедневные упражнения. Сыновья и внуки Куммера были известными музыкантами.
А встретились наши музыканты в 1821 году в Дрездене у Бернхарда Ромберга, приехавшего на очередные гастроли. Мы ни в коем случае не претендуем на историческую достоверность происходящих событий, а также не будем затрагивать политическую обстановку того времени. Мы просто осмелились предположить, что такая встреча музыкантов трёх поколений могла произойти…
На сцене за роялем сидит Ромберг и делает записи в нотных листах. Дотцауэр сидит рядом, перелистывая свежую газету.
Дотцауэр: - Вы слышали последние новости, господин Ромберг? Карл Мария фон Вебер (Слайд 9) ставит в Берлине свою оперу “Вольный стрелок”, скоро премьера, и нам просто необходимо там присутствовать! А вот и ещё одна приятная новость, в Варшаве (Слайд 10) уже открылась консерватория и скоро открывается консерватория в Вене! (Слайд 11)
Ромберг: - Да, это замечательно, что люди всё больше тянутся к искусству, тянутся к прекрасному. Я тут недавно посетил мастерскую Давида Фридриха Каспара.(Слайд 12). У него потрясающие, глубоко одухотворённые пейзажи: “Восход луны над морем”, “Гавань ночью”. (Слайд 12)… м-м-м, сказочно… Я просто в восхищении, сам Гёте (Слайд 13) бывал в его мастерской.
Дотцауэр: - Господин Ромберг, а ведь я не с пустыми руками к вам пришёл, вот тружусь над новым этюдом, посмотрите?
Ромберг: - С удовольствием посмотрю, Юстус.
Дотцауэр играет небольшой фрагмент этюда на виолончели.(Слайд 14)
Ромберг: - Очень неплохо, Юстус, этот этюд войдёт в ваш новый опус упражнений?
Дотцауэр: - Да, господин Ромберг, скоро выйдет в свет новый сборник. А теперь позвольте мне представить вам своего ученика, молодого исполнителя и композитора господина Фридриха Куммера. Он желал встретиться с вами и подготовил одно из Ваших сочинений – Сонату B-dur.
Ромберг: - Сегодня у меня замечательный день, ты просто поднимаешь мне настроение, любезный Юстус. Прошу Вас, мой юный друг.
Фридрих Куммер играет сонату (Слайд 15), аккомпанирует Ромберг. Затем, Дотцауэр работает над штрихами и звукоизвлечением, а Ромберг что-то добавляет по поводу фразировки, нюансов и т.д.
Уважаемый Фридрих, Вы с пониманием относитесь к моему сочинению. Правильно передаете характер и настроение, но мне хочется обратить внимание на некоторые моменты Вашей игры.
Во-первых, последите за посадкой, ведь правильная посадка влияет на звук.
Во-вторых, не хватает вибрации на длинных нотах.
В-третьих, обратите внимание на соединение струн и соединение смычков, переходы должны быть плавными, соединение смычков — незаметными.
В-четвертых, надо убирать окончание фраз, но при этом доигрывать ноту на уходящем звуке, а не обрывать и не бросать.
Не суетитесь при игре триолей, следите за ровным звучанием нот, для этого расходуйте одинаковое количество смычка на каждую ноту.
Чтобы восьмые ноты не “садились” в темпе, надо их объединить движением к верхней ноте. “Продернуть” смычок на первой доле, а затем остановить его в конце и начните исполнение ноты с вибрации, а затем смычком.
Не хватает силы звука и свободы, для этого опустите локоть, вес руки дает полноту звучания.
Объедините четверти в более длинные фразы. Крещендо к половинным нотам подчеркните вибрацией.
Ромберг: - Ну что ж, очень неплохо, молодой человек, ну а свои сочинения покажете?
Куммер: - Да, господин Ромберг, я покажу Вам небольшой мелодический этюд.
Куммер играет этюд e-moll (Слайд 16), затем Ромберг даёт несколько советов по технике игры.
Ваше произведение имеет большой художественный подтекст. Хоть оно и называется “Этюд” - его смело можно отнести к разряду музыкальных зарисовок, а не технических упражнений.
Поэтому, мелодическую линию хочется услышать более яркой динамичной, наполненной звуком. Для этого я советую Вам считать не на 6/8, а на 2/4. В каждой фразе определите кульминационное место, к которому стремится мелодия. Старайтесь не выталкивать слабые доли, подходя к колодке. Мое Вам пожелание — Ваши яркие композиторские идеи должны быть также ярко воплощены в Вашем исполнении.
Дотцауэр: - А не хотите ли, Фридрих, дописать второй голос к этому этюду, давайте попробуем, может, неплохо получиться…
Затем Куммер и Дотцауэр исполняют этюд вдвоём. (Слайд 16)
Ромберг: - Как же вы порадовали меня, мои дорогие ученики. Я снова полон вдохновения для новых опусов! А Вам, господин Куммер, я желаю дальнейших творческих свершений, и я уверен, что вскоре Вы станете профессором консерватории и автором многих сочинений! Всего Вам доброго, до новых встреч!