Открытый урок окружающего мира по теме "Весеннее пробуждение растений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
  • научить видеть зависимость между погодой и таянием снега, сравнивать погоду в начале весны и в конце весны;
  • дать представление об изменениях в жизни растений зимой, показать связь этих изменений с неживой природой;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • воспитывать эстетическое отношение к  природе и бережное отношение к родному краю; познакомить с экологическими проблемами, причинами исчезновения многих первоцветов, познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу;
  • развивать выразительность речи;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание трудолюбия.

Оборудование: учебники (А.Плешаков «Окружающий мир 2 класс» УМК «Перспектива») и рабочие тетради к этому учебнику; проектор для показа презентаций; компьютер учителя и  компьютеры учащихся –12 шт.; презентация к уроку, подготовленная учителем;  презентация учащегося второго класса по теме «Первоцветы»; растения в горшочках, выращенные учениками; предметы  из бумаги и картона для композиции «Березка на полянке»: солнышко, облако, гроза, березка, подснежники, снег, травка; диск с  записью песни Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; выставка докладов учащихся на тему «Первоцветы»; конверт с «Письмом для  второклассников»; цветные ватманы для изготовления плакатов «Первоцветы надо спасти!», «Берегите лес!» и др; фломастеры, клей, картинки с первоцветами и березкой – материалы для выполнения творческого задания.

Ход урока

Оргмомент

Она придёт вслед за зимой, тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна. А как зовут её? (Весна.)

У: С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов, загадок.

Отгадайте, о каких месяцах идет речь в этих загадках?

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?  (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)

У: Действительно, сегодня мы будем говорить о весенних месяцах. Итак, мы идем в гости к весне. Что изменилось с приходом весны?

Д: Солнце светит ярче, чем зимой, оно выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.

В процессе обсуждения на доске формируется композиция «Весенние изменения в природе»

У: Одинаково ли солнце греет  землю во все весенние месяцы?

Д: Нет.

У: Какой весенний месяц самый холодный?

Д: Март – самый холодный месяц весны. 21 марта – день равен ночи.

У: Какой самый тёплый месяц?

Д: Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, а значит и сильнее нагревает поверхность земли. Поскольку становится теплее, то  тает снег. Он рыхлеет, становится серым. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше, в мае снег исчезнет совсем.

У: Что происходит весной с водоемами?

Д: Лед темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля начинается ледоход: лед раскалывается, плывёт по реке Весной очень опасно ходить по льду. В мае происходит разлив рек – половодье.

У: А какое весной небо?

Д: Небо голубое, облака белые.

У: Какие осадки выпадают весной? Проанализируйте свои наблюдения, записанные в «Рабочей тетради» на стр. 35.

Д: Мы заметили, что в течение тех дней, когда мы вели наблюдения, температура воздуха ежедневно возрастала, выпадали осадки снег и дождь.

У: Мы будем продолжать наблюдения, но как вы предполагаете, как дальше будет меняться температура воздуха и какими будут осадки в апреле и в мае?

Д: Температура воздуха будет расти, чаще будут выпадать дожди, снега реже, а затем совсем прекратятся. В мае появится первая  гроза.Вывод: солнце все выше становится над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее нагревает землю, поэтому тает снег и лёд.

У: У нас сегодня в гостях  ваша старая знакомая, синичка Зинька, героиня рассказов В.Бианки. Она большая любительница путешествий, очень любознательна. Вы ей очень понравились, и теперь она приготовила для вас несколько заданий. Думаю, вы сможете выполнить первое задание птички.

 Задание №1.

У: а) Расставьте  пейзажи известных живописцев в правильном порядке.(Дети рассматривают репродукции картин художников на презентации) Как по-вашему, в каком месяце могли происходить данные явления природы, о которых рассказывали эти художники?

Д:  Саврасов «Грачи прилетели»– в марте

И. Левитан «Большая вода» – в апреле                  

И. Грабарь «Майский вечер»– в мае

У: б) В народе каждый месяц называли по-своему. Подберите к каждой картине своё название.

март

Протальник, капельник, утро года

апрель

Снегогон, цветень, солнечник, водолей

май

Травень, соловьиный месяц, светодень.

У: Какие литературные произведения рассказывают о весне?

Д: «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев,«Уж тает снег, бегут ручьи…» А.Плещеев, «Подснежники» Т.Белозёров, «Снег теперь уже не тот» и «Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи»-С.Маршак, «Подснежник» Андерсен, «Синичкин календарь» В.Бианки.

Задание № 2. Объясните смысл пословиц.

а) Весной  день с ночью меняется.           

б) Марток – надевай трое порток.

в) Кто спит весною, тот плачет зимою.    

г) Весна цветы рассыпает.

Весенние изменения в жизни растений.

У: Весна цветы рассыпает.  В конце февраля мы с вами посадили семена бархатцев в маленькие горшочки, ухаживаем за ними и ведем наблюдения. Теперь вы знаете, что необходимо росткам для роста. Наверное, похожие условия нужны и первоцветам?

Д:  Весенний лес загадочен и не совсем обычен, он полон  света, прозрачен, и просматривается насквозь. Солнышко пригревает, появляются первые проталинки, земля насыщается влагой. Создаются все условия для роста растений.

У: Верно. Яркие лучи солнца высвечивают резную зелень первой весенней травы, сочные краски лесных растений – первоцветов: пролесок, хохлаток, медуниц. В народе такие растения называют подснежниками.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно,
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Н. Холодовский.

Уч: Подснежниками в народе называют первые весенние цветы. При виде их нами всегда овладевает необъяснимое нежное чувство, которое трудно  передать словами. С появлением первых подснежников отчетливо понимаешь, что  зима, наконец-то, прошла, так как эти первые скромные цветы символизируют наступление весны. Первые цветы появляются, когда в лесу совсем нет листвы. Растениям ничто не мешает получать солнечный свет, так необходимый для роста. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками

У: Все первоцветы – многолетние растения. После того, как в начале лета их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются живые подземные органы – у одних клубни, у других – луковицы, у третьих – более или менее толстые корневища. Эти органы служат вместилищем запасных питательных веществ, главным образом крахмала. Давайте откроем учебник и посмотрим на иллюстрации на стр. 74-75. Видите, как изображена корневая система этих растений. Именно за счет заранее запасенного "строительного материала" так быстро и развиваются у эфемеродов, так называют.

Рассказы о первоцветах

(выступают второклассники, которые подготовили доклады о цветах)

Мать-и-мачеха обыкновенная, хохлатка, ветреница, гусиный лук, перелеска, чистяк, медуница.

Физкультминутка.

У: Нам уже надоели  зимние холода, всем хочется весеннего тепла! В стародавние времена на Руси  молодёжь выходила на улицу и зазывала Весну – красну. Мы подготовили для наших гостей весенние заклички.

Заклички. Солнышко приходи, красно дерево, цвети!
Гори солнце ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее.
Высоко взойди, далеко свети, на тёмные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря, на зеленый огород, на весь народ!

У: Весной происходят изменения и с другими растениями. Давайте откроем учебник и узнаем, какие превращения происходят с деревьями и кустарниками.

Работа с текстом учебника (групповая работа)

У: Прочтите текст  на страницах учебника № 77-78 и ответьте на вопросы:

Как пробуждаются деревья в лесу? Что происходит с почками? Какое дерево начинает цвести первым? Какие кустарники зацветают первыми? Какое дерево расцветает раньше: береза или черёмуха? Что происходит с лиственницей? У каких еще деревьев появляется молодая хвоя? Какой кустарник занесен в Красную книгу?

Рассказы учащихся о весенних изменениях происходящих  у ивы, черёмухи и черёмухи.

У: Ребята, посмотрите, под нашей березкой письмецо лежит, видно его Зинька принесла.

«Дорогие второклассники!
Обращаюсь к вам с жалобой!
Была я красивая, была я пригожая,
Стала сама на себя непохожая!
Травку молодую  на мне вытоптали, кусты поломали, первые весенние цветы оборвали.
Березу на дрова срубили, костры на мне разводили!
Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь!
Бывшая лесная поляна».

Задание №3. Давайте поможем нашей полянке. Как это можно сделать?

Думаю, нужно рассказать другим ребятам о том, что первоцветы нельзя рвать. Я предлагаю вам выполнить творческую работу под названием «Берегите первоцветы» и «Берегите лес». Каждая команда выполняет свою работу, а потом мы поместим её на доску и послушаем рассказ о том, что вы нарисовали на плакате и о чем написали.

Вторая группа учащихся выполняют подобное задание на компьютерах.

Подведение итогов урока. Обсуждение работ учащихся.

Не рви цветы, в букете жизни нет,
Оставь в земле для жизни продолженья.
Вы не найдете им замены,
Как не ищи – замены нет!
Не спеши!
Ведь если ты сорвешь эти цветы,
То больше не увидишь красоты!

Источники информации:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-proekt-pervotsvet
  2. http://bgconv.com/docs/index-168468.html
  3. http://www.medved-centr.ru/kopilka/prirodovedenie/filmy/uroki-dlja-detei-pervocvety.html