Программное содержание.
1. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь по темам: “Лес”, “Грибы”.
2. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
3. Расширить представления детей о дарах леса.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие у детей ловкости, зрительно-моторной координации, быстроты реакции, глазомера.
6. Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.
7. Закрепление признаков осени.
Методические приёмы.
Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент, музыкальное сопровождение. Театрально-игровая деятельность.
Оборудование.
Декорация леса: берёзы, ели, осенние листочки, грибы и т.д.
Шапочка гнома и шляпки для танца грибов.
Разрезные картинки листьев.
Фонограмма звуков леса.
Костюм Лесовичка. Письмо.
Корзина с гроздьями рябины.
Орехи фундук.
Ход занятия
Воспитатель по физ. культ.: Дети, послушайте загадку и попробуйте её отгадать.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Дети: Это лес.
Воспитатель по физ. культ.: Пойти в поход в осенний лес?
Дети: Да!
Воспитатель по физ. культ.: Тогда давайте представим себе, что мы туристы и скоро отправимся в поход. Он будет трудным и поэтому к нему надо хорошо подготовиться. (Звучит музыка).
- Туристы, в шеренгу становись! Шагом марш! (Вводная ходьба).
- Потренируем свои ноги. (Ходьба на носках, пятках).
- Перешагиваем через валуны. (Ходьба с высоким подниманием колен).
- Проходим под низко растущими веточками. (Ходьба в полуприседе).
- Немного замёрзли. Побежим, чтобы согреться. (Бег в среднем темпе).
- А сейчас давайте сделаем привал. (Раздаётся стук в дверь).
- Кажется, кто-то стучится. Пойду, посмотрю. (Появляется Гномик).
Гномик (ребенок): Здравствуйте. Меня попросили, чтобы я доставил вот это письмо в группу номер один. Я пришёл точно по адресу?
Воспитатель по физ. культ.: Здравствуй, дорогой Гномик. Да, это группа номер один и письмо вероятно для нас.
Гномик: Возьмите, пожалуйста. (Гномик отдаёт письмо).
Воспитатель по физ. культ.: Гномик большое спасибо тебе, оставайся с нами.
- Дети, давайте прочитаем письмо.
(Воспитатель распечатывает письмо и читает его).
“Приглашаю всех в мой прекрасный осенний лес”. Лесовичок
- Лесовичок приглашает нас к себе в гости. Принимаем его приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель по физ. культ.: Я знаю, что до леса дойти не просто. Надо преодолеть немало препятствий. Ну что не поменяли своё решение?
Дети: Нет!
Воспитатель по физ. культ.: Тогда в путь. (Дети имитируют шаги в лес. Звучит музыка).
- А вот и первое препятствие. Посмотрите, какой широкий ручей. Надо очень сильно оттолкнуться, чтобы перепрыгнуть через него.
(Дети друг за другом перепрыгивают через ручей, а потом отправляются дальше в путь).
- Дети, посмотрите, лес уже совсем близко, но почему-то идти стало тяжелее и под ногами у нас вода. Это болотистое место мы сможем преодолеть, если будем перешагивать с кочки на кочку. (Дети преодолевают препятствие).
- Ну, вот и лес. Посмотрите, какая кругом красота! Вдохните чистый лесной воздух. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
(Упражнение повторить несколько раз. Воспитатель обращает внимание детей на звуки ветра в лесу. Включается запись).
- Вы слышите звуки ветра в лесу? Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю. Покажите, как он дует?
Дует легкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф..
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а..
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о..
Дубовый – у-у-у..
(Дети хором поют: а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у)
Воспитатель по физ. культ.: Но где же Лесовичок! Давайте позовём его! Только не надо кричать очень громко, ведь можно распугать животных и птиц.
(Дети зовут Лесовичка. Появляется Лесовичок, он недовольно ворчит).
Лесовичок: Что же вы так кричите? Разве можно в лесу шуметь?
Воспитатель по физ. культ.: Здравствуйте, уважаемый Лесовичок. Мы знаем, что в лесу шуметь нельзя, но ведь ты пригласил нас в гости, а встретить, вероятно, забыл.
Лесовичок: Здравствуйте. Нет, я не забыл, что вы должны прийти. Но пока я шёл сюда, мне пришлось спасти зайчика от лисы, помог белочке повесить грибочек на сучок и вообще у меня очень много дел в лесу.
Я старичок Лесовичок.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.
- Вот я пригласил вас к себе в гости, но мой дом особенный, значит и вести себя в нём надо по-особенному. А вы знаете как надо вести себя в моём доме?
Воспитатель по физ. культ.: Лесовичок, прежде чем принять твоё приглашение, мы изучили правила поведения в лесу и нарисовали рисунки. Сейчас дети расскажут, а ты посмотри наши рисунки.
- нельзя ломать ветки деревьев;
- нельзя ловит бабочек;
- нельзя оставлять после себя мусор в лесу;
- нельзя разорять гнезда птиц;
- нельзя рвать и топтать цветы:
- нельзя разводить костры
- нельзя громко включать музыку и т.д.
Лесовичок: Молодцы! Вы хорошо выучили правила поведения в лесу. А скажите мне, пожалуйста, почему нельзя губить лес?
Дети: Лес даёт нам чистый воздух, грибы, ягоды, орехи, а это всё очень полезно для здоровья человека. В лесу нам радостно в любое время года, от его красоты и пения птиц.
Лесовичок: Теперь я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. Проходите, пожалуйста, в мой лес, посмотрите, как он прекрасен в своём осеннем наряде. Кто мне скажет, что происходит с листьями деревьев осенью?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут.
Лесовичок: Какие становятся листья на деревьях осенью?
Дети: Красные, жёлтые, коричневые, оранжевые, лёгкие, сухие.
Лесовичок: Если листья разного цвета, то они какие?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель по физ. культ.: Лесовичок, у тебя в корзине я вижу много листочков, для чего они?
Лесовичок: Эти листочки перепутались, помогите мне их собрать (игра “Собери листок” “пазл”).
Воспитатель по физ. культ.: Я думаю, дети с удовольствием их соберут.
(Дети собирают листочки из частей, а потом Лесовичок спрашивает у детей какой это листок и с какого дерева).
Лист клёна – кленовый
Лист дуба – дубовый
Лист берёзы – берёзовый и т.д.
Лесовичок: Молодцы, вы правильно назвали все листочки, а теперь давайте поиграем с ними.
Листочки березы, листочки осины
Движения руками вправо, влево
Летают, кружатся в лесу.
Дети кружатся на носочках, руки в стороны.
И тихо шурша все на землю ложатся,
Дети приседают
Ковром, устилая листву.
легкое движение рук вверх, вниз
Воспитатель по физ. культ.: Лесовичок, ты наверное устал, присядь на пенек, а ребята покажут как они умеют делать зарядку. (Комплекс ОРУ)
1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Справа выросли лисички, поворот туловища,
вправо отводя руку в сторону
Слева – толстый боровик. поворот туловища,
влево отводя руку в сторону
Справа – на пеньке опята
Слева белый дождевик
Мы грибы все соберем и.п.
И потом домой пойдем. (по 2 раза в каждую сторону)
2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу
Вдруг мы видим у куста наклон, руками
коснуться пола
Бельчонок выпал из гнезда выпрямиться руки
вверх
Тихо белочку берем наклон, руками
коснуться пола
И назад в гнездо кладем. выпрямиться руки
вверх и вернуться в и.п. (6 раз)
3. И.п.: стоя на коленях, руки внизу
Лебеди летят, крыльями машут изображать
взмахи крыльев
Присели над водою, качают головою. Сесть на
пятки, руки на колени
Гордо и важно умеют держаться. Тихо качать
головой. Вернуться в и.п. (6 раз).
4. И.п.: лежа на полу ноги вытянуть руки вдоль туловища.
Ну-ка, зайка, поскачи, поднять ноги вверх
сделать
Лапкой, лапкой, постучи. Упражнение
“велосипед”
Ты на травку упади, вернуться в и.п.
Полежи и отдохни
Отдохнул, теперь опять скачи. (6 раз)
5. И.п.: ноги слегка расставить руки на поясе.
Мы присядем, присесть, руки вперед
Нежно зайчика погладим. встать, руки на пояс
Ёжика в траве найдем присесть, руки вперед
Но с собою не заберем встать, руки на пояс
Под осинкой гриб найдем повторение
И с собой его возьмем. (6 раз).
6. 10 прыжков на двух ногах, чередуя с ходьбой
Кто-то зайку испугал,
Зайка быстро ускакал.
Скачем быстро мы за ним
И домой скорей спешим.
Прыг-скок, прыг-скок. (2 раза)
Лесовичок: Молодцы, мне понравилось, я то же
буду делать с лесными жителями зарядку, что бы
они как и вы стали сильными, ловкими и умелыми.
Дети, посмотрите, под ёлочкой сидит белочка, а
около неё мешочек. Давайте посмотрим, что в нём.
(Дети с Лесовичком развязывают мешочек и находят в нём орешки).
- Возьмите по одному орешку, давайте поиграем с ними.
Самомассаж “Орешки”.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
По ладошке покатаем
Силу пальчиков узнаем.
Лесовичок: А теперь давайте возвратим орешки белочке, они ей очень пригодятся зимой.
(Лесовичок возвращает орешки белочке).
- Скажите, пожалуйста, чем богат лес осенью?
Дети: Грибами, ягодами, орехами, целебными травами.
Лесовичок: Загляните под деревья, что вы там видите?
Дети: Грибы.
Лесовичок: Какие бывают грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Лесовичок: А вы умеете отличать съедобные грибы от несъедобных?
Дети: Да.
Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста, собрать съедобные грибы.
(Дети собирают грибы в корзину, после чего они вместе с Лесовичком определяют, все ли грибы в корзине съедобны).
Лесовичок: А сейчас я превращаю вас в грибочки. Давайте потанцуем.
Мы грибы Антошки, Вани и Сережки,
Дети делают “пружинистые полуприседания”
Вверх растём, стараемся, к солнцу поднимаемся.
Медленно поднимают руки вверх
Дождиком умылись мы,
Гладят щёчки (2 раза)
Листиком прикрылись мы
Руки держат над головой
Сосчитай-ка до пяти
Считают пальчики
И попробуй нас найти.
Приседают на корточки
Вверх растём и вширь растём,
Медленно поднимаются, показывая руками свои
“толстые бока”
Хорошеем с каждым днём.
Подносят ладони к щёчкам, покачивают головой.
На полянке в ранний час начинаем перепляс!
Дети танцуют вприсядку.
(Слова Л. Олиферовой).
Лесовичок: Дети, мне пора идти к моим лесным жителям, так как у меня сегодня ещё очень много дел. Но прежде чем уйти я хочу загадать вам загадки, если загадка будут отгадана правильно, то на экране моего лесного компьютера появится отгадка. (теневой театр).
Лесовичок берет в руки шишку, наводит на экран и загадывает загадки.
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел).
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж).
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый как Петрушка,
Ядовитый … . (Мухомор).
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мёд
И ягоду лесную. (Медведь).
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ягоды).
Лесовичок: Я загадал вам очень много загадок. И вы их все правильно отгадали. Молодцы!
Вот спасибо вам, друзья,
Что посетили вы меня.
Поиграли здесь со мной,
Стал я будто молодой.
А за это вас, друзья,
Угощу гостинцем я!
(Лесовичок угощает детей грибочками).
А еще ребята, на память о вашем путешествие, я хочу преподнести вам подарок, аромат леса. (Свежесобранные шишки, положенные в коробку)
Лесовичок: До свидания. Приходите чаще в мой лес. Я вам буду всегда рад.
Дети: До свидания. (Лесовичок уходит).
Воспитатель по физ. культ.: Дети, нам пора отправляться в обратный путь, давайте пойдём другой дорогой. Эта дорога короче, но идти по ней сложнее.
(Дети пробираются сквозь частый кустарник, раздвигая ветки руками).
- А вот и первое препятствие. Наверное, здесь был ураган. Посмотрите, сколько валяется деревьев. Давайте будем аккуратно перешагивать через стволы. (Перешагивание через модули разного диаметра)
(Воспитатель обращает внимание детей на широкий ручей, который предстоит перейти).
- Дети, посмотрите, какой широкий ручей. Перепрыгнуть мы его не сможем, поэтому давайте перейдём его по этому подвесному мостику. Идти надо медленно, не спеша и держаться за поручни.
(Ходьба по канату приставным шагом боком).
- Молодцы, дети, все благополучно перебрались на другую сторону ручья. Нам осталось совсем немного идти до детского сада. Вам понравился наш поход в лес?
Дети:: Да!
Воспитатель по физ. культ.: Вы хотели бы ещё раз прийти сюда?
Дети: Конечно.
- Тогда давайте скажем лесу до свидания. Наше путешествие закончилось.
(Дети прощаются с лесом и быстрыми шагами идут в детский сад).