Цели.
- Дать детям понятие о том, что нелегко перезимовать птицам, диким животным. Расширять представление об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
- Развивать образное восприятие, воображение дошкольников.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование. Плакат с изображением зимующих птиц; маски: лиса, белка, мышь; шапочки птиц (скворец, цапля, сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол), раздаточный материал: семена для птиц.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель. Давайте поздороваемся, у всех хорошее настроение!
Улыбнитесь друг другу.
Какое время года у нас сейчас?
Дети. Зима.
Воспитатель. Правильно зима. Зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
- А как живется зимой зверям и птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода). Я хочу пригласить вас в зимний лес на прогулку .
Вот пришли мы в зимний лес. Дети шагают на месте.
Сколько здесь вокруг чудес
Вот и зайка проскакал, Дети подпрыгивают на
месте,
От лисы он убежал. Руки вместе перед грудью.
А это серый волк рыщет, Имитируют движения
волка.
Он к лисе дорогу ищет.
Все мы спрячемся сейчас. Приседают, руки
домиком над головой
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит. Ладошки
складывают вместе под щекой.
Очень сильно он храпит.
Воспитатель. Вот мы и в зимнем лесу. Все белым-бело! Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.
Выходят дети в шапочках белки, мышки, лисы
Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Воспитатель. На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?
Лиса. Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет.
Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
Воспитатель. Ребята, как же звери готовились к зиме?
Д. Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая – стала серая .
Воспитатель. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.
Выходят дети, на голове которых шапочки птиц.
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни!
Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой- то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Воспитатель. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Д. Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают.
Воспитатель. Правда, ребята. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
Дети уходят
Воспитатель. Ребята ой, что я слышу, кто то кричит о помощи. Sos! Sos! Sos! Спасите от смерти! На помощь! Кто это?
Д. Птицы.
Воспитатель. Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся.
1 ребенок. Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
2 ребенок. Зимний лес не спит, а
дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
3 ребенок. У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут синицы,
Громко вторят снегири.
4 ребенок. Пестрый дятел крикнет
громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
5 ребенок. Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
По ходу чтения стихотворения появляются рисунки птиц.
Воспитатель. Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные.
Какие?
Д. Сороки, вороны, воробьи, синицы.
Воспитатель. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить ее.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. И чтобы помочь им, мы должны...
А что мы должны?
Д. Подкармливать птиц.
Воспитатель. Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
Дети рассматривают образцы семян, лежащих на столах в конвертиках.
- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами.
Выходят шесть детей в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку .
Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от соленого животы болят.
Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
Воспитатель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.
– Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто еще не сделал, сделайте.
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А сейчас отгадайте загадки. И найдите отгадки на столе.
Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (Снегирь)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
– Когда вы придете домой, что сделаете первым делом?
Д. Покормим птиц.
Итак, сегодня мы знакомились с жизнью зверей, зимующих птиц в лесу. Какие птицы у нас остаются? Почему у нас зимуют?
Я приготовила вам для этого семена (раздает конверты с семенами), и на память о нашем занятии раскрасьте этих птиц (дарит раскраски “Птицы ”).