Девиз праздника “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.
Когда то Лобачевский думал, кутаясь в пальто:
Как мир прямолинеен видно, что здесь не то!
Но он вгляделся пристальней в загадочную высь
И там все параллельные его пересеклись.
ПРИПЕВ: Все знакомо вокруг, тем не менее на
земле еще много всего,
Что достойно, поверь, удивления и моего и твоего
Удивляйся стихам, удивляйся росе
Удивляйся упругости стали
Удивляйся тому чему кажется все
Удивляться давно перестали.
Проблем на свете развелось и каждый орех,
И белых пятен хватит нам по тысячи на всех
И в том, что жизнь – задачник, никаких сомнений
нет.
Ты только не спеши и не заглядывай в ответ.
ПРИПЕВ: Все знакомо вокруг, тем не менее на
земле еще много всего,
Что достойно, поверь, удивления и моего и твоего
Удивляйся дороге от ливня сырой,
Удивляйся трезвону трамвая,
Удивляйся тому, чему люди порой
Удивляться вообще забывают.
“Математика во всем”, - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
“Математика от нас далеко…
Жить на свете без нее так легко!... ”.
Но пойдет однажды дождь.
Подойдешь ты к окну и поймешь:
Все на свете, что видишь, давно
Математикой отражено.
Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж –
Неужели ты не видишь? Ну ж …
Окошек плоскости отрезками полны…
И вечна траектория Луны…
А по параболе летит метеорит.
Через мгновение в атмосфере он сгорит…
Многоугольники, квадраты и круги….
Пространства – времени неслышные шаги…
Все движется и мчится, все улетает вдаль.
А кто не видит этого…
Того
мне просто жаль.
(Дарья Артемова, ученица гимназии)
Ведущий учитель перед началом состязаний “Сегодня с нами те, кто хочет учиться , трудолюбив и настойчив. Дорогие участники игры захватите с собой смекалку, настойчивость и смелость. Успехов вам!”
Член жюри: “Чтобы мы сегодня отвлеклись и повеселились, лучше узнали свои таланты и способности друг друга( а их у нас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами , повысили свой интеллект ,заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.”
Для чего мы проводим неделю математики ? Для того, чтобы никто не задавал такой знакомый всем учителям вопрос : “А зачем мне нужна математика? ”, “Мне в этой жизни не пригодиться!” Ведь слово “математика” пришло к нам из древнего языка , где “мантейн” означает “учиться и приобретать знания”. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром ее называют гимнастикой ума.
Итак , мы начинаем нашу игру.
Дети вытягивают названия своих команд. (X, Y, Z).
Разминка команд
Метаграмма – это задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или несколько букв.
Команда - Х.
С “Д” - давно я мерой стала, ответ (Пядь – пять)
С “Т” - уж нет и выше балла.
Команда - Y.
Первое – предлог, второе – летний дом!
А целое порой решается с трудом. (Задача)
Команда - Z.
Для пищи, безусловно, я необходима человеку,
Но вместо М поставить Щ – и ускользну я в реку. Ответ (Мука – щука)
Команда - Х.
В поезде 11 вагонов. Наш вагон 8, если вести счет от головы поезда.
Каким является этот вагон , если вести счет от хвоста поезда?
(4-й от хвоста)
Команда - Y.
Начало рассказа помещено на 16 – й странице, а конец на 31 – й .
Сколько страниц занимает этот рассказ? (16 стр. (31 - 16) +1=16)
Команда - Z.
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весят 4 кирпича?
(16 кг.)
(Задание командам. Приложение 1)
Решение примера с картины художника
У известного русского художника Н.П. Богданова – Бельского есть картина, изображающая занятия устным счетом. В классе возле доски сидит учитель , а около него стоят ученики , занятые устным решением трудного примера. Они сосредоточены и увлечены работой, так как пример действительно труден и интересен. Вот он: 102+ 112+ 122 + 132 + 142 = 730.
Решите и вы этот пример устно.
Решение:
а) 102+ 112+ 122 = 100 + 121 + 144 = 365 132 + 142 = 1 69 + 196 = 365
Всего: 730.
б) 102 + (10 +1 )2+(10 +2 )2 + (10 +3 )2 + (10 +4 )2= 5·102 + 2·( 10 + 20 + 30 + 40 ) + 1 + 22+32 + 42 = 500 + 200 + 30 = 730
с использованием формулы: (a + b)2= a2 + 2ab + b2.
(На картине “Устный счет” , экспонируемой в Третьяковской галерее, художник изобразил учеников школы села Татево Смоленской губернии в начале ХХ века. Педагог – Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) –был учителем Н.П. Богданова – Бельского.)
Это интересно знать! (Придожение 2)
Юмористическая страничка
Хорошая математическая шутка
всегда лучше целой дюжины посредственных
математических работ.
Джон Идензор Литлувуд (1885 – 1977),
английский математик
Презентация: Математики улыбаются.
Шуточные примеры часто имеют
больше значения, чем полезные.
Штифель (1553),
немецкий математик
(Задания для групп)
“X”
- Между пятью детьми надо разделить пять яблок, причем одно яблоко должно остаться в корзине. (Отдать каждому ребенку корзину с яблоком).
- Два отца и два сына застрелили три зайца , каждый по одному. Как это возможно? (Всего было три человека: дед, отец и сын).
“Y”
- На крыше сидят семь воробьев . Кошка бросается и съедает одного. Сколько воробьев осталось на крыше? (Ни одного не осталось – остальные улетели)
- У трех маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как такое могло случиться? (Маляры – сестры Прокопа).
“Z”
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, второе уже натощак)
- Пять стогов и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько получилось стогов? (Один)
Шуточные вопросы по геометрии
1) Что такое точка?
Угол, из которого вырвали стороны.
2) Что такое прямая?
- Убежавшая точка.
3) Что такое угол?
Треугольник, из которого выкинули одну сторону.
4) Что такое круг?
Равномерно расплывающаяся точка.
5) А шар?
Раздувшаяся точка.
6) А окружность?
Линия, которая без конца доходит до своего второго конца.
7) Можно ли нарисовать на доске точку?
Нельзя: то, что нарисовано, представляет собой тело.
8) Можно ли начертить на доске прямую?
Нельзя: мы не можем уйти бесконечность.
9) Что такое кривая?
Это когда из последнего вагона виден локомотив.
Математические ребусы.
ВАГОН + ВАГОН = СОСТАВ
(85679 + 85679 = 171358)
ОДИН + ОДИН = МНОГО
(6823 + 6823 = 13646)
КРОСС + КРОСС = СПОРТ
(35977 + 35977 = 71954)
Болельщики отгадывают ребусы.
Какое слово (математический термин) зашифровано?
Сектор, аксиома, медиана.
Исполняем “Гимн математике”
Подводим итоги.