Экологическое воспитание
(старшая группа)
Введение
Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная.
(Ж.Ренар)
Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, родного города, родного края, окружающей природы. Развитие любви и привязанности к родному дому служит первой ступенью в нравственно – патриотическом воспитание дошкольника.
Актуальность: В дошкольный период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Проект «Камчатка – страна огнедышащих гор» разработан с учётом национально-регионального компонента вариативной программы «Край родной, Камчатский» и органически вписывается в общий контекст основной воспитательно-образовательной программы детского сада в курсе «Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста». Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер. Он ориентирован на общечеловеческие, гуманистические ценности, формирование научно обоснованного природоохранного мировоззрения; объединяет географические, природоведческие и здоровьесберегающие знания.
Цель: формирование у детей знаний о «малой Родине», отличительных особенностях Камчатского края.
Задачи:
- Обучающая: расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомить с вулканами и их строением, подвести детей к осознанному выбору поведения, безопасного для здоровья в условиях Камчатского региона.
- Развивающая: развитие любознательности и кругозора детей.
- Воспитывающая: воспитание в ребёнке высокой духовной нравственности, любви и бережного отношения к природе родного края.
Ведущим принципом обучения является научность, детям даются правильные естественно – научные знания, сведения, экологические понятия. Экологическое воспитание детей осуществляется естественным образом многоразового наблюдения за явлениями природы, в играх экологического содержания, постановке опытов, обсуждении рисунков.
Участники проекта: воспитанники группы, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Этапы работы:
- Подготовительный;
- Исследовательский;
- Продуктивный;
- Защита проекта;
- Способы организации работы;
- Предполагаемые итоги реализации проекта.
При разработке проекта «Камчатка – страна огнедышащих гор» содержание воспитательно-образовательного процесса осуществляется следующими направлениями развития:
- Физическое;
- Социально-личностное;
- Познавательно-речевое;
- Художественно-эстетическое.
В разработке проект «Камчатка – страна огнедышащих гор» для формирования целостной системы знаний, развития познавательного интереса у детей мной использованы методы:
- Обследование и опыт;
- Метод сравнения;
- Метод вопросов;
- Метод повторения;
- Рассматривание иллюстраций, чтение, составление рассказов;
- Игровые приемы;
- Проблемные ситуации;
- Предположения.
Предметно-развивающая среда построена с учетом организации воспитания и обучения дошкольников, «ориентированных на завтрашний день развития» (Л.С.Выготский), с поиском средств максимального развития личности ребенка через познавательно – творческую деятельность.
Для реализации цели проекта использовалось оборудование экспериментально – исследовательского уголка:
- карта Камчатки;
- заготовки для макета вулкан;
- природные материалы;
- иллюстрации по теме.
Интегративные связи: для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательном процессе, при реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Использование данных приемов и методов, интеграции образовательных областей формируют у детей любознательность, творческую активность, развивают интеллектуальные способности.
В проекте, наряду с задачами общеобразовательными, ставится задача по сохранению здоровья и формированию способностей выживать в экстремальных условиях, ведь Камчатка представляет собой регион с природно-климатическими особенностями. В практической работе, опытным путем дети приобрели знания правил поведения при землетрясении.
Личное творчество: оформление предметно-развивающей среды, совместно с детьми сочинение сказки о вулкане, папки-передвижки, создание галереи детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор», оформление фотовыставки «Встреча с вулканом», пополнение экспериментально – исследовательского уголка различными природными материалами, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
понимают, что после опыта и наблюдения необходимо сделать вывод, дети самостоятельно анализировали результат опыта, некоторые дети делали вывод самостоятельно; расширение знаний о вулканах Камчатки; формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработка навыка грамотного и бережного отношения к биоресурсам Камчатки. По итогам реализации проекта мной была создана галерея детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор», проведение выставки детских работ «Мой край родной – моя Камчатка», был создан макет «Вулкан».
Область применения:
Данный проект доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей с окружающим миром.
Проект «Камчатка – страна огнедышащих гор»
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитанники групп, родители, педагоги.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц.
Постановка проблемы:
«Тут, что ни шаг, кругом загадка!
И их, наверное, не счесть.
Ты удивительна, Камчатка,
Ну, где ещё такое есть?!»
(В. Сорокин.)
Камчатка… Край земли удивительный, манящий и загадочный. Здесь просыпается солнце, здесь под гомон крикливых чаек накатывает свои огромные волны на берег величественный Тихий океан. Это страна природных контрастов и уникальных явлений. Камчатка – страна беспокойная. Здесь часто бывают землетрясения. Мало мест на планете, где можно увидеть столько вулканов одновременно. Вулканы рождаются и в наши дни. Камчатка – уникальная природная лаборатория, позволяющая это наблюдать.
Цель: формирование у детей знаний о «малой Родине», отличительных особенностях Камчатского края.
Задачи:
- расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомить с вулканами и их строением;
- развивать любознательность и кругозор детей;
- воспитывать в ребёнке высокую духовную нравственность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Этапы работы
Подготовительный:
- постановка цели и задач проекта;
- подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, фотографий, слайдов, документов.
- заготовка для макета «Вулкан».
Исследовательский:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- просмотр видеозаписей;
- чтение художественных текстов, составление рассказов, загадок;
- рисование, лепка, аппликация;
- дидактические и подвижные игры;
- обследование строения вулкана.
Продуктивный:
- макет «Вулкан»;
- галерея детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор»;
- проведение консультаций с родителями;
- показ презентации «Огнедышащие факелы Камчатки»;
- обобщение результатов работы.
Защита проекта: выставка детских работ «Мой край родной – моя Камчатка».
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия детей, родителей, педагогов;
- работа проводится в регламентируемое и не регламентируемое время;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- расширение знаний о вулканах Камчатки;
- знание детьми правил поведения при землетрясении;
- понимание детьми значимости бережного отношения к природе;
- пополнение знаний о биоразнообразии Камчатки;
- создание макета «Вулкан»;
- создание галереи детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор»;
- проведение выставки детских работ «Мой край родной – моя Камчатка».
Работа с детьми (Приложение 1, приложение 1.1)
Работа с педагогами
- консультации для воспитателей «Мой край родной – моя Камчатка».
- подборка книг и художественной литературы по теме проекта.
Работа с родителями
- папки – передвижки: «Камчатка – страна огнедышащих гор», «Вулканам Камчатки» (Приложение 2), «Правила поведения при землетрясении»;
- фотовыставка «Встреча с вулканом»;
- совместно с детьми сочинение сказки о вулкане (Приложение 3);
- презентация книги С. Крашенинников «Описание земли Камчатка».
Заключение
Я считаю, что технология проектирования помогает дошкольникам стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения. А совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.
В ходе реализации проекта дети расширили представления о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомились с вулканами и их строением, узнали правила безопасного поведения в условиях Камчатского региона.
Использованные интеграции образовательных областей формируют у детей любознательность, творческую активность, развивают познавательный интерес, самостоятельную деятельность, интеллектуальные способности.
Помимо приобретения определенного багажа знаний, большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей.
Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой, в которой сходятся все стороны воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, патриотическое.
Данный проект доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей с окружающим миром.
Список литературы:
- Бурдун Е.А, Волков А.И. Знакомство дошкольников с биоразнообразием Камчатки: методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста – Петропавловск-Камчатский: Издательство КИПКПК, 2009.
- Дошкольное воспитание. 2010. №12
- Дошкольное воспитание. 2011. №10
- Детская энциклопедия «Махаон»: Вулкан. – М.: Махаон, 2006. -125с.
- Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 2004.
- Нечаева А. Камчатка. Горячая земля у студёного моря: фотоальбом.- М.: Логата; Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2003.-159с.
- Семёнов В. По вулканам и горячим источникам Камчатки/ Петропавловск- Камчатский, дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1983.