Урок по теме "Камчатка – страна огнедышащих гор"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Экологическое воспитание
(старшая группа)

Введение

Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная.
(Ж.Ренар)

Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, родного города, родного края, окружающей природы. Развитие любви и привязанности к родному дому служит первой ступенью в нравственно – патриотическом воспитание дошкольника.

Актуальность: В дошкольный период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Проект «Камчатка – страна огнедышащих гор» разработан с учётом национально-регионального компонента вариативной программы «Край родной, Камчатский» и органически вписывается в общий контекст основной воспитательно-образовательной программы детского сада в курсе «Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста». Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер. Он ориентирован на общечеловеческие, гуманистические ценности, формирование научно обоснованного природоохранного мировоззрения; объединяет географические, природоведческие и здоровьесберегающие знания.

Цель: формирование у детей знаний о «малой Родине», отличительных особенностях Камчатского края.

Задачи:

  • Обучающая: расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомить с вулканами и их строением, подвести детей к осознанному выбору поведения, безопасного для здоровья в условиях Камчатского региона.
  • Развивающая: развитие любознательности и кругозора детей.
  • Воспитывающая: воспитание в ребёнке высокой духовной нравственности, любви и бережного отношения к природе родного края.

Ведущим принципом обучения является научность, детям даются правильные естественно – научные знания, сведения, экологические понятия. Экологическое воспитание детей осуществляется естественным образом многоразового наблюдения за явлениями природы, в играх экологического содержания, постановке опытов, обсуждении рисунков.

Участники проекта: воспитанники группы, родители, педагоги.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Этапы работы:

  • Подготовительный;
  • Исследовательский;
  • Продуктивный;
  • Защита проекта;
  • Способы организации работы;
  • Предполагаемые итоги реализации проекта.

При разработке проекта «Камчатка – страна огнедышащих гор» содержание воспитательно-образовательного процесса осуществляется следующими направлениями развития:

  • Физическое;
  • Социально-личностное;
  • Познавательно-речевое;
  • Художественно-эстетическое.

В разработке проект «Камчатка – страна огнедышащих гор» для формирования целостной системы знаний, развития познавательного интереса у детей мной использованы методы:

  • Обследование и опыт;
  • Метод сравнения;
  • Метод вопросов;
  • Метод повторения;
  • Рассматривание иллюстраций, чтение, составление рассказов;
  • Игровые приемы;
  • Проблемные ситуации;
  • Предположения.

Предметно-развивающая среда построена с учетом организации воспитания и обучения дошкольников, «ориентированных на завтрашний день развития» (Л.С.Выготский), с поиском средств максимального развития личности ребенка через познавательно – творческую деятельность.

Для реализации цели проекта использовалось оборудование экспериментально – исследовательского уголка:

  • карта Камчатки;
  • заготовки для макета вулкан;
  • природные материалы;
  • иллюстрации по теме.

Интегративные связи: для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательном процессе, при реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Использование данных приемов и методов, интеграции образовательных областей формируют у детей любознательность, творческую активность, развивают интеллектуальные способности.

В проекте, наряду с задачами общеобразовательными, ставится задача по сохранению здоровья и формированию способностей выживать в экстремальных условиях, ведь Камчатка представляет собой регион с природно-климатическими особенностями. В практической работе, опытным путем дети приобрели знания правил поведения при землетрясении.

Личное творчество: оформление предметно-развивающей среды, совместно с детьми сочинение сказки о вулкане, папки-передвижки, создание галереи детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор», оформление фотовыставки «Встреча с вулканом», пополнение экспериментально – исследовательского уголка различными природными материалами, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

понимают, что после опыта и наблюдения необходимо сделать вывод, дети самостоятельно анализировали результат опыта, некоторые дети делали вывод самостоятельно; расширение знаний о вулканах Камчатки; формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработка навыка грамотного и бережного отношения к биоресурсам Камчатки. По итогам реализации проекта мной была создана галерея детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор», проведение выставки детских работ «Мой край родной – моя Камчатка», был создан макет «Вулкан».

Область применения:

Данный проект доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей с окружающим миром.

Проект «Камчатка – страна огнедышащих гор»

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитанники групп, родители, педагоги.

Возраст детей: 5 -6 лет.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

Постановка проблемы:

«Тут, что ни шаг, кругом загадка!
И их, наверное, не счесть.
Ты удивительна, Камчатка,
Ну, где ещё такое есть?!»
(В. Сорокин.)

Камчатка… Край земли удивительный, манящий и загадочный. Здесь просыпается солнце, здесь под гомон крикливых чаек накатывает свои огромные волны на берег величественный Тихий океан. Это страна природных контрастов и уникальных явлений. Камчатка – страна беспокойная. Здесь часто бывают землетрясения. Мало мест на планете, где можно увидеть столько вулканов одновременно. Вулканы рождаются и в наши дни. Камчатка – уникальная природная лаборатория, позволяющая это наблюдать.

Цель: формирование у детей знаний о «малой Родине», отличительных особенностях Камчатского края.

Задачи:

  • расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомить с вулканами и их строением;
  • развивать любознательность и кругозор детей;
  • воспитывать в ребёнке высокую духовную нравственность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Этапы работы

Подготовительный:

  • постановка цели и задач проекта;
  • подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, фотографий, слайдов, документов.
  • заготовка для макета «Вулкан».

Исследовательский:

  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • просмотр видеозаписей;
  • чтение художественных текстов, составление рассказов, загадок;
  • рисование, лепка, аппликация;
  • дидактические и подвижные игры;
  • обследование строения вулкана.

Продуктивный:

  • макет «Вулкан»;
  • галерея детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор»;
  • проведение консультаций с родителями;
  • показ презентации «Огнедышащие факелы Камчатки»;
  • обобщение результатов работы.

Защита проекта: выставка детских работ «Мой край родной – моя Камчатка».

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия детей, родителей, педагогов;
  • работа проводится в регламентируемое и не регламентируемое время;
  • воспитанники работают под руководством педагога.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний о вулканах Камчатки;
  • знание детьми правил поведения при землетрясении;
  • понимание детьми значимости бережного отношения к природе;
  • пополнение знаний о биоразнообразии Камчатки;
  • создание макета «Вулкан»;
  • создание галереи детского творчества «Камчатка – страна огнедышащих гор»;
  • проведение выставки детских работ «Мой край родной – моя Камчатка».

Работа с детьми (Приложение 1, приложение 1.1)

Работа с педагогами

  • консультации для воспитателей «Мой край родной – моя Камчатка».
  • подборка книг и художественной литературы по теме проекта.

Работа с родителями

  • папки – передвижки: «Камчатка – страна огнедышащих гор», «Вулканам Камчатки» (Приложение 2), «Правила поведения при землетрясении»;
  • фотовыставка «Встреча с вулканом»;
  • совместно с детьми сочинение сказки о вулкане (Приложение 3);
  • презентация книги С. Крашенинников «Описание земли Камчатка».

Заключение

Я считаю, что технология проектирования помогает дошкольникам стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения. А совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.

В ходе реализации проекта дети расширили представления о малой Родине на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомились с вулканами и их строением, узнали правила безопасного поведения в условиях Камчатского региона.

Использованные интеграции образовательных областей формируют у детей любознательность, творческую активность, развивают познавательный интерес, самостоятельную деятельность, интеллектуальные способности.

Помимо приобретения определенного багажа знаний, большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей.

Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой, в которой сходятся все стороны воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, патриотическое.

Данный проект доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей с окружающим миром.

Список литературы:

  1. Бурдун Е.А, Волков А.И. Знакомство дошкольников с биоразнообразием Камчатки: методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста – Петропавловск-Камчатский: Издательство КИПКПК, 2009.
  2. Дошкольное воспитание. 2010. №12
  3. Дошкольное воспитание. 2011. №10
  4. Детская энциклопедия «Махаон»: Вулкан. – М.: Махаон, 2006. -125с.
  5. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 2004.
  6. Нечаева А. Камчатка. Горячая земля у студёного моря: фотоальбом.- М.: Логата; Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2003.-159с.
  7. Семёнов В. По вулканам и горячим источникам Камчатки/ Петропавловск- Камчатский, дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1983.