Программное содержание:
Знакомство детей с речевой этикой, культурой общения, со словами, которые используют при приветствии, прощании, благодарности.
Материал:
“Сказочные ворота”, книги: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” русская народная сказка, “Что такое хорошо и что такое плохо” В. Маяковского, “Малыш и Карлсон” А. Линдгрен, “Волшебное слово” В. Осеевой, “Дюймовочка” Г.Х. Андерсена, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди” А.С. Пушкина, “Гуси-лебеди” русская народная сказка, “Школа Вежливости” Л.Ф. Климовой, С.Г. Малеевой, “Взялись за руки друзья” А. Шибаева; “Шапочки” для инсценировки отрывка из сказки “Гуси-лебеди”.
Содержание занятия:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами волшебные ворота. За воротами живут герои сказок, стихов и рассказов для детей. Помогите, пожалуйста, открыть ворота. Что нужно сделать, сказать? (Подойти к воротам и попросить (!), чтобы они открылись). Ворота открываются, только после
просьбы.
- Ой! Посмотрите, пожалуйста, книги. Как эта книжка называется? (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” русская народная сказка).
- А эта? (“Что такое хорошо и что такое плохо” В.Маяковский).
- Молодцы! Правильно назвали.
- Ребята, я хочу вам прочитать небольшой отрывок, а вы отгадайте, из какой это сказки:
“...Человек, поравнявшись с подоконником, сказал:
- Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да, да, пожалуйста, – поспешно ответил Малыш и добавил: - А что, трудно вот так летать?
- Мне - ни капельки, – важно произнёс Карлсон, – потому что я лучший в мире летун!
- Как тебя зовут? – спросил Карлсон.
- Малыш, хотя по настоящему меня зовут Сванте Свантенсон.
- А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и всё.
Привет Малыш!
- Привет, Карлсон! – сказал Малыш”. (Астрид Линдгрен)
- Правильно. “Малыш и Карлсон”.
- А как по другому можно поздороваться? (Здравствуйте)
Паша прочитает стихотворение “Здравствуйте”.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Прослушайте, пожалуйста, следующий отрывок.
“... Павлик отварил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к бабушке, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка, ... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирай самый лучший, румяный пирожок”. (В. Осеева “Волшебное слово”)
- Какое волшебное слово прошептал Павлик? (Пожалуйста)
Вася прочитает стихотворение “Пожалуйста”.
“Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно...
Нет, пожалуй, что
Без “пожалуйста”
Нам становится неуютно”.
- А ещё есть вежливые слова “будьте добры” и “будьте любезны”. Но они ещё редко звучат в нашей речи. Ира прочитает о них стихотворение:
“Будьте добры” или “будьте любезны”
- Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома:
Будет приятно их слышать любому.
- Прослушайте, пожалуйста, следующий отрывок:
“...Спасибо тебе, милая крошка! – сказала большая ласточка. – Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко.
- Ах, – сказала Дюймовочка, – теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, а я буду ухаживать за тобой”!
“Дюймовочка”. (Г.Х. Андерсен).
- А здесь, какое вежливое слово? (Спасибо)
Саша прочитает стихотворение “Спасибо”.
Мы всё припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз ...
За что мы говорим “спасибо”? –
За всё, что делают для нас.
- Прослушайте, пожалуйста, следующий отрывок:
Князь им вымолвил тогда:
“Добрый путь вам, господа,
По морю, по океану
К славному царю Салтану ...”
А.С. Пушкин. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”).
- А здесь, какое вежливое слово? (Доброго пути).
Лена прочитает стихотворение “Доброго пути”!
Нам желают –
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведёт, конечно,
Добрый путь,
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
- Ребята, прослушайте, пожалуйста, ещё один отрывок из сказки:
“Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, – говорит мать, – мы пойдём на ярмарку – береги братца!
Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек”. (“Гуси-лебеди”).
- Ребята, а кто автор этой сказки? (Народ)
- Посмотрите, пожалуйста, что дальше приключилось с Машенькой.
Инсценировка отрывка из сказки “Гуси-лебеди”. Первый раз Машенька просит грубо.
А как же правильно должна была Маша обращаться за помощью? (Ответы детей)
- Давайте ещё раз посмотрим сказку.
Второй раз – с вежливыми словами.
Актёры: Маша А – Машенька.
Лена Ч – “Печка”.
Света Т – “Яблонька”.
Ира Ш – “Речка”.
- Не только в сказках забывают говорить вежливые слова, но и в жизни случается, что мы забываем про вежливые слова.
Прослушайте, что рассказал автор одной детской книги Александр Шибаев.
“Взялись за руки друзья”.
1. - Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но ... давно уже от Насти
Я не слышу слова ... (Здрасте)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!
2. Встретил Витю я, соседа ...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла! ...
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово ... (Извините)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!
3. Он про внучку говорил:
- Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы ... (Спасибо)
А слово-то, какое –
Очень дорогое! ...
- Давайте, ребята, вспомним, какие дорогие, главные слова забывали ребята? (Здравствуйте, извините, спасибо).
- А какие вы ещё вежливые слова узнали сегодня? (Дети перечисляют).
- А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями. Олег, пожалуйста:
До свидания!
Когда мы увидимся снова? –
Никто не ответит заранее ...
Сказать остаётся два слова,
И мы говорим: “До свидания”.