Развитие познавательной сферы дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. В этот период происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста представляет интерес для многих наук (философия, психология, психофизиология, педагогика и пр.) Процесс познания разворачивается как непрерывное восхождение личности в направлении постижения сущности и закономерностей процессов, происходящих в мире, что требует от субъекта активного, открытого отношения к действительности, изобретения новых познавательных стратегий.

Основой познавательного развития выступают познавательные потребности: потребность в приобретении новых знаний, углублении уже имеющихся; в овладении способами интеллектуальной деятельности, научными знаниями, которые необходимы для творческой деятельности; потребность в интенсивной познавательной деятельности; в постижении духовной культуры общества.

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности и поведения человека (поисковая деятельность, наблюдение, экспериментирование, постановка вопросов и пр.). Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой, значимой для субъекта информации.

В данной статье мы остановимся на трех моментах, которые можно рассматривать как три этапа в развитии познавательной сферы дошкольников в процессе экспериментирования.

На первом этапе необходимо обучать ребенка умению самостоятельно находить ответы на интересующие его вопросы. Процесс поиска и решения проблемной задачи может происходить по нескольким направлениям.

В совместной деятельности воспитателя и детей. На этом этапе взрослые показывают ребенку образцы и способы исследования разных материалов, веществ, предметов.

Второе направление заключается в подсказке взрослого источника информации ребенку. Например, взрослый говорит ребенку: “Ответ на интересующий тебя вопрос, ты можешь найти в детской энциклопедии”.

И наконец, третье направление – это самостоятельное добывание знаний детьми. Помощь взрослого здесь может заключаться в предложении нескольких источников информации, где дети могут найти ответ на свой вопрос.

На втором этапе включаем ребенка в эксперимент предложенный воспитателем. Например, при ознакомлении детей со свойствами ткани, воспитатель может сказать детям, что ткань пропускает сквозь себя воду, правда, теперь люди научились делать водонепроницаемые ткани. “Хотите проверить это свойство ткани? Проведем опыт: Возьмите лейку с водой и полейте из неё сначала на носовой платок, а потом на раскрытый зонтик. Какая ткань намокла? Какую ткань можно назвать водонепроницаемой?” Обыгрывая свойства и качества ткани, педагог подводит детей к самостоятельному выводу, что существуют разные виды ткани, в том числе и водонепроницаемые. Появляются вопросы, на которые ребята вместе с воспитателем ищут ответ: зачем нужны разные ткани, из чего делают ткани, чем она удобна и чем неудобна? и др. Ответы на многочисленные вопросы дети получают, проводя эксперименты с тканью.

На третьем этапе воспитатель стимулирует ребенка к проведению самостоятельного эксперимента. Например, задается вопрос: “Как мы можем узнать, что металл проводит тепло?” Здесь ребенку необходимо ответить не только на вопрос что мы будем делать, но и на вопросы, почему мы это делаем именно так, а не иначе, зачем мы это делаем, что хотим узнать и что хотим получить в результате. Ребенок должен поразмышлять над тем, как правильно построить ход эксперимента, что ему будет для этого необходимо, какой понадобится материал, оборудование, затем провести его и сделать самостоятельные выводы. В ходе эксперимента воспитатели не должны удерживать детей от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Воспитатели не должны навязывать своих решений, но всегда должны быть рядом, когда нужна их помощь, совет. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную самостоятельную активность. Воспитатели не должны сообщать знания детям в готовом виде, новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Дети испытывают восторг, радость, удивление от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы, ведь   они           получили возможность удовлетворить присущую им любознательность.

Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Список литературы:

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
  2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Эребус, 2006. – 264 с.
  3. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н.Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48 с.
  4. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада // Детский сад от А до Я. -2008. - №1. -С. 101-107.