Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тип: ознакомление.
Возраст детей: 6 лет.
Способ организации детей на занятии: подгруппа детей.
Предварительная работа с детьми: разучивание пословиц и чтение стихов об Урале, экскурсия детей с родителями по родному краю, фотовыставка «Наш родной Урал».
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный дидактический материал: презентация «Путешествие по Уралу»;
б) раздаточный дидактический материал: коллекция полезных ископаемых, фото озёр Урала; альбом с рисунками детей про Урал, открытки с изображением природы Урала.
Словарь новых слов: уральцы, полезные ископаемые.
Обще дидактическая цель занятия:
- Создать условия для усвоения блока информации об Урале;
- Применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через групповую форму организации познавательной деятельности;
Образовательная цель: создание условий для формирования представлений о природе Урала, продолжать формировать представления о своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
- через логические задания пробуждать интерес к территории, на которой живут воспитанники;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.
Развивающие:
- развивать произвольную и непроизвольную формы смысловой памяти;
- логичность речи и мышления;
- способность доказывать свою точку зрения, расширять кругозор и эрудицию детей;
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы; способствовать сплочению детского коллектива.
Ход занятия
Вводная часть.
Организационный момент
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
– Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
– Я рада тебя видеть!.. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н. Забилы.
(Слайд 2)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? (ответы детей)
– Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Но наша страна большая, а есть у каждого человека свой маленький уголок, где он родился и живёт.
– А как называется край, в котором мы живём? (Урал, Уральский край)
– А мы, его жители? (уральцы)
Воспитатель: Это наша малая Родина.
Стихотворение Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал» (рассказывает ребёнок)
Найдешь ли прекрасней
Уральского края?
Здесь горные реки
В ущельях играют,
Здесь горы в зеленых
Лохматых уборах,
Прозрачные воды
Шумят на озерах.
Здесь золотом, хлебом
Богата земля.
Кругом самоцветы,
Железо, руда.
Живут здесь умельцы-
Мастеровые,
Из камня цветы
Вырезают живые.
Слова здесь не ценят,
А ценят дела,
Чтоб дружбою крепла
Уральцев семья.
Здесь сказы Бажова
Все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал.
Воспитатель: Вот три предмета и загадки к ним:
- В каких зеркалах рыба водится? (озёра)
- Каким гребнем голову не причешешь? (гребни гор)
- Каким поясом не подпоясаешься? (Каменный пояс земли – Уральские горы)
– А вам хотелось бы отправиться в путешествие по Уралу?
«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!
1,2 – 1,2 – повернулась детвора.
Мы еще чуть-чуть пройдемся и познанием займемся!»
Обращаю внимание на кувшин.
– А это что такое? (сосуд, кувшин)
– Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри?!
(снимаю пробку, заглядываю внутрь) и какие-то трубочки.– Что нам с этим делать? (Пробуем подуть)– Это воздушные пузыри.
– Пузыри воздушные, ветерку послушные.
Основная часть.
– Ребята, а можно отправиться в путешествие с мыльными пузырями? Интересно, как вы думаете, что в таком путешествии «хорошо» – «плохо» (слайд 3)
– А мы с вами полетим на воздушном шаре, чтобы с высоты посмотреть на наш край.
– Итак, нам пора отправляться.
Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – мой волшебный шар лети».
– Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам озёра Урала покажи!
– Каким цветом отмечены озёра? (голубым)
– Давным-давно, много миллионов лет назад на месте Урала плескалось море, росли огромные деревья, извергались вулканы.
Когда-то над хребтом Урала,
Солёной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись. (Л.Татьяничева)
Игра «Осколки древнего моря»: собери из частей целое.
Воспитатель: а вы знаете, что на Урале более 3000 озёр?
Рассматриваем фотографии озёр. (слайды 4-7)
Полетели дальше.
– Крутим, крутим шарик свой, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам горы покажи! (слайд 8-9)
– Каким цветом изображены горы? (коричневым)
Игра «Горы»
– Уральские горы старые. Когда – то они были очень высокие, но шло время, горы постепенно разрушились.
Игра демонстрирует процесс разрушения горы.
Дети стоят около воспитателя, изображая гору.
Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)
До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (Двумя руками показывают на опустевшее место).
От нашей горы!
Горы, разрушаясь, приобретают причудливые формы. Посмотрите, как красивы Уральские горы (слайды с видами Уральских гор 10-14)
– Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам камни покажи.
Воспитатель:– Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. (Открывает сундучок) Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями – полезными ископаемыми. Давайте повторим – «полезные ископаемые».
Работа в «лаборатории» (за столами)
Опыт 1. «Свойства камней»
Какие камни:
- твёрдость;
- цвет;
- форма;
- гладкость, шероховатость
Опыт 2. «Изменение цвета в воде» – наблюдение.
Физкультурная пауза.
Подвижная игра «Пузырь»
– Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся.
«Лопнул пузырь!»
Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузыри, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.
Ребята, вы отдохнули? Можно отправляться дальше.
Просмотр презентации – рассказ ребёнка о путешествии с родителями (слайды 16-26)
Заключительная часть.
– Дети, я очень рада, что вы любите свой край и часто путешествуете с родителями.
А сейчас я хочу, чтобы вы сказали, что можно сделать для того, чтобы наша малая Родина стала ещё краше. (ответы детей)
– Много всего хорошего вы перечислили – это сажать цветы, деревья, ухаживать за ними; не сорить, мусор выбрасывать только в контейнеры; ухаживать за птицами; не рисовать на стенах и др.
– Будущее зависит от вас, ребята. От того, сколько доброго и хорошего вы можете сделать и сейчас, и тогда, когда станете взрослыми.
Рефлексия.
(слайд 29)
– а как нам оставить память о нашем путешествии на мыльном пузыре? (нарисовать)
Как же нарисовать мыльный пузырь?
Делаем раствор для рисования. (Моющее средство + вода + краска)
Отпечатываем фон из мыльных пузырей и добавляем свой рисунок по впечатлениям.