Теория и практика создания тестов с использованием мультимедиа

Разделы: Иностранные языки


Одна из серьезнейших проблем современной школы – резкое падение интересов учащихся к учебе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, неподготовленность к новой форме итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Воспитание любви к учебе и интереса к изучению английского языка – серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителями иностранного языка.

Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно говорить и писать слова. Это лишь форма. Важно то главное, что выражается через форму – выражение своего "Я": мысли, настроения, состояния, отношения к чему-либо. Таким образом, содержанием предмета должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, что слова сложились в значимый текст. Реализовать такое содержание преподавания трудно, потому что для этого надо научить школьника чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его философские основы. Важно перенести центр тяжести с нацеленности обучения на правила в плоскость их применения. На занятиях используются различные способы оценивания знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, необходимо и целесообразно применять задания и проверочные работы в форме тестов. Кроме того, тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей. При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала. Часто используются три вида тестирования. “Входной” тест наиболее полезен при введении нового материала, цель первичная отработка и закрепление материала или грамматического явления. Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест проводится, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений и правил. При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания. Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, и используются после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Тесты можно применять также и при индивидуальной работе. Анализируя использование тестового контроля, можно сделать вывод, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету. И главное, особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Целесообразно проводить тесты творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Процесс обучения английскому языку определяется целью приобретения учащимися определенного объема знаний в области грамматики, говорения, чтения и аудирования. Необходимым элементом учебного процесса наряду с получаемой информацией, ее отработкой является контроль знаний учащихся. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • быстрое получение результатов ;
  • объективность в оценке знаний;
  • позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
  • дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
  • компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты. Применение электронно-вычислительной техники позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить учебно-методический материал и эффективно использовать его на занятиях, учитывая индивидуальные особенности учащихся. В наше время преподавателю необходимо преподнести большой объем материала: провести опрос, проверить знание вопросов к изучаемой теме отведенных на самостоятельное изучение, провести практическое занятие, разобрать новый материал и закрепить его. Естественно такие занятия всегда проходят в напряженном ритме. При использовании электронно-вычислительной техники качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения, которые при определенных условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых их личностным качествам; формированию познавательных способностей, и к их самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании электронно-вычислительной техники на занятиях студент вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Это особенно важно при сравнении с традиционными формами обучения, при которых он пассивен. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учеников. Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не завися от более слабых или наоборот сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у него рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Наш опыт работы показывает, что у учеников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе гуманитарных дисциплин. Еще совсем недавно бытовало различное мнение, что компьютер может использоваться только преподавателем информатики и компьютерной техники. Однако сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Пристальное внимание уделяется не только механизму передачи знаний и умений, но и методам контроля знаний. Однако любые инновации ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить при:

  • наличии квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
  • достаточном количестве технических средств соответствующего уровня;
  • наличии методически обоснованных, соответствующего качества учебных или других компьютерных программ;
  • наличии в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебника, методических пособий, задачников, системы контроля знаний).

Для системного внедрения информационных технологий в нашем лицее идет разработка программы модернизации учебно-материальной базы.

На различных уровнях подготовки используются различные виды контроля знаний и умений, но контроль решает триединую задачу: определить глубину освоения учебного материала, определить переход на следующую ступень освоения материала, подобрать индивидуальные задания для практической и самостоятельной работы.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, выделяют:

  • предварительный контроль (устанавливает индивидуальный уровень обученности учащегося по предыдущим темам);
  • текущий (промежуточный) контроль (позволяет учителю получать сведения об усвоении знаний у каждого учащегося в течение определенного времени);
  • итоговый контроль (заканчивается оценкой знаний).

На практике применяются различные методы предварительного, текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Наиболее распространены методики устного опроса и письменных контрольных работ. Субъективность оценок - главное, что определяет несовершенство контроля традиционными методами. Это не означает, однако, что традиционные методы контроля следует отбросить, но наряду с ними необходимо использовать новые, выстроенные на применении компьютерных технологий.

Для всех видов контроля широко применяется тестирование, позволяющее оперативно и достаточно точно определить уровень знаний учащихся.

Тест-тот инструмент, который выявляет факт усвоения.

Исследованиями установлено, что при текущем контроле достаточно примерно 10-12 операций, а для итогового контроля – примерно 40-50 операций для определения уровня знаний учащихся.

Преимущества тестирования заключаются в:

  • оперативности получения сведений о знаниях учащихся;
  • объективности полученных результатов;
  • возможности определения тем и вопросов, слабо освоенных учащимися.
  • Для эффективного использования тестирования должны соблюдаться определенные требования :
  • соответствие теста содержанию и объему полученной учащимися информации;
  • соответствие теста контролируемому уровню усвоения;
  • определенность, простота, однозначность теста.

Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений с новыми видами контроля, основанными на применении компьютерных технологий, способствует управлению процессами обучения. Правильная организация системы контроля на каждом уровне приводит к повышению качества обучения.

Рекомендации

  1. Продолжить разработку учебных компьютерных программ
  2. Продолжить создание дидактического комплекса, в качестве приложения к компьютерным программам (учебника, методических пособий, задачников, системы контроля знаний)
  3. Повышать квалификацию учителей в области информационных технологий.

Итак, если в процессе обучения английскому языку последовательно и целенаправленно будет реализован функционально-стилистический аспект, лежащий в русле идей коммуникативной методики, то это позволит поднять преподавание иностранного языка на новый качественный уровень, соответствующий потребностям современного общества, усилит практическую направленность обучения языку, поможет успешно сдать школьникам ЕГЭ по предмету.Сегодня появились новые технические средства, которые увеличивают возможности организации учебного процесса. В процессе применения компьютерных технологий происходит развитие обучаемого, в том числе:

  • развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, творческого видов мышления;
  • эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • развитие коммуникативных способностей.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а удобство, экономия, необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащегося с учебным окружением, когда ученик становится полноправным участником учебного процесса. К методам интерактивного обучения относятся методы, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры.

Сегодня мы являемся свидетелями появления и создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Использует те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.

Повышение эффективности современного урока педагоги-практики связывают с применением мультимедийных технологий, которые обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность урока, но требуют понимания дидактической специфики новых носителей учебного материала.

В арсенале современной методики различные способы и цели использования мультимедийного курса:

  • создание тестов;
  • создание моделей уроков;
  • итоговая аттестация учащихся в различных формах;
  • создание самостоятельных учебных сайтов: создание учебных презентаций учащимися.

Урок с использованием мультимедийных курсов (медиан урок) имеет свои методические возможности и преимущества:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  • появления возможности моделировать объекты и явления;
  • автоматизации рутинных операций и др.;
  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
  • формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьников.

Приоритетной целью урока с использованием мультимедийных курсов является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это при разработке медиа урока, в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих) дополнительно выделяются задачи по формированию компонентов информационной культуры. Работа учащихся в классе может быть организована:

  • фронтально (просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов); индивидуально (выполнение практических работ);
  • малыми группами (выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.) В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
  • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала);
  • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала).

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях нашей страны созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков, на которые дети идут не из-под палки, а с удовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели. Когда дети идут на твои уроки с радостью и энтузиазмом и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое, разве это не достойная награда для учителя? Разве не это является высшим баллом оценки его педагогической деятельности? Интерактивное обучение помогает в проведении такого важного аспекта как контроль знаний учащихся по пройденным темам в самых разных формах.

Тестирование - один из вариантов контроля знаний обучающихся. Обучение начинается с входного тестирования, сопровождается текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивается объективным тестированием учебных достижений.

Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем обучающемуся, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.

Очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) и Государственная Итоговая Аттестация (ГИА) проводятся в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить. Нельзя не сказать и об образовательных стандартах второго поколения, предусматривающих овладение универсальными учебными действиями. Тестовая форма контроля способствует совершенствованию владения логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации и формированию самоконтроля и самооценки, умению самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. И здесь как нельзя лучше подходит именно тест. Во-первых, это оперативная, объективная проверка уровня знаний, умений и навыков учеников, которая помогает своевременно выявить и впоследствии ликвидировать пробелы в усвоении материала. Во-вторых, проверка результатов тестирования занимает меньше времени по сравнению с другими видами контроля.

Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

  • объективность измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии;
  • выявление индивидуального темпа обучения, а также пробелов в текущей и итоговой подготовке;
  • снижение уровня психологической тревожности, стрессового состояния;
  • возможность регулярного систематичного проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений;
  • высокая надежность, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка;
  • организация рейтинга - эффективного средства повышения учебной мотивации.
  • возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.

В сочетании с ПК, тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля - наиболее современных в организации учебного процесса.

Чем же интересны для нас сегодня педагогические тесты и технологии тестирования?

Дело в том, что тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом – от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания.

Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их питомцев, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса.

Как и все технологии, основанные на достижениях науки, тестирование требует серьезной подготовки со стороны тех, кто намерен всерьез заняться созданием и использованием педагогических тестов. Прежде всего необходимо овладение строгими правилами и математическим аппаратом, применяемыми в области педагогических измерений. Никаких обходных путей тестирование не признает: неряшливо разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование станет шагом назад, а не вперед.

Виды педагогического контроля.

1. Текущий контроль.

Текущий контроль характеризуется сознательно поставленной целью следить за ходом обучения. Проведение текущего контроля – наиболее простой для преподавателя способ получить оперативную информацию о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. Эта информация создает условия для своевременной коррекции процесса усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми и помогает педагогу перестроить в нужном направлении учебный процесс.

2. Тематический контроль.

Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы программы. На основании данных тематического контроля учитель принимает управленческое решение. Он делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы, если результаты контроля неудовлетворительны, либо переходит к изучению следующей темы, если результаты контроля говорят о хорошей подготовке учеников. При этом виде контроля разработка системы тестов органически связана с использованием ПЭВМ.

3. Рубежный контроль.

Функциональное назначение рубежного контроля – выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае проводится с помощью зачетов, экзаменов или тестов. Важным показателем полноценности рубежного контроля является уровень сформированности навыков самоконтроля у обучаемых, умений осуществлять контроль за результатами собственной деятельности и корректировать ее в процессе выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

4. Итоговый контроль.

Цель итогового контроля – оценка работы учащихся после прохождения всего курса. Обычно формой итоговой оценки обучаемого является его отметка на экзамене либо результаты выполнения итогового теста.

Входное тестирование.

Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса:

  1. первый вопрос нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения;
  2. второй – на определение степени владения новым материалом до начала его изучения.

У слабых учащихся накапливается хроническое отставание в области знаний, умений и навыков. В этой связи в качестве альтернативы традиционным средствам контроля нередко предлагают претесты (предварительные тесты). Конечно, далеко не всегда можно проверить все, что важно для предстоящего обучения. Однако если такая возможность есть, то в содержании претеста лучше отобразить все базовые знания, умения и навыки, необходимые для усвоения новых знаний.

Тестирование в процессе обучения.

Текущие задачи учебного процесса обычно соотносят с формирующими тестами. Формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим ученикам в повседневном учебном процессе.

Логика формирующего тестирования достаточно проста и привычна для педагога. Если большинство детей не справляются с заданиями формирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысив детализацию, увеличив количество объяснений и уменьшив трудность учебных задач.

Диагностические тесты приходят на помощь, когда затруднения ученика носят систематический характер. Основная их цель – установление причин пробелов в знаниях ученика, что достигается специальным подбором заданий в тестах. Таким образом, устанавливается причина пробелов и намечаются пути их устранения.

Можно привести упрощенную модель функций формирующего тестирования.

Итоговое тестирование.

По окончании курса обучения ученикам предлагают итоговые тесты, которые иногда называют тестами школьных достижений. Основная их цель – обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса.

При создании тестов важно не допустить ошибок измерений. Чаще всего тест построен по нарастанию трудности. Если сильный ученик отвечает неправильно на легкое задание теста, то полученный нуль является, скорее всего, результатом случайной ошибки, описки или простой невнимательности со стороны ученика, т.е. носит исключительно случайный характер.

Совсем иначе обстоит дело в том случае, когда группа сильных учеников выполняет неправильно одно и то же легкое задание теста. Тогда ошибка имеет явный систематический характер, и потому возникает вопрос о несостоятельности задания. Как правило, ошибка бывает вызвана просчетами разработчика теста. Причины несостоятельности могут быть разными. Чаще всего несостоятельность порождается тем, что содержание задания допускает двусмысленное толкование у хорошо подготовленных учеников, либо вообще ориентировано на выявление других знаний и умений.

Аналогичный вывод о несостоятельности можно сделать в том случае, когда группа слабо подготовленных испытуемых успешно справляется с каким-либо трудным заданием из конца теста. Правда, здесь единичные случаи правильных ответов слабых учеников могут быть следствием угадывания, списывания или других форм искажения данных. Однако, устойчивый характер подобных результатов указывает в основном на несостоятельность содержания отдельных заданий теста. Нет никаких сомнений в том, как поступить с несостоятельными заданиями. Понятно, они должны быть исключены из теста.

Познакомимся с основными этапами конструирования теста.

Основные этапы конструирования педагогического теста.

  1. Определение цели тестирования, выбор вида теста и подхода к его созданию.
  2. Анализ содержания учебной дисциплины.
  3. Определение структуры теста и стратегия расположения заданий.
  4. Разработка спецификации теста, выбор длины теста и времени его выполнения.
  5. Создание предтестовых заданий.
  6. Отбор заданий в тест и их ранжирование согласно выбранной стратегии предъявления на основании авторских оценок трудности заданий.
  7. Экспертиза содержания предтестовых заданий и теста.
  8. Экспертиза формы предтестовых заданий.
  9. Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы.
  10. Разработка методики апробационного тестирования.
  11. Разработка инструкций для учеников и преподавателей, проводящих апробацию теста.
  12. Проведение апробационного тестирования.
  13. Сбор эмпирических результатов.
  14. Статистическая обработка результатов выполнения теста.
  15. Интерпретация результатов обработки в целях улучшения качества теста.
  16. Коррекция содержания и формы заданий на основании данных предыдущего этапа. Чистка теста и добавление новых заданий. Оптимизация порядка расположения заданий в тексте.
  17. Повторение этапа апробации для выполнения очередных шагов по повышению качества теста.
  18. Установление норм теста и создание шкалы для оценки результатов испытуемых.

Классификация целей.

При создании теста ставится задача отобразить в его содержании то главное, что должны знать ученики в результате обучения, поэтому ограничиться простым перечислением целей обучения нельзя. В тест хотелось бы включить все, но, к сожалению, это невозможно. Для того чтобы не утратить самое главное, необходимо структурировать цели и ввести определенную иерархию в их взаимное расположение. Без сомненья, здесь нет и, не может быть готовых общих рецептов, поскольку в каждой дисциплине свои приоритеты.

Наиболее технологичной с точки зрения большинства разработчиков тестов является система целей, построенная Б.С. Блумом. В своей классификации он выделяет:

  1. знание названий, имен, фактов;
  2. фактуальные знания;
  3. знание определений и понимание их смысла;
  4. сравнительные, сопоставительные знания;
  5. классификационные знания;
  6. знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов;
  7. ассоциативные знания;
  8. причинные знания;
  9. алгоритмические, процедурные знания;
  10. обобщенные, системные знания;
  11. оценочные знания;
  12. процессуальные знания;
  13. абстрактные знания;
  14. структурные знания;
  15. методологические знания.

Требования к созданию теста.

Если тестирование проводится с помощью бланков, то задания сопровождаются инструкцией:

“ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА”

При компьютерной выдаче знаний инструкция может имеет вид:

“ДЛЯ ОТВЕТА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ С НОМЕРОМ (БУКВОЙ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА”

Требования должны быть следующими:

  1. в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
  2. основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов;
  3. задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;
  4. в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для дано проблемы;
  5. все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;
  6. из текста задания необходимо исключить все вербальные ситуации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
  7. частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должно быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
  8. основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;
  9. из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий;
  10. из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
  11. из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;
  12. все варианты ответов к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа;
  13. ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных условиях в правильный ответ;
  14. основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;
  15. ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста;
  16. если задание имеет среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;
  17. все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.

Задача педагога состоит в том, что бы подготовить ребят к тестовой проверке знаний. Но задача не только в передаче знаний, но и подготовке учащихся психологически. Можно предложить памятки сдающим тестирование:

ПАМЯТКА

Тренируйтесь!

Перед аттестационным тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных заданий. Нельзя научиться хорошо справляться с тестами, не выполняя их, подменяя их другими видами контроля. Постоянные тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают опыт саморегуляции.

Торопитесь!

Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения теста, ограничивайте его. Без подобных тренировок, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.

Пробуйте!

В тренировках применяйте правильную тактику, следуя всем рекомендациям по решению отдельных заданий. Например, не следует несколько раз перечитывать малопонятную конструкцию, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Ответ прояснит, что именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать.

Пропускайте!

Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь. Глупо недобрать баллы только потому, что вы не добрались до “своих” заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен.

Но такая тактика неприменима, если тест построен по принципу “лестницы” и начинается с легких вопросов. Тогда не стоит пропускать все первые задания.

Угадывайте!

Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно предпочитаете какой-то вариант, то не оставляйте вопрос без ответа. Доверяйте своей интуиции. Такое доверие, как правило, приводит к росту очков.

Исключайте!

Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном - двух признаках, а не пяти – семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор!

Если несколько ответов из четырех – пяти вариантов кажутся совершенно неподходящими, а остальные подходят с равной долей вероятности, то выберите “методом тыка”. “Отрицательное знание” - это тоже знание, не отказывайтесь от его использования.

Думайте только о текущем задании!

Когда видите новое задание, забывайте все, что было в предыдущем. Задания в тестах не связаны друг с другом. Эта установка дает и другой бесценный психологический эффект – забудьте о неудачах в прошлом. Думайте о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца!

Не спешите понять условие задания по “первым словам” и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах.

Не огорчайтесь!

В любом профессионально подготовленном тесте много заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано). Более того, никто не должен выполнить все 100% заданий.

Эта установка может пригодиться “круглым” отличникам, привыкшим при обычных методах контроля добиваться максимального результата. Если вы хотите стать классным “тестовым” бойцом, учитесь не только наносить, но и “держать” удары.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
  2. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – из-во М.: – Интеллект Центр, 2001 г.
  4. Ермаков С. Основы создания информационной системы обеспечения научных исследований в контексте единого образовательного пространства //Наука в олимпийском спорте. -2005. - №2. - С.117 – 127 с.
  5. Зайцев В.П., Крамской С.И. Теория и практика в алгоритме научных исследований по физической культуре и спорту: Монография.- Белгород: Изд-во БГТУ. 2008. -202 с.
  6. Крамской С.И., Зайцев В.П. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: Монография. - М.: Изд-во АСВ России, 2004. -244 с.
  7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М.: Изд. Центр “Академия”, 2001. -240 с.
  8. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.
  9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.
  10. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. М., 2002.
  11. Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.