Состояние здоровья детского населения России становится национальной проблемой. Беспокойство государства за будущее страны показывают следующие документы: подписанное президентом страны В.В. Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”, Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).
В дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Искусство раннего формирования основ безопасности жизнедеятельности достаточно сложно. Необходимость поиска новых подходов к оздоровлению детей, формированию у них базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности здорового образа жизни, развитие охранительного самосознания, привело коллектив ДОУ к разработке методического пособия “Зожик”.
Методическое пособие составлено с учетом требований Программы “Радуга”, автор Доронова (разделы “Формируем привычку к здоровому образу жизни” и “Физическая культура”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Р.Б.Стеркиной, реализуемых в ДОУ, предусматривает строгое соблюдение базовых основ образовательного процесса в ДОУ.
Законодательно-нормативное обеспечение.
1. Закон РФ “Об образовании” 2012 г.
2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
4. Устав ДОУ.
Цель:
- обеспечение условий для создания образовательной системы ДОУ, способствующей, сохранению и укреплению здоровья детей, через интеграцию оздоровительной деятельности в педагогическую, в тесном сотрудничестве с семьёй.
Методическое пособие раскрывает проблему формирования у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью, а так же будет способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать. При каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и здоровья; дошкольники будут рассматривать свой рост и своё развитие, как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым. Каждый ребенок получит знание о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
Долг каждого воспитателя, долг родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни. Научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В пособии представлены варианты планирования работы с детьми, раскрыты некоторые проекты, предусмотрен блок комплексной диагностики развития детей при реализации программы “Основы безопасности жизнедеятельности” при условии реализации данного методического пособия. Представлен мониторинг работы ДОУ, помогающий увидеть результаты и скорректировать дальнейшую работу коллектива ДОУ.
Предлагаемое пособие предназначено воспитателям, родителям, гувернёрам, всем тем, кому не безразлично здоровье детей.
Предложенный список литературы предназначен для дальнейшего самообразования педагогов.
Пояснительная записка.
Самое ценное в нашей жизни — дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.
На состояние здоровья ребенка влияет целый ряд факторов, одним из них является проблема безопасности жизнедеятельности ребенка.
Обучение детей совпадает с периодом интенсивного роста и развития ребенка, наиболее существенными функциональными перестройками всех систем организма. Это период наибольшей чувствительности ко всем отрицательным воздействиям.
50% причин, ухудшающих здоровье ребенка, приходится на социально-экономические факторы и образ жизни. Её составляют отношение ребенка к своему здоровью: его питание, режим дня, двигательная активность, овладение гигиеническими навыками.
Формированию же у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (соблюдать правила этикета во время приёма пищи, быстро и правильно одеваться, выполнять требования взрослых)
Велика роль воспитания положительных привычек в детском возрасте, когда формируется жизненный стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от формирования правильного образа жизни в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка, с опорой на программу “Основы безопасности жизнедеятельности” РБ Стеркиной и разрозненных методических рекомендаций, в нашем детском саду была разработано методическое пособие “Зожик”.
Основная цель — формирование гармонично развитой личности здорового ребенкана основе здравотворческой деятельности .
Основная задача –воспитывать у детей навыки и привычки безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, умений по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Теоретическое обоснование основано на психолого-педагогических принципах Л. Выготского, основополагающих взглядах Лесгафта, академиков Р. Айзмана, И. Брехмана, рассматривающих проблемы здоровья с различных точек зрения.
Методическое пособие предназначена для детей 5-7 лет.
Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства. Проектный метод способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Формы работы с детьми в рамках проектов: подгрупповые занятия, беседы, игры разного характера, развлечения, работа с художественным произведением, моделирование, составление схем, алгоритмов; обобщающие рассказы, в/фильмы, рассматривание картин, музыкальные произведения; тренинги, практикумы, продуктивная деятельность, минипоходы, экскурсии.
Планирование проектов по безопасности так же осуществляется с помощью технологических карт, предложенных кандидатом педагогических наук Л.П. Бочкаревой. Технологические карты позволяют педагогу четко организовать проект. Структура карты такова: тема, вид, форма проекта; возрастная группа; цель; задачи; условия для развития игрового творчества и предполагаемые игровые сюжеты; примерные темы сюжетно-ролевых игр; предполагаемые игровые ситуации;
Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; природосообразности; учета местности; учета возрастных и психологических особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
При отборе содержания интегрированных занятий педагоги ориентируются на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.
Направления интеграции | ||||
Ознакомление с окружающим
миром: • систематизация и углубление знаний об окружающем; • развитие познавательной мотивации; • формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение |
Развитие речи: • расширение и систематизация словарного запаса; • совершенствование грамматической структуры речи; • развитие связной речи |
Продуктивная деятельность: • реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевых играх, инсценировках, изобразительном творчестве, • реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности |
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выяв- ления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Диагностика проводится 2 раза в год : вводная (сентябрь), итоговая (май).
Реализация проектов завершается определенным результатом продуктивной либо творческой деятельности детей: выставками, спектаклями, оформлением книжек-малышек, номеров журнала “Вырастай-ка” (который издается в детском саду), стенгазет и т.д..
В методическом пособии материал распределен по темам “Безопасность на игровой площадке”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Правила безопасного поведения в помещениях детского сада”; “Безопасность во время приёма пищи и сервировки стола”, “Безопасность вблизи водоёма”, “Безопасность в природе”. Представлены примерные проекты по данным темам и дополнительный материал в форме игр, загадок, стихотворений, статей энциклопедий, помогающий детям усвоить правила безопасного поведения .
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей
- наличие представлений о том, что такое здоровье и знание, как поддержать, укрепить и сохранить его (усвоение дошкольниками понятий о том, что от правильного поведения зависит здоровье человека, соблюдение правил безопасности позволяет избежать травм и тяжелых заболеваний);
- устойчивая привычка к ЗОЖ;
- усвоение этических норм и ценностных ориентаций в области здоровьесбережения;
- интерес к русским национальным играм, желание принимать активное участие в русских обычаях и традициях;
- наличие навыков элементарной медицинской самопомощи;
- усвоение правил гигиены питания;
- усвоение правил безопасного поведения в природе, на спортивной и игровой площадке, во время трудовой и продуктивной деятельности.
Перспективный план реализации пособия “Золотое правило здоровья” для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Приложение 1
Приложения к пособию (Приложение 2)
Совместная работа с родителями в рамках реализации проекта “Золотое правило здоровья” (Приложение 3)
Литература
1. Анастасова Л.Л., Иванова H.B., Ижевский П.Л. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным:: Альбом-задачник (1-3-й классы).. - М.: Вентана-Граф, 1997. - С. 64.
2. Богуславская НЖ., Купина НА. Веселый этикет. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - С. 192.
3. Богданова О., Калинина ОД, Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для жителей. - М.: Просвещение, 1982. - С. 160.
4. Зайцев Г, Уроки Мойдодыра // Под ред. доктора медицинских наук В.В. Колбанова. - СПб.: Акцидент, 1994.
5. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов // Под ред. Д.Шапирр, - Кдащте”: АРС, 1997.
6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.