Активизация словаря: «Перечислю», Щётки», «Щенята».
Структура занятия:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
- II этап: закрепление произношения звука в слогах.
- III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.
Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.
- IV этап индивидуальная работа: Собирание картинки с изображением предметов со звуком Щ.
- V предшествующая работа: заранее выучить физминутку с детьми, использовали на других занятиях. Было проведено занятие со звуком С, З.
- VI подготовка воспитателя: при подготовке пользовалась методической литературой:
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
- Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»
- «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова.
- Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №2.
Материалы к занятию: чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.
Ход занятия
(Дети садятся полукругом)
Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой песенкой язычка, но сначала послушайте сказку «Что случилось с Мишей»
«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.
А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.
- Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).
А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).
Воспитатель: Отойдёт Миша подальше от пилы, песенка пилы тихая, подойдёт поближе – громкая(-Щ-Щ-Щ). дети, спойте тихую песенку. А сейчас громкую(упражнения).
Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:
Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)
Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.
Петрушка: Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
А теперь поиграем с ними. (физминутка)
«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.
Петрушка. А в мешочке ещё что-то есть.
Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.
Что это, (имя ребёнка)? (ящик)
Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.
Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.
Воспитатель: Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.
(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).
Воспитатель: Чего не стало? (не стало ящика)
Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:
Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?
Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.
Воспитатель: А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.
Воспитатель исправляет, помогает произносить.
Воспитатель: Я знаю стихотворение про 2-х щенков.
«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётки в уголке»
Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? ( спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).
Воспитатель: Молодцы!
С какой песенкой вы сегодня познакомились?
Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.