Урок математики по теме "Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Обучающая:
– познакомить с новым видом задач; закреплять умение прибавлять и вычитать 1, 2, 3;
– формировать умения анализировать действия при решении задач нового вида.

Развивающая:
– освоить способ действия при решении задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц;
– развивать умение использовать знаково-символические средства при решении задач нового вида.

Оборудование:

– компьютер IBOOK;
– мультимедиапроектор;
– мобильный компьютерный класс;
– индивидуальный раздаточный материал (текст задачи; карточка – памятка);
– набор “Учись считать”;
– рабочие тетради учащихся.

Литература:

– Методические рекомендации к учебнику математики УМК “Школа России” Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко.
– “Веселая математика” С. В. Богачев.

Ход урока

I. Организация детей.

Учитель: Настройтесь на работу:

Математика, друзья,
Абсолютна всем нужна.
На уроке работайте старательно,
И успех вас ждет обязательно.

II. Мобилизующий этап.

У. Чтобы узнать тему урока, решите равенства. Откройте тетради и запишите выражения. Найдите их значения.

*На доске:

1 + 3 =
2 + 5 =
10 – 2 =
9 – 3 =
7 – 2 =
7 + 2 =

 (У доски работает ученик.)

У. Проверим, какие ответы у вас получились.

У. Расположите ответы в порядке возрастания. Напомните, что это значит.

Дети: От меньшего к большему.

У. Используя код, расшифруйте слово.

*На доске:

А – 7
З – 4 
Ч – 8
Д – 6
А – 5
Ж – 10
А – 9
4 5 6 7 8 9

 

 

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Задача.

У. Это ключевое слово нашего урока. Какой будет тема нашего урока?

Д. Решение задач.

У. Но это не полностью сформулирована тема. Далее нам поможет определить тему урока набор “Учись считать”.

Работа с набором “Учись считать”.

У. Положите жёлтый квадрат. Справа от него зеленый квадрат, слева красный. Над желтым квадратом положите красный круг, ниже желтого квадрата – зеленый круг.

У. Какой математический знак напоминает эта комбинация из геометрических фигур?

Д. Знак плюс.

У. А как называется действие, выполняемое с этим знаком?

Д. Действие сложения.

У. Какой противоположный знак “плюсу” вы знаете?

Д. Знак минус.

У. Действие с этим знаком, как называется?

Д. Действие вычитание.

У. Дополните название темы урока: “Решение задач на …”

Д. Решение задач на сложение и вычитание.

Презентация. Слайд 1.

Тема: Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

У. Какую цель вы поставите?

Д. Учиться решать задачи на увеличение и уменьшение.

Слайд 2.

– Учиться решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

У. А задачи будут связаны с зимними видами спорта. Как вы думаете, почему?

Д. Сейчас зима. Впереди Олимпиада в Сочи.

У. Какие зимние виды спорта вам известны?

Д. Лыжный спорт, хоккей, фигурное катание, бобслей.

III. Физкультминутка:

Слайд 3: фотографии зимних видов спорта и зимних забав.

У. Повторяйте слова и показывайте движения.

Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи надеваем,
Потом встаем мы на коньки,
Зимой веселые деньки!

IV. Новая тема.

Слайд 4.

Хоккейная команда ЦСКА забросила в первом периоде 5 шайб, а во втором – на 3 шайбы больше. Сколько шайб забросила команда за второй период?

У. Прочитайте задачу.

У. Расскажите только условие. Повторите вопрос задачи?

Работа с набором “Учись считать”.

У. Используя круги, выложите схему задачи.

(У доски работает ученик.)

У. Сколько шайб забила команда в первом периоде?

Д. В первом периоде команда забила 5 шайб.

У. Положите такое количество кругов.

У. Что говорится о шайбах, заброшенных во втором периоде?

Д. Что их на 3 больше.

У. Что это значит?

Д. Столько же и еще 3.

У. Как это показать на схеме?

Д. Положить во второй ряд 5 кругов и еще 3.

У. Каким будет решение задачи?

Д. 5 + 3 = 8.

У. Запишем решение задачи в тетради.

*На доске:

5 + 3 = 8 (ш.)

Ответ: 8 шайб.

Формулировка вывода (1).

У. Напомните, что говорилось о шайбах, заброшенных во втором периоде?

Д. Их на 3 больше.

У. Каким действием решали задачу?

Д. Сложением.

У. Какой вывод можно сделать, если в задаче есть слова на … больше? Как ее надо решать?

Д. Если в задаче есть слова на … больше, то решать задачу надо сложением.

Слайд 5.

Если в задаче есть слова на … больше, то решать задачу надо сложением.

У. Это задача на увеличение на несколько единиц.

V. Закрепление. Работа в парах.

У. Сейчас вы будете работать в парах. Как надо это делать? О чем вы будете помнить?

Д. Друг другу уступать. Работать дружно.

У. Переверните лист, который лежит у вас на парте. Прочитайте. Осмыслите.

У. Что это?

Д. Это задача.

У. Почему?

Д. Есть условие и вопрос.

У. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

Д. Названия стран.

У. Какие слова в этой задаче показались вам новыми?

Д. На 4 меньше.

У. Обсудите друг с другом, что это значит “на 4 меньше”, как вы ее решите.

Задача:

Команда России по биатлону завоевала 9 золотых медалей, команда Норвегии на 4 медали меньше. Сколько золотых медалей завоевала команда Норвегии?

У. Какое решение задачи у вас получилось?

Д. 9 – 4 = 5(м.)

У. Почему выбрали такое действие? Почему выбрали такой знак?

Формулировка вывода (2).

У. Какой вывод сделаете?

Д. Если в задаче есть слова на … меньше , то решать задачу надо вычитанием.

Слайд 6.

Если в задаче есть слова на … меньше, то решать задачу надо вычитанием.

У. Это задача на уменьшение на несколько единиц.

У. Заполним карточку. Достаньте карточку из конверта. Какие знаки в ней пропущены?

Карточка: На … больше…

На … меньше…

VI. Физкультминутка:

Слайд 7: (фотографии 5 лыжников, 2 фигуристов, 1 хоккеиста).

У. Присядьте столько раз, сколько фигуристов, прыгнете столько раз, сколько хоккеистов, наклонитесь столько раз, сколько лыжников.

VII. Самостоятельная работа.

У. Настало врем проверить, как вы поняли тему урока. Напомните, как она называется?

Д. Решение задач на увеличение и уменьшение.

У. А помогут нам в этом компьютеры. Работать будете в парах. Будьте внимательны. Сигнал о правильно выполненном задании поможет мне понять, какая пара выполнила задание верно. Не торопитесь. Наша карточка вам поможет в этой работе.

Учащиеся выполняют работу в парах на компьютерах (Тест по математике. Тема: “Задачи”. CD Математика 1 класс, М. И. Моро).

VIII. Итог урока.

У. Как вы считаете, вы внимательные ребята? Хотите проверить?

У. Проверим: “Из – под бортика катка видны 8 фигурных коньков. Сколько это фигуристов?

Д. Фигуристов было четверо.

У. А сколько пар?

Д. Две.

У. Посмотрите на экран. Как вы продолжите предложения?

Слайд 8.

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Теперь я могу…

Своей работой на уроке я …

У. Напомните, наши задачи были связаны с зимними видами спорта, по какой причине?

Д. Зимняя олимпиада в Сочи совсем скоро.

У. Какое важное событие происходит на открытии Олимпиады?

Д. Зажигают олимпийский огонь.

IX. Рефлексия.

У. Мы сейчас представим, как это будет выглядеть. А поможет нам в этом стихотворение.

Слайд 9.

Урок полезен, всё понятно. (Красным цветом.)

Лишь кое-что, чуть-чуть неясно. (Оранжевым цветом.)

Ещё придётся потрудиться. (Жёлтым цветом.)

Ах, как же здорово учиться!

У. Из конверта достаньте тот цвет пламени, который соответствует вашему пониманию урока. Красный – все понятно, оранжевый – чуть-чуть неясно, желтый – надо потрудиться.

Рисунок № 1:

У. Возьмите клей и приклейте это пламя к нашему факелу.

Спасибо за работу на уроке. Желаю дальнейших открытий!