Тема урока: "Число и цифра 9". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

1. Сформировать представление о числе 9, его составе, способность к их записи.
2. Тренировать способность к составлению выражений по рисункам, сравнению выражений.
3. Тренировать мысленные операции, речь, творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового.

Урок с использованием мультимедийной презентации.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Учебник “Математика”.
 Карточки-сигналы.

2. Рабочая тетрадь “Математика”.

3. Тетрадь-учебник “Математика и информатика”.

4. Диск “Компьютерные уроки Кирилла и Мефодия” 1 класс.

5. АРМ учителя, мультимидийный проектор,  интерактивная доска (интерактивное копи-устройство Mimio Xi со стилусом-мышкой магнитно маркерная доска), колонки акустические компьютерные.

6. Програмное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2007.

На протяжении урока планирую формирование у детей общеучебных навыков и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

УУД как образовательные цели данного урока.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Личностные УУД

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; толерантности во взаимоотношениях; эмпатии, чувства сопереживания.

Регулятивные УУД

Формировать: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение преодолевать импульсивность,  непроизвольность поведения; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей; умение адекватно оценивать свою деятельность; установку на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД

Развитие: познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентации на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; познавательной инициативы; умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

Учить классифицировать– соотносить предметы к группе на основе заданного признака (классифицировать). выделять существенные признаки и их синтез, устанавливать аналогии Учить: кодировать с помощью знаков и символов (схемы).

Коммуникативные УУД

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей,

отличную от собственной; уважать иную точку зрения.

Формировать умение Договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в паре).

Ход урока Деятельностный подход Формирование УУД
Инвариантная часть. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
I этап. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.
– Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи в работе на уроке.
– Возьмитесь за руку своего соседа, передайте свой настрой на урок.
– На уроке вам понадобятся.
Знания, которые вы приобрели на прошлых занятиях.

– Значение числового ряда, луча.
– Знание состава чисел от 2 до 8.

(С кем вы вчера познакомились?)

*Какие знания вы приобрели вчера на уроке?

Определение учащихся к деятельности.

надо могу хочу

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу).

Положительное подкрепление,  поощрение правильных действий ученика, вовлечение в общий труд учения. Психологическая комфортность.

Формирование Личностных УУД. Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
II этап. Актуализация и фиксирование (индивидуального) затруднения в пробном действии.
Устный счет

– Вспомним,  чем отличается число от цифры?
– Назовите компоненты действия сложения.
– Назовите компоненты действия вычитания.

Эти знания нам понадобятся на уроке.

Работа с карточками – сигналами.

– Покажите соседей числа 4.

Покажите число, которое стоит за числом 8

Найдите сумму 3 и 2.

– Первое слагаемое 4 второе1.Чему равна сумма?
– Уменьшаемое 7, вычитаемое – 3.

Чему равна разность?

Покажите соседей числа 8. (7 и 9)

Выявление операции где возникло затруднение.

Положительное подкрепление,  поощрение правильных действий ученика, вовлечение в общий труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха.

Формирование Личностных УУД. Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование регулятивных УУД – целеполагание.

– Поиск и сбор информации.
– Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникаций.
– Владение монологической и диалогической формами речи.

 

III этап. Постановка проблемы.
– Такого числа нет на числовой прямой.
– Что за число вы мне показали?

Кто сможет сформировать тему урока?

– Как вы рассуждали? (След. За числом 8, больше на единицу 8) и т. Д.
– Зачем нам его изучать?

Презентация. Слайд 1.

Выявление операции где возникло затруднение.

Положительное подкрепление,  поощрение правильных действий ученика. Выявление каких знаний не хватает. Фиксирование проблемы во внешней речи.

Формирование Личностных УУД. Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование регулятивных УУД. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; целепологание – (постановка учебной задачи).

Познавательные УУД.

Общеучебные – (сп-бы и условия действий).

– Знаково-символическая модель (где выделены сущ-ные хар-ки объекта).
– Умение структурировать знания.
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
– Назовите что ВЫ хотите на уроке сегодня узнать?
– Составьте этапы,, план.

1. Познакомимся с числом 9.
2. Научимся писать цифру 9.
3. Исследуем состав числа (Для решения примеров.) Как будем работать?

В парах, с учителем, или индивидуально?

Слайд 1.

Поставлена цель, согласование темы урока, выбор способа решения проблемы,  построение плана достижения цели, определение средств как (формы работы). Формирование регулятивных УУД. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формирование Коммуникативных УУД. Коммуникативная (планирование учебного сотрудничества, ).

V этап. Реализация построенного проекта.
1-й этап нашего плана Знакомство с числом.

Учебник стр 24 №1 и 2.

Слайд 2.

– Что у вас связано с числом или цифрой 9?

(Открываем на луче.)

– Стоит за числом 8!!!

А у меня такие ассоциации:

Слайд 3.

Стих про планеты .

Оказывается и планет 9?!!!!

2. Вторым пунктом научиться писать .

Письмо цифры9

Слайд  4.

Выявление алгоритма письма цифры 9

– Проговорите алгоритм письма цифры.

Пропишите эту цифру в тетрадях по информатике стр. 24.

(Посадка при письме.)

Рефлексия :Подчеркните самую красивую цифру.

Физкультминутка. (Пропеллер.)

3. Исследуем (работа в группах)

– Повторить правила работы в группах.
– МЫ – исследователи. Нам в класс привезли фасоль. По дороге красная фасоль рассыпалась. Наша задача посадить фасоль на поле. Условие: в 1 квадратике – 1 фасолина.

Начинаем с красной фасоли!!!

– Разложите фасолинки так, чтобы все клеточки были заполнены.

Выявление.

Один представитель от группы у доски.

Работа в тетради стр. 52.

Слайд 5.

Зафиксируем наши исследования. Запись на доске. (Выполняют 3 чел у доски, остальные в тетради.)

1+8=9
8+1=9
9–1=8
9–8=1
2+7=9
7+2=9 
9–2= 7
9–7= 2
3+6=9
6+3= 9
9–3=6
9–6=3

– Какое правило мы можем применить?

(ОТ перестановки мест слагаемых….)

Реализация проекта в соответствии с планом.

Фиксирование нового способа действия (с помощью эталона).

Фиксация.

Преодоления.

Затруднения.

Тактильные ощущения.

Формирование Личностных УУД. Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на основе личного опыта.

Познавательные УУД (логические ууд). Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
установление причинно-следственных связей;

Общеучебные– (сп-бы и условия действий):
– знаково-символическая модель (где выделены сущ-ные хар-ки объекта);
– умение структурировать знания.-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Формирование регулятивных УУД. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Предвосхищение.

Формирование Коммуникативных УУД. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Сказочный город (состав чисел от 2–8).

Повторить состав чисел (жильцов домов).

С/Р Заполним жильцов в дом № 9 (вместе– проговорили, индивидуально – записали)

Рефлексия: Поставьте флажок (оценка деятельности ребёнка).

Усвоение детьми нового способа действий при решении данного затруднения с их проговариванием во внешней речи. Формирование Личностных УУД. Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные УУД. Знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в паре С/Р урок “Кирилла и Мефодия № 6” – выводится на доску, у детей аналогичные карточки – где они выполняют задание в парах

Самопроверка по эталону.

Подберите число, что чтобы равенство было верным.

В 1-ом примере какое число подобрали?.....

Рефлексия – показ отрывка мультфильма (в уроке № 6).

Физкультминутка. (Лошадка.)

Проверка на основе эталона своё умение применять новое. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения сам-ой работы.

Психологическая комфортность.

Формирование регулятивных УУД. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Познавательные УУД. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование Коммуникативных УУД. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Вариативная часть.

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

Решение задачи. Запись решения.

Слайд 6.

Прослушайте задачу. (задача записана в мп3. Читает её ребёнок из класса)

Ребята, вы узнали кто читает эту задачу?

Как ее решить?

С помощью какого выражения?

1+8=9

Запишем это выражение в тетради

Слайд 7, 8.

(Поиграем) Задача на смекалку.

– Сколько птиц находятся за забором?

Кто самый смекалистый?

Опять встретилось число 9!!!!

Работа в тетради “математика –информатика”

Повторение темы: “Области”. Слайд  9.

Что мы видим говоря языком компьютера, информатики?

(Совокупности, области.)

(Я попрошу вас раскрасить области разными цветами.)

Как нам сосчитать сколько областей?
Как выделить?
Раскрасить !!!
Пронумеруйте их!!

Оказывается в Москве 9 Административных
округов! Слайд 10.

И еще 10– Зеленоград.

МЫ живем в САО.

У каждой области есть свое название!

Нарисуйте себя в САО

Фиксация нового содержания,  изученного на уроке. Выявление где можно применить новое. Повторение учебного содержания Формирование регулятивных УУД. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные УУД. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов (логические УУД) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
установление причинно-следственных связей.

Формирование Личностных УУД. Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

IХ этап. Рефлексия учебной деятельности.
– Скажите, мы достигли цели?
– Мы все сделали что запланировали?
– Ели вы продуктивно поработали на уроке, многое узнали, то поставьте зелёный флажок, если на уроке возникли какие- нибудь затруднения – поставьте жёлтый флажок, если вы мало что поняли на уроке– поставьте красный флажок.
– Какие затруднения на уроке вы встретили?
– На каком этапе было очень сложно?

Спасибо вам за урок. Слайд 11.

Фиксирование нового содержания, изученного на уроке.

Оценка собственной деятельности на уроке.

Фиксирование затруднения на уроке.

Познавательные УУД. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Формирование Личностных УУД. Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование регулятивных УУД. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Приложение 4. Домики.