Тип урока: урок проверки и оценки знаний.
Цели и задачи:
- учить детей составлять несложный узор, соблюдая традиционный цвет и декоративную выразительность составных частей рисунка;
- развивать умение красиво размещать узор в заданной форме,
- максимально использовать возможности рисования как средства коррекции недостатков развития учащихся (умственной деятельности, речи, памяти, мелких мышц руки ребенка);
- учить составлять план построения рисунка по вопросам учителя;
- учить анализу своего изделия и изделия одноклассника (с указанием достоинств и недостатков);
- развитие детского творчества и эстетического восприятия;
- воспитание любви к родному краю, чувства гордости за татарский народ;
- приобщение к традиционному искусству народных художественных промыслов татар;
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, прилежания, умения доводить начатое дело до конца.
Учебно-методическое обеспечение.
- Стенд “Татарские пословицы”.
- Презентация о Казани с мультимедийным сопровождением.
- Стенд “Мир глазами детей”.
- Словарное слово “чувяки”.
- Образец.
- Таблица с узором и элементами узора “клевер” и “тюльпан”.
- Пооперационные карты.
- План построения рисунка.
- Клеенки, формы-заготовки чувяк, простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
- Стенд “Магазин обуви”.
- Мультимедийное сопровождение (стенд “Мастерство татарских народных умельцев”).
- Припев из песни Рината Сафина “Я татарин…”. Мультимедийное сопровождение.
Время реализации урока: 40 мин.
План урока.
- Организационный момент.
- Вводная беседа с использование презентации “Достопримечательные места Казани”.
- Тема урока.
- План построения рисунка.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа учащихся (руководство: фронтальное, дифференцированное, индивидуальное).
- Подведение итогов урока.
- Анализ детьми рисунков (достоинства, ошибки) и их оценка.
- Окончание урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
- Жизнь красна пословицей. Читаем вместе…
- Какие еще татарские пословицы о Родине вы знаете?
II. Вводная беседа.
- Наша родина – Татарстан, город Казань. Давайте вспомним достопримечательные места Казани.
Презентация о Казани:
1) Мост через реку Казанку.
2) Панорама Казани.
3) Культурно-развлекательный комплекс “Пирамида”.
4) Государственный краеведческий музей РТ.
5) Спасская башня.
(Казанский Кремль уникален. Это шедевр мировой культуры).
6) Белоснежные кремлевские стены.
(Я рассказывала вам легенду о Казани. Наш город старинный, недавно мы отмечали 1000 лет Казани.)
7) Какие еще башни Казанского Кремля вы знаете?
(Башня Сююмбеки названа в честь казанской царицы. Я рассказывала вам легенду. Стройное семиярусное сооружение из красного кирпича. Ее высота – 58 метров. Безукоризненные пропорции. Архитектурный символ Казани).
8) Часы на ул. Баумана.
(Излюбленное место встреч казанцев).
9) Петропавловский собор.
10) Мечеть Марджани.
11) Памятник зодчим Казанского Кремля (рассказ о памятнике).
В РТ два государственных языка. Какие?
Две основные религии (ислам и православие), есть смешанные семьи.
Только в нашем классе 10 таких семей из 14. Все это говорит о дружбе двух народов.
Памятник зодчим Казанского Кремля – прекрасное этому подтверждение.
- Дети, вы делали рисунки о Казани, аппликацию по мотивам татарской росписи на тему: “Калфачки”, в заданной форме тюбетеек красиво размещали татарский узор “тюльпан”.
Все это у нас на стенде “Мир глазами детей”.
III. Тема урока: “Чувяки”.
1. В 2013 году в Казани будет проходить международная Универсиада. На праздник многие татары наденут национальные костюмы и обувь.
2. Тема урока: “Чувяки”. Это женские татарские национальные тапочки.
- На уроке труда вы уже сделали заготовки чувяк, а сегодня на декоративном рисовании вы будете украшать татарские тапочки узором и раскрашивать чувяки.
3. Словарная работа.
- Кто хочет прочитать слово “чувяки” с ударением (один, все), разделить на слоги?
- Сколько гласных?
Межпредметная связь с русским языком. Правило: “В слове столько слогов – сколько гласных букв”.
4. Анализ образца (форма, величина, цвет).
- Назовите любимые и традиционные цвета татарских народных умельцев, дополнительные цвета.
- Рассмотрим татарский национальный узор на чувяках, элемент узора называется “клевер”.
- Откуда татарские народные умельцы брали эти узоры?
- Какие еще татарские узоры вы знаете?
- Для чего нужен узор? (Для украшения тапочек).
IV. План построения рисунка.
Составление плана рисунка по операционным картам.
Чтение плана всеми детьми:
- Нанести простым карандашом контур узора “клевер”.
- Расписать узор фломастерами.
- Раскрасить чувяки цветными карандашами.
Указания к началу работы, предупреждение ошибок.
- Используйте традиционные татарские цвета и татарский узор “клевер”.
V. Физминутка.
Речевое сопровождение:
“Я татарин, я татарин, человек простой.
Внешне я солидный парень с русскою душой.
Остальное все не важно,
Честно вам скажу.
И своим происхожденьем очень дорожу”.
Гимнастика для пальцев рук (“дружба”, “Буратино”, “домик”).
VI. Самостоятельная работа учащихся (руководство: фронтальное, дифференцированное, индивидуальное).
- Давайте представим, что наш класс – это мастерская и вы стали мастерами по росписи замечательных татарских тапочек – чувяк.
- Лучшие тапочки мы отправим в “Магазин обуви”.
Приступаем к работе.
Выполнение чувяк с проговариванием плана.
VII. Подведение итогов урока.
- Что делали на уроке?
Отчет о проделанной работе. Повторить последовательность изготовления чувяк.
- К концу года мы сделаем стенд “Мастерство татарских народных умельцев”.
(Мультимедийное сопровождение).
VIII. Анализ детьми рисунков (достоинства, ошибки) и их оценка.
- Ах, какие хорошие мастера здесь собрались!
- Какие чувяки вы захотели бы надеть на праздник Универсиады в 2013 году?
(Мне понравились эти чувяки. Здесь использован основной цвет татарских народных умельцев… Цветочно-растительный узор красивый… Я бы их надела на праздник).
- Мальчики, какие чувяки вы захотели бы купить в “Магазине обуви”?
Для кого?
IХ. Окончание урока.
- Что узнали, не забудем. Долго-долго помнить будем!
(Поем припев из песни Рината Сафина “Я татарин…”).
Мультимедийное сопровождение.