Программа работы по профориентации "Мой профессиональный выбор"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Актуальность.

Целевая программа по профориентации “Мой профессиональный выбор” для воспитанников МКОУ “Детский дом № 1” на 2012–2015 годы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения воспитанников. Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Опыт работы показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, значительно отличаются от сверстников, воспитывающихся в семьях. Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Главная цель работы по профессиональному самоопределению воспитанников Детского дома заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Профессиональное самоопределение – важная часть социализации воспитанников Детского дома. Профориентационная работа в МКОУ “Детский дом №1” рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению выпускников и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профессионального образования.

Цель и задачи Программы.

Цель – осуществление помощи воспитанникам Детского дома № 1 в определении осознанного выбора профессии.

Задачи:

  • научить выделению дальних и ближних профессиональных целей;
  • помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей;
  • помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
  • помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • помочь определить пути саморазвития.

Принципы: сознательности в выборе профессии;

  • соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • развития: профессия.

Участники программы:

  • воспитанники;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог;
  • социальные педагоги;
  • администрация МКОУ “Детский дом №1”,
  • учреждения, содействующие профессиональному воспитанию.

Педагогические средства:

  • Пакет диагностик профессиональных намерений воспитанников.
  • Анкеты для определения склонности к профессии.
  • Психодиагностика профессиональных возможностей воспитанников. (Программа работы педагога-психолога).
  • Программа МКОУ “Детский дом №1” – “Мой профессиональный выбор”.
  • Системы мероприятий по профориентации воспитанников.

Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы “Мой профессиональный выбор” 2012–2015 годы.

I этап: проектный – 2012–2013 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников.
  3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2013–2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Обогащать содержание профпросвещения.
  3. Разработать методические рекомендации по профориентации.
  4. Расширять и укреплять связи и отношения Детского дома с учреждениями города.
  5. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности.
  6. Проводить мониторинг реализации программы.
  7. Принимать участие в экскурсиях в ПУ, на промышленные предприятия.

III этап: аналитический – 2014–2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы Детского дома № 1.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Содержание работы.

Работа по профориентации в Детском доме № 1 осуществляется в два этапа:

  • 1-й – этап первичных профессиональных выборов ребенка, охватывает период с 8–14 лет.
  • 2-й – этап профессионального самоопределения, с 14–16 лет
  • Педагогические цели первого этапа первичных профессиональных выборов:
  • актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей воспитанников;
  • создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
  • формирование потребности воспитанников в профессиональном самоопределении.

Направления:

  1. Вовлечение воспитанников в деятельность кружков дополнительного образования,
  2. Вовлечение детей в разнообразную коллективную творческую деятельность.
  3. Проведение встреч с представителями различных профессий.

Педагогические цели второго этапа профессионального самоопределения:

  • оказание помощи в осуществлении профессионального самоопределения выпускников.
  • психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников (9-го класса).

Направления:

  1. Вовлечение воспитанников в деятельность кружков дополнительного образования.
  2. Профориентационная диагностика и консультирование.
  3. Информационно-просветительская работа на воспитательских часах.
  4. Система воспитательных мероприятий по профориентации.
  5. Трудовая деятельность в каникулярное время (по договору с Центром занятости).

Формы работы по реализации программы.

  • индивидуальные беседы по профессиональной ориентации;
  • тестирования и анкетирование;
  • ознакомление с той или иной профессией путём проведения воспитательских часов, индивидуальных и коллективных бесед и посещением специализированных музеев и производственных объектов;
  • экскурсии в ПУ;
  • беседы с сотрудниками Детского дома, работающими по близким для воспитанников специальностям: водитель, плотник, повар и другие;
  • временное трудоустройство воспитанников;
  • общественно – полезный труд;
  • труд по самообслуживанию;
  • занятия в компьютерном классе, в кружках;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • выставки, конкурсы, праздники.

Информационно-просветительская работа на воспитательских часах осуществляется воспитателями. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, анкетирование, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению воспитателя. Педагог-психолог реализует работу по профессиональной ориентации выпускников в рамках сопровождения психолого-педагогического процесса, направленного на коррекцию школьной дезадаптации и социализации подростков.

Мероприятия по реализации программы “Мой профессиональный выбор”.

Содержание Срок проведения Ответственные

Создание нормативно-правовой базы

   

Разработка и утверждение программы по профориентации воспитанников.

Сентябрь 2012

Заместитель директора по ВР.

Формирование банка данных об учебных заведениях города профессионального образования.

Сентябрь 2012

Социальный педагог.

Создание методической копилки разработок воспитательских часов, игр, рекомендаций воспитателям по реализации программы профориентации.

В течение года

Заместитель директора по ВР.

Заседание МО воспитателей “Формы работы по профориентации в МКОУ “Детский лом № 1”

Февраль 2012

Заместитель директора по ВР.

Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке, рекреациях.

2012–2015

Библиотекарь, социальный педагог.

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

   
1. Профпросвещение.    
Реализация городской программы по профориентации:    

Экскурсии на промышленные предприятия.

Ежегодно.

Социальные педагоги.

Экскурсии в ПУ

Ежегодно.

Социальные педагоги.

Дни открытых дверей в ПУ

Апрель.

Воспитатели.

Организация встреч со специалистами ЦЗН г. Новокузнецка с выпускниками “Рынок труда в г. Новокузнецке”.

Ежегодно. Октябрь – апрель.

Зам директора по УВР.

Реализация программы Детского дома № 1 по профориентации:

   

Проведение воспитательских часов:

Профессии моего города (2–3 классы)
Известные люди нашего города (4 классы).
Мир профессий (5 классы).
Как изучить свои способности (6 класс).
Я и моя будущая профессия (7 классы)
Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).
Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).
Как вести себя в конфликтных ситуациях (9 классы).
Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (9 классы).

По плану воспитательных мероприятий.

Воспитатели.

Проведение воспитательских часов по социально-бытовой ориентации: По плану воспитательных мероприятий. Воспитатели.
Курсы по повышению компьютерной грамотности воспитанников. В течение года. Специалисты филиала МУ ЦБС им.Н.Ф. Гоголя.
Взаимодействие с Новокузнецким благотворительным клубом “Радость общения” (Беседы по профориентации, организации экскурсий на предприятия города) По плану работы. Заместитель директора по УВР.

Встречи с представителями ОАО “Русал” (беседы по профориентации).

Экскурсии в музей боевой и трудовой славы НКАЗа.

Экскурсия на ОАО “Русал”.

Один раз в четверть.

Осенние каникулы.

Апрель.

Заместитель директора по УВР.

Воспитатели.

Информационно-просветительская работа:

Оформление информационного бюллетеня по профориентации:

  • “Твое профессиональное будущее”.
  • “Типы профессий”.
  • “ Куда пойти учиться”.
  • “Структура трудовой деятельности”.
  • Потребности труда города Новокузнецка.
2011–2014 гг.

Социальные педагоги.

Старшая вожатая.

Профессиональная адаптация воспитанников. Организация внеурочной деятельности:

  • Операция “ Осенний лист”.
  • Операция “Ох, уж этот Новый год!”. Оформление фасада Д/д и внутренних помещений
  • Акция волонтерского отряда “Рука помощи” Оказание адресной помощи участникам войны и труженикам тыла
  • Участие в городском конкурсе экологического творчества.
  • Участие в районном этапе городской акции “Чистый город – чистые сердца”.
По плану воспитательных мероприятий.

Заместитель директора по УВР.

Заместитель директора по БЖ.

Старшая вожатая.

Диагностика и консультирование

   

Консультирование и тестирование обучащихся 9 классов:

  • “Карта интересов”.
  • “Склонности и профессиональная направленность”.
  • Профессиональные склонности.
  • Профессиональный тип личности.
  • Мотивы выбора.
По плану работы. Педагог-психолог Детского дома

Профадаптация

   
Создание банка данных о предварительном и фактическом устройстве выпускников для дальнейшего обучения, с целью приобретения профессии. Ежегодно в августе. Социальные педагоги, заместитель директора по УВР.
Оказание помощи в трудоустройстве детей “группы риска”. Ежегодно в мае, июне. Социальный педагог.
Организация работы трудовой бригады. Май, июнь. Социальный педагог.
Вечер встречи выпускников. Сентябрь Старшая вожатая, воспитатели.

Мониторинг качества профориентационной работы

   
Творческие отчеты воспитателей по профориентации воспитанников Май. Воспитатели.
Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для воспитанников, воспитателей:

– психология выбора профессии,
– использование игровых технологий в профориентационной работе,
– трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старших воспитанников,
– конфликты профессионального самоопределения.

2012–2015 годы. Социальный педагог, педагог-психолог.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации к труду;
  • оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
  • готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.