Актуальность.
Целевая программа по профориентации “Мой профессиональный выбор” для воспитанников МКОУ “Детский дом № 1” на 2012–2015 годы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения воспитанников. Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Опыт работы показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, значительно отличаются от сверстников, воспитывающихся в семьях. Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Главная цель работы по профессиональному самоопределению воспитанников Детского дома заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Профессиональное самоопределение – важная часть социализации воспитанников Детского дома. Профориентационная работа в МКОУ “Детский дом №1” рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению выпускников и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профессионального образования.
Цель и задачи Программы.
Цель – осуществление помощи воспитанникам Детского дома № 1 в определении осознанного выбора профессии.
Задачи:
- научить выделению дальних и ближних профессиональных целей;
- помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей;
- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
- помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- помочь определить пути саморазвития.
Принципы: сознательности в выборе профессии;
- соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
- активности: человек сам активно выбирает профессию;
- развития: профессия.
Участники программы:
- воспитанники;
- воспитатели;
- педагог-психолог;
- социальные педагоги;
- администрация МКОУ “Детский дом №1”,
- учреждения, содействующие профессиональному воспитанию.
Педагогические средства:
- Пакет диагностик профессиональных намерений воспитанников.
- Анкеты для определения склонности к профессии.
- Психодиагностика профессиональных возможностей воспитанников. (Программа работы педагога-психолога).
- Программа МКОУ “Детский дом №1” – “Мой профессиональный выбор”.
- Системы мероприятий по профориентации воспитанников.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы “Мой профессиональный выбор” 2012–2015 годы.
I этап: проектный – 2012–2013 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
- Изучить нормативную базу
- Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2013–2014 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание профпросвещения.
- Разработать методические рекомендации по профориентации.
- Расширять и укреплять связи и отношения Детского дома с учреждениями города.
- Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в экскурсиях в ПУ, на промышленные предприятия.
III этап: аналитический – 2014–2015 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы Детского дома № 1.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Содержание работы.
Работа по профориентации в Детском доме № 1 осуществляется в два этапа:
- 1-й – этап первичных профессиональных выборов ребенка, охватывает период с 8–14 лет.
- 2-й – этап профессионального самоопределения, с 14–16 лет
- Педагогические цели первого этапа первичных профессиональных выборов:
- актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей воспитанников;
- создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
- формирование потребности воспитанников в профессиональном самоопределении.
Направления:
- Вовлечение воспитанников в деятельность кружков дополнительного образования,
- Вовлечение детей в разнообразную коллективную творческую деятельность.
- Проведение встреч с представителями различных профессий.
Педагогические цели второго этапа профессионального самоопределения:
- оказание помощи в осуществлении профессионального самоопределения выпускников.
- психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников (9-го класса).
Направления:
- Вовлечение воспитанников в деятельность кружков дополнительного образования.
- Профориентационная диагностика и консультирование.
- Информационно-просветительская работа на воспитательских часах.
- Система воспитательных мероприятий по профориентации.
- Трудовая деятельность в каникулярное время (по договору с Центром занятости).
Формы работы по реализации программы.
- индивидуальные беседы по профессиональной ориентации;
- тестирования и анкетирование;
- ознакомление с той или иной профессией путём проведения воспитательских часов, индивидуальных и коллективных бесед и посещением специализированных музеев и производственных объектов;
- экскурсии в ПУ;
- беседы с сотрудниками Детского дома, работающими по близким для воспитанников специальностям: водитель, плотник, повар и другие;
- временное трудоустройство воспитанников;
- общественно – полезный труд;
- труд по самообслуживанию;
- занятия в компьютерном классе, в кружках;
- декоративно – прикладное искусство;
- выставки, конкурсы, праздники.
Информационно-просветительская работа на воспитательских часах осуществляется воспитателями. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, анкетирование, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению воспитателя. Педагог-психолог реализует работу по профессиональной ориентации выпускников в рамках сопровождения психолого-педагогического процесса, направленного на коррекцию школьной дезадаптации и социализации подростков.
Мероприятия по реализации программы “Мой профессиональный выбор”.
Содержание | Срок проведения | Ответственные |
Создание нормативно-правовой базы |
||
Разработка и утверждение программы по профориентации воспитанников. |
Сентябрь 2012 |
Заместитель директора по ВР. |
Формирование банка данных об учебных заведениях города профессионального образования. |
Сентябрь 2012 |
Социальный педагог. |
Создание методической копилки разработок воспитательских часов, игр, рекомендаций воспитателям по реализации программы профориентации. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР. |
Заседание МО воспитателей “Формы работы по профориентации в МКОУ “Детский лом № 1” |
Февраль 2012 |
Заместитель директора по ВР. |
Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке, рекреациях. |
2012–2015 |
Библиотекарь, социальный педагог. |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
||
1. Профпросвещение. | ||
Реализация городской программы по профориентации: | ||
Экскурсии на промышленные предприятия. |
Ежегодно. |
Социальные педагоги. |
Экскурсии в ПУ |
Ежегодно. |
Социальные педагоги. |
Дни открытых дверей в ПУ |
Апрель. |
Воспитатели. |
Организация встреч со специалистами ЦЗН г. Новокузнецка с выпускниками “Рынок труда в г. Новокузнецке”. |
Ежегодно. Октябрь – апрель. |
Зам директора по УВР. |
Реализация программы Детского дома № 1 по профориентации: |
||
Проведение воспитательских часов: Профессии моего города (2–3 классы) |
По плану воспитательных мероприятий. |
Воспитатели. |
Проведение воспитательских часов по социально-бытовой ориентации: | По плану воспитательных мероприятий. | Воспитатели. |
Курсы по повышению компьютерной грамотности воспитанников. | В течение года. | Специалисты филиала МУ ЦБС им.Н.Ф. Гоголя. |
Взаимодействие с Новокузнецким благотворительным клубом “Радость общения” (Беседы по профориентации, организации экскурсий на предприятия города) | По плану работы. | Заместитель директора по УВР. |
Встречи с представителями ОАО “Русал” (беседы по профориентации). Экскурсии в музей боевой и трудовой славы НКАЗа. Экскурсия на ОАО “Русал”. |
Один раз в четверть. Осенние каникулы. Апрель. |
Заместитель директора по УВР. Воспитатели. |
Информационно-просветительская работа: Оформление информационного бюллетеня по профориентации:
|
2011–2014 гг. |
Социальные педагоги. Старшая вожатая. |
Профессиональная адаптация воспитанников. Организация внеурочной деятельности:
|
По плану воспитательных мероприятий. |
Заместитель директора по УВР. Заместитель директора по БЖ. Старшая вожатая. |
Диагностика и консультирование |
||
Консультирование и тестирование обучащихся 9 классов:
|
По плану работы. | Педагог-психолог Детского дома |
Профадаптация |
||
Создание банка данных о предварительном и фактическом устройстве выпускников для дальнейшего обучения, с целью приобретения профессии. | Ежегодно в августе. | Социальные педагоги, заместитель директора по УВР. |
Оказание помощи в трудоустройстве детей “группы риска”. | Ежегодно в мае, июне. | Социальный педагог. |
Организация работы трудовой бригады. | Май, июнь. | Социальный педагог. |
Вечер встречи выпускников. | Сентябрь | Старшая вожатая, воспитатели. |
Мониторинг качества профориентационной работы |
||
Творческие отчеты воспитателей по профориентации воспитанников | Май. | Воспитатели. |
Разработка и выпуск методических рекомендаций по
профориентации для воспитанников, воспитателей: – психология выбора профессии, |
2012–2015 годы. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
Прогнозируемые результаты:
- повышение мотивации к труду;
- оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
- готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.