Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.
Метапредметные:
– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока,
соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с
целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать
результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов
учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты,
развивать внимание, память;
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в
диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Ресурсы и оборудование:
- Учебник “Литературное чтение” (3 класс) авт. Л.Ф. Климанова, часть 2, с. 55-56;
- Словари: С.И. Ожегов Словарь русского языка; Словарь – синонимов русского языка;
- Ноутбук;
- Электронная доска;
- Изображение цветущей черемухи;
- Электронное приложение к учебнику;
- Карточки для самооценки (по количеству учащихся).
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональная зарядка доброты. (Подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок.)
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А. Блока “Ворона”. Оценочные суждения.
3. Актуализация знаний детей. Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.
– Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на
Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко
стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует,
заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями,
заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново.
Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным
во всем мире. С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали
стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.)
– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и
познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его
стихотворение.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
– Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока.
(Сформулированные задачи зафиксировать на электронной доске.)
– Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода: небо
хмурое, пронизывающий ветер. Но сегодня природа пробудилась: лазурное небо,
ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Он
вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами, и вдруг его взору
открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во
всей красе.
– Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина?
(Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта в душе его родились
стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения
увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое,
праздничное.)
– Ну что же, на протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо
опровергать наше предположение. Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните,
какая она? (Дети отвечают.) А теперь посмотрите на изображение цветущей
черемухи. (Приложение 1)
4. Словарная работа.
Подберите сравнения:
Черемуха
душистая, как …
белая, будто…
кудрявая, словно…
– Какой весной ручеек?
Подберите сравнения:
Ручеек
звонкий, как…
прозрачный, будто…
– Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит,
струится, течет, звенит, сверкает на солнце.)
– Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие
листочки. Вспомните, какие они?
Зелень (какая?)…
– А вы видели росу? Какая она?
Роса (какая?)…
У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень.
Игра “Продолжи фразу”.
Вкрадчиво… Подберите близкие по значению слова (робко, несмело). Объясните и покажите как это.
У проталинки… Что это такое? Когда бывают проталинки?
Задание по группам. Закончи предложение.
1-я группа: Черемуха душистая…
2-я группа: Зелень золотистая…
3-я группа: Ручей волной гремучею… (Посмотреть по словарю лексическое значение слова гремучею, объяснить. Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.)
Прослушивание групп и оценка результатов работы.
– Вы составили замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Итак, посмотрим, как это получилось у него.
5. Прослушивание звукозаписи стихотворение под звуки музыки.
6. Беседа по первичному эмоциональному восприятию.
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило?
7. Работа с учебником. Самостоятельное чтение учащимися. Задание: Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению? (Версии детей.)
– Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение, и, я надеюсь, что у вас возникнут более полные и точные картины.
8. Физкультминутка. Выполнение упражнений “Крюки Деннисона” из “Гимнастики для мозга” (Кинезиология) (Музыкальное сопровождение Григ “Утро”.) (Приложение 2.)
9. Анализ текста.
а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки).
– Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают?
б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и
найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри
завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к
празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, невестой.)
– Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину,
нарисованную поэтом? (Душистая). Подберите к слову “душистая” слова, близкие по
значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).
– Найдите в тексте, что сделала черемуха? (С весною расцвела.) Почему с весною?
Есть же другие фразы “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать Есенин, говоря
“с весной”? Как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу и вместе с нею
расцветает и набирает силу черемуха.)
– Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от
цветочных тычинок.) С какой интонацией мы будем читать эти строки?
– Правильно. Восхищенно.
Игра “Собери четверостишие”.
Чтобы было проще запомнить стихотворение, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте, подхватив заданную интонацию, как будто читает один человек. Кто запомнил? Оценочные суждения.
в) Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)
– Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед.) А мед, какой? (Липкий, тягучий.) Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? (Сползает.) Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.) Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)
– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.) Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.) Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.) Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)
Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Какие же чувства хотел передать поэт? (Восторг, радость, восхищение.) Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? (Восхищенно!)
Игра “Собери четверостишие”.
г) Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.
– Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила.) А
какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? (Развесившись стоит.)
Почему? (Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше,
тяжелее.) Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит.) Наша черемуха
изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха
меняется, набирает силу вместе с весной.)
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы видите? (На первом рисунке –
пробуждающаяся черемуха, а на втором – черемуха в полном цвете.)
Вывод. Итак, черемуха изменилась, а изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни.) С какой интонацией будем читать это четверостишье? (Восхищенно.)
Игра “Собери четверостишие”.
д) Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? (Ручей.) Найдите описание ручья.
– Какое слово говорит о размере ручья? (Маленький.) В каких еще словах подтверждается, что ручей маленький? Где он бежит? (В траве между корней.) Какой ручей по цвету? (Серебряный.) Почему? (Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами.) Найдите слова, передающие действие ручья? (Бежит, струится.) Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению (Льется, течет). Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? (Тихие, спокойные, робкие.) С какой же интонацией будем читать это четверостишье? (Нежно, спокойно, немного робко.)
Игра “Собери четверостишие”.
е) Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. (Обдает волной.) Сравните, что он делал до этого? (Бежал, струился.) Изменился ручей? (Да, была струйка, а стала волна.) Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая.) Каким же здесь изображен ручей? (По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Кого вам напоминает ручей? (Юношу.)
Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что она изменилась, а теперь видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих изменениях? (Да. Весна набирает силу и вместе с ней природа.) С какой интонацией будем читать эти строки? (Настойчиво, дерзко.) Прочитайте две последние строчки. О чем может петь ручей? (О любви, о весне.) Как будем читать эти строки? (Нежно.)
Игра “Собери четверостишие”.
ж) Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. Оценочные суждения.
10. Домашнее задание (дифференцированное). Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.
Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)
Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.
11. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?
Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации:
- узнал много интересного и многое запомнил
- узнал многое, но не все запомнил
- узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить
Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.
Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.