Концепция развития историко-краеведческого музея «История развития культуры Москвы»

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:

  • Законом Российской Федерации “Об образовании”;
  • Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
  • Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
  • Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
  • Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.

Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.

Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.

Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.

Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций.

Мы стремимся дать детям информацию о культурных ценностях и центрах Москвы, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.

Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание посещать музеи Москвы, выставки, театры, библиотеки, тем самым проникаясь любовью к Москве- столице, Москве- малой Родине.

Все это поможет достижению главной цели – добиться того, чтобы ребенок увидел в каждом предмете и явлении опыт предыдущих поколений, стремился сделать жизнь людей прекраснее. Это позволит детям ощутить себя преемником и продолжателем традиций предков, прикладывать усилия для развития родного города.

Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.

Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Основные цели и задачи музея

Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и родному городу; повышение культурного уровня учащихся

Задачи:

  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • знакомство детей с культурой Москвы, историей её формирования;
  • формирование желания принимать активное участие в культурной жизни Москвы и страны;
  • создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры;
  • проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с населением района
  • развитие творческих способностей детей;
  • воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
  • приобщение родителей к деятельности музея.

Содержание

1. Поисково-краеведческая работа

- Сбор предметов быта, музыкальных инструментов, документов, фотографий, изделий, связанных с историей культуры Москвы;

- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории культуры Москвы.

2. Научно-исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность

- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;

- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и использования экспонатов музея;

- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.

- Проектная деятельность;

- Встречи с писателями, поэтами, музыкантами, актерами театра и кино, интересными людьми города, округа, района;

- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;

- Творческие отчёты.

3. Творчество учащихся

- Привлечение родителей к оборудованию музея;

- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ учащихся;

- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.

4. Методическая, консультативная работа

- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории, литературе, МХК, москвоведению, ИЗО, музыке;

- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории развития культуры Москвы;

- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями и учащимися;

- Сотрудничество с музеями ОУ района.

5. Образовательно- воспитательная работа

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);

- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;

- Организация посещения учащимися театров, музеев, выставочных залов и т.д.

6. Работа с фондами

- Заполнение инвентарной книги;

- Составление картотеки на музейные предметы;

- Исследование и описание каждого предмета;

- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ.

7. Требования к музею

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площадей;

- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

Основные направления работы музея:

  • Москва театральная;
  • Музеи и усадьбы Москвы;
  • Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны;
  • Библиотеки Москвы;
  • Московские меценаты;
  • Москва литературная;
  • Москва музыкальная;
  • Московские киностудии;
  • Московские цирки;
  • Актеры театра и кино;
  • Москва спортивная;
  • Культура быта;
  • Из истории моды;
  • Лекторий “Поговорим о вежливости”.

 Ожидаемые результаты и способы их проверки

 Результатами работы музея “Истории развития культуры Москвы” должны стать:

- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного самосознания;

- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и подаренными) и лучшими творческими работами детей;

- проведение выставок новых поступлений;

- улучшение коммуникативных навыков учащихся;

- участие в профильных конкурсах района, округа, города;

- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и посещений;

- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;

- активизация работы детского актива музея.