Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
- Законом Российской Федерации “Об образовании”;
- Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
- Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
- Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
- Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.
Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.
Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций.
Мы стремимся дать детям информацию о культурных ценностях и центрах Москвы, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.
Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание посещать музеи Москвы, выставки, театры, библиотеки, тем самым проникаясь любовью к Москве- столице, Москве- малой Родине.
Все это поможет достижению главной цели – добиться того, чтобы ребенок увидел в каждом предмете и явлении опыт предыдущих поколений, стремился сделать жизнь людей прекраснее. Это позволит детям ощутить себя преемником и продолжателем традиций предков, прикладывать усилия для развития родного города.
Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.
Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Основные цели и задачи музея
Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и родному городу; повышение культурного уровня учащихся
Задачи:
- организация учебно-воспитательного процесса;
- знакомство детей с культурой Москвы, историей её формирования;
- формирование желания принимать активное участие в культурной жизни Москвы и страны;
- создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры;
- проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с населением района
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
- приобщение родителей к деятельности музея.
Содержание
1. Поисково-краеведческая работа
- Сбор предметов быта, музыкальных инструментов, документов, фотографий, изделий, связанных с историей культуры Москвы;
- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории культуры Москвы.
2. Научно-исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность
- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;
- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и использования экспонатов музея;
- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.
- Проектная деятельность;
- Встречи с писателями, поэтами, музыкантами, актерами театра и кино, интересными людьми города, округа, района;
- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;
- Творческие отчёты.
3. Творчество учащихся
- Привлечение родителей к оборудованию музея;
- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ учащихся;
- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.
4. Методическая, консультативная работа
- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории, литературе, МХК, москвоведению, ИЗО, музыке;
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории развития культуры Москвы;
- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями и учащимися;
- Сотрудничество с музеями ОУ района.
5. Образовательно- воспитательная работа
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);
- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;
- Организация посещения учащимися театров, музеев, выставочных залов и т.д.
6. Работа с фондами
- Заполнение инвентарной книги;
- Составление картотеки на музейные предметы;
- Исследование и описание каждого предмета;
- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ.
7. Требования к музею
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площадей;
- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
Основные направления работы музея:
- Москва театральная;
- Музеи и усадьбы Москвы;
- Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны;
- Библиотеки Москвы;
- Московские меценаты;
- Москва литературная;
- Москва музыкальная;
- Московские киностудии;
- Московские цирки;
- Актеры театра и кино;
- Москва спортивная;
- Культура быта;
- Из истории моды;
- Лекторий “Поговорим о вежливости”.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатами работы музея “Истории развития культуры Москвы” должны стать:
- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного самосознания;
- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и подаренными) и лучшими творческими работами детей;
- проведение выставок новых поступлений;
- улучшение коммуникативных навыков учащихся;
- участие в профильных конкурсах района, округа, города;
- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и посещений;
- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;
- активизация работы детского актива музея.