Цель. Развивать интеллект ребёнка, координацию движений, мелкую моторику рук, память, внимание, воображение, функциональное состояние и речевые центры коры головного мозга, выработать чувство ритма, улучшать дикцию, обогащать внутренний мир детей. Способствовать оздоровлению детского организма.
Материал. Грецкие орехи, массажные мячики, верёвка с узлами, птичка, гнездо, пригласительные билеты
Методические приёмы. Игровая ситуация, “Какой чудесный день”, игровые упражнения “Гладь мои ладошки ёж”, “Мне дала синичка хрупкое яичко”, “Все узлы переберу”, “Каждый пальчик - ловкий мальчик”, “На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки”; рассказ воспитателя “Птичка гнёздышко свела и яичек принесла”.
Предварительная работа. Выучить стихотворения “Какой чудесный день”, “Вот идем мы по дорожке”, “Мне дала синичка хрупкое яичко”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и радостными. Мне хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Давайте построим круг “Дружбы” и поприветствуем друг друга.
Игровая ситуация, “Какой чудесный день”.
(Дети, взявшись за руки, на каждое произнесенное слово поднимают зацепившие руки вверх и опускают).
Какой чудесный день,
Какой хороший день,
Со мной мои друзья
И песенка моя. Ля-ля-ля.
Воспитатель. Я приглашаю вас в “Страну веселых пальчиков”. Приготовили свои ножки и ладошки и с веселым настроением отправляемся в дорогу.
Вот идем мы по дорожке (пальцы “ шагают” по коленям).
Топ – топ, (ладони хлопают по коленям”).
Прыг – прыг, (кулачки стучат по коленям”).
Чики – брики, (ладони хлопают по коленям”).
Чики – брик. (кулачки стучат по коленям).
Воспитатель. Расскажите, что вы видите по дороге.
Дети.
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом на определенную высоту).
Видим озеро глубокое. (Волнообразные движения кистями рук).
Птицы песенки поют, (кисти рук перекрещиваются, изображая птицу).
Зернышки везде клюют. Там клюют и здесь клюют, (пальцы рук поочередно постукивают по ладоням, вначале по левой ладони левой руки, затем по ладони правой руки).
Никому их не дают. (Поочередное сжимание и разжимание пальцев рук).
Прыг – прыг, (кулачки стучат по коленям).
Топ – топ, (ладони хлопают по коленям).
Вот и дом, а в нем живут… Кто?
Дети. Мячики (дети садятся).
Воспитатель. Мячики необыкновенные. На кого они похожи?
Дети. На ежа.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. Потому - что у них такие же “иголки” как у ежа.
Воспитатель. Веселые мячики хотят с вами поиграть. Приготовили свои ладошки. Положили их на колени ладонями вверх (воспитатель берет 2 массажных мячика и делает по одному движению на каждый ударный слог).
Игровое упражнение “Гладь мои ладошки ёж”.
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий – ну и что ж!
Воспитатель. А, теперь вы их будете гладить ладошками, и произносить слова:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
(взрослый держит массажные мячи, а ребёнок гладит их ладошками).
Воспитатель. Понравилось вам в гостях у веселых мячей? Идем дальше.
Дети встают и подходят к столу. Воспитатель показывает птичку в гнезде и яички. Вместо яичек грецкие орехи по количеству детей.
Птичка гнёздышко свела и яичек принесла.
Да не золотых, а простых, да очень хрупких.
Сейчас мы с ними поиграем.
Игровое упражнение “Мне дала синичка хрупкое яичко”,
Птичка веток набрала, (с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда).
Крепко гнёздышко свела.
И снесла яичко (взрослый даёт каждому ребенку орех в ладошку).
Умница синичка,
Ты яичко покатай, (катает грецкий орех между ладонями).
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно -
Так у птиц заведено.
Воспитатель. Поблагодарим птичку за веселую игру.
На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки”.
Игровое упражнение “На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки”.
Мы носками постучим (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог).
Мы поставим пятки (теперь носки стоят на полу, а пятки ставят на ударные слоги).
Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу).
Скачем, как зайчата (подскоки на носках на двух ногах).
Вот козлёнок на лугу (ноги врозь/скрестив).
Вот машина едет (руки рулят).
А за ними мчится гусь на велосипеде (упражнение “Велосипед” лежа на паласе).
Воспитатель. Приехали на поляну где живут гномы. Сами они ушли трудиться, а для нас оставили волшебную веревочку. Сейчас мы с ней и поиграем. Встали в круг и зацепились за веревочку. Каждый узелок передвигаем по кругу со словами.
Игровое упражнение “Все узлы переберу” (каждый узелок передается по кругу на каждое произнесенное слово).
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
Воспитатель. Сядем, отдохнем и покачаем наши пальчики на качелях (сидя на стульчиках).
Пальчиковая гимнастика “Каждый пальчик - ловкий мальчик”.
Мы катались на качелях, одноименные пальцы постукивают друг Нас кружили карусели о друга на ударные слоги, Мы устали, мы устали большие пальцы обнимаются Ох, и сядем, отдохнём. руки ложатся на колени.
Воспитатель. Пора возвращаться.
- Вам понравилось в “Стране “веселых пальчиков?”.
- Что больше всего понравилось?
- Вокруг себя ты обернись в воздушный шарик превратись (дети поднимают руки вверх и встают на носочки). Дружно полетели в детский сад.
Литература.
1. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – Детство Пресс, 20113.
2. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – Санкт-Петербург, 2007.
3. Картотека пальчиковых игр.