Урок-анализ рассказа Л.С. Петрушевской «Грипп». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока: обеспечить целостное восприятие рассказа в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного; углубить представление учащихся о постмодернизме в литературе, о традициях классической литературы в постмодернизме; закрепить навыки работы с художественным текстом и с фрагментом текста; развивать логическое, творческое мышление учащихся, стимулировать воссоздающее воображение; продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.

Оформление урока: портрет Л.С.Петрушевской, мультимедийная презентация, выставка сборников произведений автора.

С явно полемическими целями Петрушевская избирает весьма архаичную форму повествования: она преподносит читателю моральный урок, иллюстрируя его примером из жизни.
Т.Н. Маркова

Слайд 1.

Слово учителя.

Я приглашаю вас к трудному и серьезному разговору, в котором нет и не может быть однозначных оценок, категоричных мнений, потому что речь, как всегда в литературе, о жизни.

Современный автор, критик Галина Щербакова писала: “ Литература наших дней – развенчанная королева: сорваны великолепные одежды, смыт слезами искусный грим, скорбно и устало опущен когда-то гордый взор - она уже не знает истины...”

Но даже если писатели – постмодернисты и отказывают современной литературе в возможности и способности выразить истину, “ так или иначе она констатирует жизнь, строит модель, пытается зацепить, высветить определенные типажи, важнейшие проблемы, а это ли не цель прозы”, - утверждает еще один современный писатель Петр Алешковский.

И мы с вами, продолжая знакомство с творчеством Л. Петрушевской, обратимся к рассказу “Грипп” как страшной, но реальной странице современной жизни. (Первая публикация рассказа: журнал “Аврора”, 1988 год, №9.)

Сама Людмила Петрушевская так говорит о своем творчестве: “...я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов, остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны... Пусть догадываются сами...”

Выяснение восприятия.

- Хотелось бы услышать, какое впечатление произвел на вас рассказ.

Слайд 2.

- Прослушаем подготовленные учащимися аннотации к рассказу (2 работы).

- Спасибо, вы помогли определить темы, наметили круг вопросов для обсуждения.

Не будем жестокими судьями, а попробуем разобраться в чужой жизни, чтобы избежать ошибок в своей.

- От чьего лица ведется повествование в рассказе? Что позволило сделать такое предположение?

(В рассказах Петрушевской нет ни рассказчика, ни даже и повествователя – мы чаще слышим хор голосов, составляющих общественный суд, мнение. Как отмечает в работе “Физиология и метофизика семейной жизни в рассказах Л.Петрушевской”

Т.Н. Маркова, “в прозе Петрушевской выражается не событие жизни героя, а созерцание этого события окружающими – хором – подобно хору в античной драме. Именно на реакцию “хора” по поводу совершающегося события откликается читатель. Сам же автор растворяется в тексте, не столько “излагая”, сколько “читая” незавершенный сюжет судьбы человека. Рефлексия автора по поводу изображаемых событий оказывается принципиально не доведенной до конца, а предъявление событий – многомерным и вариативным, потому что информация о

происходящем подается не прямо, а чаще всего – через оценку этого факта неким безличным окружением, причем оценка эта нередко предвосхищает, опережает и даже замещает само событие”.)

- Каковы возможности такого решения?

(Мы слышим множество мнений, но необходимо решить самим.)

А Н. Добролюбов заметил, что общественное мнение обычно существует у нас в виде сплетен и разговоров, т. е. оно часто очень субъективно.

Слайд 3 (Типы композиции)

- В чем необычность композиции рассказа?

(Сначала смерть, а потом причины)

Слайд 4

- Как называется такая композиция и в чем смысл, на ваш взгляд, такого построения?

- “Причины выдвигались и сопоставлялись, уже началось небольшое, невольное следствие, и многие люди принимали в этом участие”.

- Я просила вас при чтении выписать цитаты – подробности, раскрывающие некоторые причины самоубийства, давайте прочтем, в какой последовательности они появляются в тексте.

Чтение фрагмента текста. Анализ эпизода “Самоубийство”.

-Излишне спрашивать о вашем отношении к этому эпизоду: вижу по вашим глазам: погиб человек! В интервью журналу “Иностранная литература” содержится очень показательное признание писательницы: “Когда притерпишься с годами, присмотришься, познакомишься, окажется, что толпы нет. Есть люди. Каждый сам по себе человек, со своей историей и жизнью своего рода, каждый со своим космосом каждый достоин жизни, достоин любви...” (Петрушевская Л. “Нам – секс?” // Иностр. лит. – 1989. – № 5. – С. 237).

Слайд 5. (Цитаты – причины самоубийства).

- Одно из немногого, что не мог понять никто: “В гробу по такому малому несерьезному поводу как ссора”. (Пауза)

Но за этими причинами многие больные человеческие чувства. Давайте поставим их рядом: одиночество, болезнь, глухота, может, даже порыв смертью доказать ей ее неправоту, покарать. (Детали текста зачитать)

- Добавим к этому психологический портрет героя, нарисованный общественным мнением: “Он был прекрасным, нежным, чувствительным, легким на слезы человеком, с чуткой совесть, с большим вкусом...”

- “Мертвые сраму не имут”, и все – таки, может быть, дополните психологический портрет вы? На основании чего делаете такие выводы?

(Духовная слабость, неумение бороться с трудностями)

- Почему автор отвергает возможность самоубийства жены, хотя “мало ли и с женщинами случается казусов, когда не хочется просыпаться?” Найдите слова в тексте. (Жить ради ребенка)

Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу будет трудно без меня.

Это строки Шекспира, и мы понимаем, что вместо слова “ другу” можно поставить много других: поставьте. (Мать, дети, близкие и др.)

- Так согласитесь ли вы со мной, это еще и величайший эгоизм, непонимание цены жизни, сосредоточенность только на своих чувствах.

- Задумались ли вы над тем, почему ни разу не употреблено слово “смерть”?

Чем заменено в начале?

Кремация. Какие ассоциации вызывает в вас это страшное слово? (жертва, ад)

“Самоубийца в одно и то же время труслив и очень смел: он не смеет бороться со временем и не боится вечности”, - это слова Пьера Буаста.

- Подсознание играет большую роль в понимании произведения.

- Какие понятия вы выделили как символы? (кремация, девочка – ангел, семь и т.д.)

- Каково прочтение на ваш взгляд здесь этих символов?

Обратимся к выдержке из Словаря символов)

Слайд 6 (Символика рассказа)

- На седьмом небе от счастья были когда-то, наверное, Он, Она и ребенок, и вдруг один выпал из гнезда - нарушен миропорядок. С седьмого неба - в ад.

- В художественном мире произведения, по замечанию Татьяны Толстой, как в незнакомой комнате: заходи и оглядывайся, здесь все важно.

- Как именуются главные герои? В чем смысл такого решения? (Он и она – постоянные герои Петрушевской; архетипичность и обобщенность образов).

- Как еще подчеркивается обобщенность образов?

- Начало любого произведения – ключевая позиция, смысловая наполненность всегда велика. Перечитаем первые строки.

- Начинается произведение с мотива...? Вины.

- Как развивается этот мотив в произведении.

(Винят жену)

Слайд 7.

- В ваших отзывах не раз звучало, что это самоубийство больше похоже на убийство. Все согласны?

- Но, “ ...эту вещь никак никто не мог понять”. Автор не случайно несколько раз повторяет эту фразу.

- Кто готов быть адвокатом его жены?

- У нее, наверное, были свои причины не верить, может, ненавидеть, но это человек погибал! она знала его слабость лучше других!

- А кого винит автор, как выражена его позиция? (отстраненность от изображаемого – черта поэтики постмодернизма)

- Об особенностях стиля Л.Петрушевской нам расскажет Инна. (Сообщение заранее подготовленного ученика.)

- “Многие люди принимали в этом участие, на кремации вдруг неожиданно встретилось много знакомых, которые и не предполагали, что их объединяет знакомство с покойным...”

“...ни у него, ни у нее не прекращались дружеские взаимоотношения со многими людьми”. Цитирование текста.

- Вам понятна эта мысль? (Никто не винит себя!)

Смысл названия.

- В чем символика названия, на ваш взгляд?

Слайд 7.

Абсурдность, трагичность жизни подчеркнута и финалом. Как? Зачитаем. Мотив человеческой несостоятельности.

Слайд 8.

- Прочитан рассказ. Запишите, пожалуйста, по 1-2 вопроса, навеянных этим произведением. Зачитать.

- Мы из мира правды, красоты, поиска смысла жизни, красивых людей, из мира русской классики окунулись часто в “больной” мир героев Петрушевской. Сейчас выходим из этого мира сюда, где вы счастливы, спокойны, любимы – пусть навсегда. А.Л. Петрушевская, как тот человек, о котором мечтал А.П. Чехов, напомнил нам стуком в дверь, что есть иная жизнь, есть несчастные люди – не пройдите мимо.

Дома: литературная задача.

Если современная литература наследует традиции классики, влияние каких писателей заметно в творчестве Л.Петрушевской.