Цель: пробудить интерес к чтению зарубежных художественных произведений.
Задачи:
- расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
- учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
- пополнить представления учащихся о прошлом (как учились в те далёкие времена);
- развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
- формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
- развивать речь учащихся, познавательную активность;
Материал: сказка Г.Х.Андерсена “Оле-Лукойе”
Оборудование: мультимедийный проектор, рисунок судна, карта мира, выставка книг Г.Х.Андерсена.
Ход урока
Организационный момент.
(Учитель сообщает о том, что на уроке присутствуют учителя из старших классов школы, которые будут учить их в пятом классе.)
Постановка учебной задачи
Учитель: Ребята, мы закончили изучение материала, помещённого во второй части учебника “Родное слово” и переходим к изучению материала из третьей части книги. С сегодняшнего дня начинаем знакомиться с произведениями зарубежных писателей-сказочников.
Актуализация знаний.
Знакомство с темой урока.
Учитель: Что обозначает слово зарубежных? (живущих за рубежом или за границей.)
Учитель: Попробуйте расшифровать слово, которое обозначает фамилию одного из зарубежных писателей-сказочников.
с е н А е р д н
Вывешивается портрет писателя.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Наш урок будет не совсем обычным. Предлагаю вам совершить заочное путешествие в страну Данию (вывешивается карта). Как же мы доберёмся до этой удивительной страны?
Сначала электропоезд довезёт нас до Москвы, затем скоростной поезд “Сапсан” домчит нас до г. Санкт-Петербург, а дальше на морском корабле плывём в Данию.
Учитель: Дайте название морскому судну (“Неустрашимый”).
Учитель: За бортом плещутся волны. Во время плавания скучать не будем. Звучит команда: “Полный вперёд”. А мы слушаем биографию Г.Х. Андерсена.
Рассказ подготовленного ученика.
Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в стране Дания в небольшом городке Оденсе. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Первые сказки он услышал от отца и старушек из соседней богадельни (приюте для стариков). Эти сказки мальчик переделывал на свой лад и снова рассказывал тем же старушкам богомолкам.
В 1835 году в свет вышли 3 сборника сказок Андерсена. А всего за свою жизнь он написал 170 сказок.
Учитель: Читали ли вы раньше сказки Андерсена? (Ответы детей).
Игра “Угадай название”.
Учитель: Я приготовила для вас игру “Угадай название”. К каждому слову из первого столбика надо подобрать подходящее слово из второго столбика, и тогда должно получиться верное название очень известных всему миру 6 сказок Андерсена.
Снежная игла Гадкий на горошине Принцесса лебеди Дикие королева Штопальная трубочист Пастушка и утёнок
Учитель: Продолжаем наше плавание.
Впереди по курсу виден город. Это столица Дании – город Копенгаген. Причаливаем. Сходим на берег. Перед нами знаменитая скульптура – Русалочка (с помощью мультимедийного оборудования демонстрируется скульптура). Это героиня одной из сказок Андерсена.
Перемещаемся в центр города Копенгагена. Здесь Андерсену стоит памятник (рассматриваем иллюстрацию). Мы видим прищуренные глаза, большой покатый лоб, тонкий нос.
А теперь наступило самое время познакомиться с одной из сказок Андерсена. Авторы учебника предлагают нам прочитать сказку, “Оле-Лукойе”.
1 ученик:
Оле-Лукойе – литературный персонаж Г.Х. Андерсена, основанный на народных сказках. Это маленький смешной человечек. (На доске рисунок Оле-Лукойе датского художника Вильгельма Педерсена.)
Имя Оле-Лукойе состоит из двух частей: Оле – датское мужское имя, Лукойе – переводится как “Закрой глазки”. Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле-Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.
2 ученик
Пока наполняется город весной и покоем,
И лисьим хвостом укрывает его темнота,
По крышам гуляет задумчивый Оле-Лукойе,
Повесив у локтя два шёлковых лёгких зонта.
3 ученик
Поймать за крыло разноцветную сказку и спрятать,
В рукав, на котором молочно блестят завитки.
Под складками пёстрого шёлка смеются эльфята,
А в чёрном – пугающе нежно скребут коготки.
Учитель: Присаживайтесь поудобнее на лавочках возле памятника.
Словарная работа перед чтением сказки.
Учитель: Перед тем, как начать читать сказку, узнаем значение некоторых слов:
спринцовка – особый прибор для получения мелких струек воды (демонстрация спринцовки);
- кафтан – старинная мужская долгополая одежда (демонстрирует кафтан);
- приотворит – немного приоткроет дверь.
Чтение учащимися вводной части про себя.
Ответы на вопросы на с. 4-5 учебника.
Чтение первой части вслух хорошо читающими учениками.
Словарная работа в процессе чтения:
- пышки - мягкие круглые булочки;
- глаза слипаются - закрываются при желании поспать;
- аспидная доска - доска чёрного цвета (в старину имелась у каждого ученика, и писали на ней специальным карандашом – грифелем);
- человек клюёт носом – сидя, то засыпает, то просыпается.
Учитель: К какому виду сказок вы бы отнесли данную сказку? А по своему содержанию, к какой группе сказок она относится?
Открывается запись:
Учитель: Докажите, что эта сказка литературная.
Докажите, что эту сказку можно отнести к группе волшебных сказок.
Работа с тестами в парах
(задания выполняются поочерёдно: 1 задание – 1 ученик, 2 задание - 2 ученик).
Выберите и обведите кружком правильный вариант ответа.
1. Оле-Лукойе приходит к детям:
а) ранним утром;
б) ночью;
в) вечером.
2. По лестнице волшебник поднимается:
а) в чулках;
б) в ботинках;
в) в валенках.
3. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается:
а) на диван;
б) на постель;
в) на стул.
4. Комнатные цветы Оле-Лукойе превратятся в:
а) большие деревья;
б) кустарники;
в) грибы.
5.Каждый цветок на ветвях деревьев по вкусу был:
а) слаще зефира;
б) слаще варенья;
в) слаще мёда.
6. Ещё на деревьях были:
а) пироги с повидлом;
б) торт;
в) пышки.
7. Аспидная доска:
а) рвала и метала;
б) плакала;
в) смеялась.
8. Буквы, написанные Яльмаром, были:
а) ровные;
б) жалкие;
в) красивые.
Проверка выполнения тестов.
Учитель называет правильные ответы.
После проверки учащиеся оценивают выполненную работу. Для этого рисуют смайлики в конце тестов:
Учитель: Кому из вас захотелось узнать конец этой истории?
(рассматривание выставки книг).
Домашнее задание: прочитать сказку под названием “Вторник” и ответить на вопросы после текста с. 7-10.
Наше путешествие приостанавливаем и идём отдыхать.
Подведение итогов.
4 ученик
Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!
В них сладкое зальёт молоко,
Встанет – и с тыла дует в затылок,
Чтоб засыпалось легко.
5 ученик
Оле-Лукойе над спящим раскроет
Свой сказочный, свой красочный зонт,
И лебедем станет гадкий утёнок,
Дюймовочка эльфов найдёт.
Щёлкнешь огнивом
И станешь счастливым,
Оттает заколдованный Кай.
Все вместе
Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!
Заполнение индивидуальной таблицы “Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял