Пояснительная записка
Понимание механизмов функционирования современного рыночного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. Что такое деньги, каковы их функции и формы, что такое инфляция, каковы её причины, виды, последствия, какие учреждения призваны обеспечить нормальное функционирование денежного хозяйства в рыночной экономике? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.
Курс “Деньги, инфляция, банки” рассчитан на 12 часов изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.
Цели курса:
- повышение уровня изучения экономики как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
- знакомство учащихся с вопросами теории денег и банковской системой;
- развитие экономического образа мышления, интереса к изучению экономики;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, освоения экономических знаний для будущей работы и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи курса:
- систематизация и закрепление знаний учащихся по теории денег и банковской системе, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
- формирование у учащихся восприятия денег, банков как естественной и неотъемлемой части рыночного хозяйства;
- воспитание гражданственности, ответственности за экономические решения, уважения к труду;
- развитие умений и навыков поиска, извлечения, систематизации и анализа экономической информации;
- развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Материал курса разделён на отдельные темы.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- владеть материалом по теме курса;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск экономической информации в источниках разного типа, анализировать и обобщать полученную информацию;
- владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
- уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата;
- уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.
Содержание курса
Введение (1 ч).
Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. Деньги (3 ч).
Определение понятия “деньги”. Теории денег: металлическая, номиналистическая, количественная, “регулируемой валюты”. Концепции происхождения денег: рационалистическая, эволюционная. Причины возникновения денег. Формы денег. Деньги: историческая справка. Товарные и кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Ликвидность, абсолютная ликвидность. Золото – идеальный денежный товар. Свойства золота как денег. Функции денег (по К.Марксу): мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Функции денег (современная наука): мера стоимости, средство обращения, средство накопления (сбережения). Взаимосвязь функций денег. Денежное обращение. Формы движения денег в экономике. Финансовый рынок, его особенность. Закон денежного обращения. Денежная масса. Структура денежной массы, циркулирующей в рыночной экономике.
Тема 2. Инфляция (2 ч).
Определение понятия “инфляция”. Основные источники инфляции. Типы инфляции: инфляция спроса, инфляция предложения (издержек). Виды инфляции. Открытая (ценовая, товарная) инфляция, скрытая (подавленная) инфляция. Умеренная (ползучая) инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция. Сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция. Последствия инфляции: для сферы производства, при распределении доходов, для экономических отношений, для денежной массы. Экономические последствия инфляции: кто проигрывает от инфляции и кто выигрывает от инфляции. Умеренная инфляция: плюсы для экономики. Экономическая политика, направленная против инфляции: подходы (приспособление к инфляции, ликвидация инфляции антиинфляционными мерами), меры (адаптационные, ликвидационные). Кейнсианская антиинфляционная политика. Монетарная антиинфляционная политика. Денежная реформа. Методы денежной реформы: дефляция, деноминация, девальвация, ревальвация, нуллификация.
Тема 3. Банки (3 ч).
Определение понятия “банк”. Из истории банковского дела. Функции банков. РФ: двухуровневая банковская система. Коммерческие банки. Виды коммерческих банков. Государственные, муниципальные, частные, акционерные, смешанные банки. Местные, региональные, национальные, международные банки. Баланс коммерческого банка. Активные и пассивные операции банков, банковские услуги. Прибыль банка. Роль коммерческих банков в рыночной экономике. Центральный банк. Цели и функции Центрального банка. Баланс Центрального банка. Статус Центрального банка в РФ (Банка России). Инструменты Центрального банка по регулированию денежного обращения: установление учётной ставки, установление норм обязательного резервирования, операции на открытом рынке.
Тема 4. Кредит (2 ч).
Определение понятия “кредит”. Необходимость и сущность кредита. Функции кредита. Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевое назначение. Формы кредита. Натуральный кредит, денежный кредит. Краткосрочный кредит, среднесрочный кредит, долгосрочный кредит, долгосрочный специальный кредит. Ипотечный кредит, потребительский кредит, коммерческий кредит, банковский кредит, государственный кредит, межгосударственный (международный) кредит.
Итоговое занятие (1 ч).
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов |
В том числе | Формы контроля | ||
лекция | семинар | Практическое занятие | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | Конспект | ||
2 | Деньги | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация |
3 | Инфляция | 2 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация | |
4 | Банки | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
5 | Кредит | 2 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговое собеседование, тестирование, реферат | ||
Итого | 12 | 5 | 5 | 2 |
Литература
- Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ-учебник. М., 2012.
- Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. Экономика. Базовый курс для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
- Королёва Г.Э. Экономика: 10-11 классы. Проектирование учебного курса. Методические рекомендации. М., 2010.
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2008.
- Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / под ред. С.И. Иванова. М., 2007.