Тип урока: изучение и первичное закрепления нового материала.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 1 класса начальной школы.
Цели урока, планируемые результаты, в т.ч. и формирование УУД:
Образовательные:
- сформировать понятие “столица”;
- познакомить с достопримечательностями столицы;
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, уважение к героическому прошлому отечества
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Регулятивные УУД: форирование умения слушать собеседника
Познавательные УУД: формирование информационной и исследовательской культуры
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания
Оборудование: цветные сердечки, ИКТ, учебник, раздаточный материал.
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. О.М., рефлексия | Долгожданный дан звонок начинается
урок. - Улыбнитесь друг другу. - Возьмите сердечки и покажите, какое у вас настроение. |
Говорит, создаёт положительную атмосферу Слайд№1 | Повторяют за учителем. Показывают сердечки. |
Коммуникативные |
2. Повторение изученного | Широка страна моя родная Много в ней лесов, морей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где трудом так славен человек! - Скажите, о какой стране идёт речь? (России) - На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем. Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них. 1.Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём? 2.Как называется наша область? А главный город в нашей области? 3.Как называется страна, в которой мы живём? 4.В каком городе находятся эти памятники? (Москва) 5.Почему все люди нашей страны знают этот город? |
Задаёт вопросы
Слайд№2
Слайд№3,4 Слайд№5 |
Отвечают. | Регулятивные |
3. Знакомство с новым материалом | Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Москва – столица России). - Ребята, а кто из вас бывал в Москве? - Что же понравилось и запомнилось вам в столице? - Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”. - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята! Кто из вас хочет побывать в Москве? Замечательно! |
Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Рассказывает, задаёт вопросы, показывает слайды |
Читают пословицу, объясняют смысл. | Познавательные Коммуникативные |
- Сейчас мы с вами совершим заочное
путешествие в столицу нашей России город-герой
Москву. Экскурсоводом буду не только я, но и вы,
ребята. Мы познакомимся с
достопримечательностями города, интересными
событиями и фактами. - Итак, отправляемся! - Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие? (герб, флаг, гимн) - Перед вами герб г.Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе? - Почему герб г.Москвы изображён в центре Российского герба? - Как вы думаете, почему Москву назвали столицей? Пока вы думаете над этим вопросом, Таня и Катя найдут толкование слова столица в словаре Ожегова. - Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову: |
Слайд№10
Слайд№11 |
Слушают, отвечают на вопросы. | ||
“Столица - главный город государства,
место пребывания правительства и
правительственных учреждений”. -А вы знаете кто президент нашей страны? (В.В. Путин). -Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? (Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.) -Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой). -Что они могут значить? (Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра) - А откуда пошла Москва? Кто же её основал? Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит. Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством. В 1147 Юрий Долгоруким приказал заложить город. Имя городу было дано от названия реки - Москва. |
Слайд№12 Слайд№13
Слайд№14 |
Ищут толкование слову столица. Зачитывают толкование слову. Высказывают своё мнение. |
||
История Москвы неразрывно связана с
историей Кремля. Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет. В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена. В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева). Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников. На Спасской башне Кремля были установлены часы. -Москва знаменита своими историческими архитектурными памятниками. О некоторых из них, мы узнаем сегодня, поработав в группах. |
Слайд№15
Слайд№16
Слайд№17
Слайд№18
Слайд№19 |
|||
Физминутка “Весёлая зарядка” Групповая работа. -Перед вами конверты с заданием. Это текст, который разделён на части. Ваша задача составить части по порядку, чтобы получился связанный рассказ об одной из достопримечательностей Москвы. |
Слайд№20 |
|||
Спасская башня Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Часы занимают 3 этажа. |
Объясняет задание Дополняет ответы |
Работают в группах (Собирают предложения по порядку. Наклеивают их на листок. Зачитывают текст) | ||
Успенский собор Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари. |
Слайд№21 |
|||
Царь-пушка Царь-пушка сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла. |
Слайд№22 |
|||
Царь-колокол Царь-колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся “кусок” весом 11 тонн. |
Слайд№23 |
|||
Собор Василия Блаженного Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм. |
Слайд№24 |
|||
-Кроме исторических архитектурных
памятников, есть ещё и скульптурные памятники.
Вот один из них. Он находится на Красной площади. -Давайте прочтём слова на постаменте памятника “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. -За что же Россия благодарна этим людям? Как вы думаете? |
Слайд№25 |
|||
-В далёкие времена Русь была захвачена
врагами. Кузьма Минин начал собирать народное
войско для борьбы с врагами. А командовать
войском позвали военачальника Дмитрия
Пожарского. Вместе они освободили Москву и
русский народ от захватчиков. -Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг? -Посмотрите внимательно, памятник какому знаменитому поэту установлен в центре Москвы? -Вот и закончилось наше с вами путешествие. -Давайте проверим, что вы запомнили? |
Слайд№26 |
|||
4. Закрепление | Тест 1. Что находится на Спасской башне? А) часы Б) портрет президента В) термометр 2. На берегах какой реки стоит город Москва? А) река Урал Б) река Волга В) Москва-река 3. Кому установлен памятник в центре города Москвы? А) Пушкину Б) Путину В) школьнику 4. Во время пожара от него откололся “кусок”, весом 11 тонн. О каком памятнике идёт речь? А) Царь-пушка Б) Царь-колокол В) памятник Минину и Пожарскому. -Поднимите руку, кто выполнил тест правильно. Давайте поаплодируем этим ребятам. Вывод: “Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна”. |
Слайд№27
Слайды№29-36
Объясняет |
Выполняют тест, проверяют. |
Личностные |
Откройте учебники с.44-45. Рассмотрите
иллюстрации на этих страницах. А теперь
попробуйте узнать силуэт какого сооружения
изображён на листках, которые я вам раздала.
(Спасская башня) Раскрасьте этот силуэт. -Понравилось ли вам наше путешествие? -Что нового вы узнали на этом уроке? -Покажите, какое у вас настроение? |
Делает вывод Объясняет Помогает Выслушивает ответы. Во время выполнения работы включает песню Магомаева “Лучший город земли” |
Определяют памятник. Раскрашивают силуэт Рассказывают Показывают сердечки |
||
5. Самостоятельная работа 6. Итог, рефлексия |
Личностные Коммуникативные |