Интерактивные средства обучения на уроке литературы по теме "А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (по системе РО Эльконина-Давыдова). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, метод творческого чтения.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления, систематизации и обобщения знаний по роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка” средствами и методами творческого чтения художественного произведения и информационных технологий.

Цели по содержанию.

1. Образовательная: способствовать формированию понятия историческая повесть, выявить взаимосвязь художественного и исторического текста одного и того же автора.

2. Развивающая: создать условия для развития у восьмиклассников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры поисковой учебной деятельности, помочь учащимся в определении нравственной позиции.

Средства обучения:

  1. Литература. 8 класс: учеб.-христоматия для общеобразовательных учреждений; под ред.В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение)
  2. А.С.Пушкин “Капитанская дочка”.
  3. А.С.Пушкин “История Пугачева”.
  4. Иллюстрации художников. (Художник Г.С.Дмитриева. Изд-во “изобразительное искусство”. Москва, 1983).
  5. Презентация

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент Определяет готовность учащихся к работе. Проверяют готовность своего рабочего места.
2. Целеполагание Называет тему, цель, сосредотачивает внимание учеников на проблемных вопросах. Записывают число, тему, эпиграф урока в рабочую тетрадь
3. Актуализация знаний и умений. Организует и ведет опрос по изученному материалу.

Организует защиту творческих мультимедийных проектов.

Отвечают на вопросы о структуре романа, схеме сюжета и характерах героев в оценке рассказчика. Работают с иллюстрациями, вычитывая текст.
4. Осознание и осмысление учебного материала. Структурирование информации. Организует опрос по домашнему заданию.

Предлагает проанализировать роль исторических фактов в художественном произведении и позицию Пушкина - историка и Пушкина – художника.

1. Вспоминают произведения Пушкина А.С., посвященные теме народного бунта, жизни разбойников.

2. Выявляют отличие позиции автора от точки зрения рассказчика-героя.

3. Сравнивают художественный и исторический текст.

4. Анализируют художественный текст с целью выявления в нем роли исторических фактов.

Записывают тезисы в тетрадь.

5. Закрепление учебного материала.

Систематизация и обобщение знаний.

Организует обсуждение письменных отзывов.

Предлагает сформулировать выводы.

Зачитывают фрагменты сочинений на тему “Пугачев в оценке автора”.

Делают выводы о человечности и гуманности авторской позиции.

6. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Предлагает алгоритм рефлексии.

Высказывает собственное суждение о достижении цели урока.

Самооценка результатов деятельности.

Выставление рейтинговой оценки публичной защиты проектов.

Презентация