Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" по программе А.Д. Шмелева. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 [А.Д. Шмелев, Ф.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е. Я. Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304с.

Тип урока: комбинированный (повторение, формирование новых знаний).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник литературы 5 класс, под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013., Ч. 1.

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка, готовность к самообразованию.

Метапредметные: целеполагание, реализация проектной деятельности, осуществлять взаимный контроль, формулировать собственное мнение, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные: углубить и расширить знания и представления обучающихся о фразеологизмах, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, получит возможность научиться распознавать фразеологизмы в текстах художественных произведений.

Этап урока Деятельность ученика Деятельность учителя Дидактический материал
1 Организационный. Приветствуют учителя.

Записывают дату урока.

Выполняют задание.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность учеников к уроку. Предлагает задание.

Задание “Ромашка”.

На каждом этапе урока учащиеся рисуют лепесток ромашки. Если ученик понимает тему урока или выполнение задания, лепесток белый (незакрашенный), если есть затруднения – лепесток закрашивается в красный цвет.

В конце урока учащиеся собирают все лепестки. Белая ромашка говорит о том, что ребенок все усвоил; закрашенная полностью или частично – о том, что есть трудности, надо вернуться к этому этапу и пересмотреть материал.

2 Мотивация. Смотрят фильм.

Отвечают на вопросы.

Предлагает посмотреть фильм “Лапша” (Ералаш)

Задает вопросы после просмотра.

http://www.eralash.ru/video/%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%88%D0%B0
  • Вопросы:
    Какое выражение было обыграно в сценке?
    Как часто вы слышите это выражение?
    Вы используете это выражение в своей речи?
  • (Лепесток ромашки.)
3 Актуализация имеющихся знаний. Высказывают свои предположения. Задает вопросы.
  • Ребята, как вы думаете, почему вы вновь изучаете фразеологизмы, ведь эта тема вам известна с начальных классов?
  • (Лепесток ромашки.)
4 Целеполагание Записывают тему урока.

Определяют цель.

Объявляет тему урока “Фразеологизмы”.
  • Ребята, чему вы должны научиться на этом уроке? (предполагаемые ответы: использовать фразеологизмы в своей речи, научиться украшать свою речь с помощью фразеологизмов, обогатить свой словарный запас)
  • (Лепесток ромашки.)
5 Изучение нового материала. Самостоятельно читают материал учебника.

Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнение.

Предлагает выполнить задания. Организует самостоятельную работу с учебником.

Контролирует выполнение работ.

  • Прочитайте материал учебника на стр. 266–267.
  • Что нового вы узнали?
  • (Лепесток ромашки.)
  • Упр.71 (устно)
  • (Лепесток ромашки.)
  • Упр. 74 (письменно.)
  • (Лепесток ромашки.)
6 Динамическая пауза. Выполняют показанные им действия. Приглашает ученика. Контролирует деятельность обучающихся. Ученик проводит физкультминутку.
7 Применение нового знания. Выполняют упражнение, осуществляют взаимопроверку.

Составляют памятку.

Предлагает задание. Контролирует выполнение работ, взаимопроверку и составление памятки.
  • Работа в группах.
    1) Упр. 76 (базовый уровень)
    2) Выписать предложения с фразеологизмами из учебника литературы, текст “Сказка о потерянном времени” Е. Шварца (повышенный уровень)
  • (Лепесток ромашки.)
  • Работа в паре Используя материал учебника, составить памятку “НЕЛЬЗЯ в употреблении фразеологизмов”
  • (Лепесток ромашки.)
8 Контроль. Выполняют тест самостоятельно. Проверяют по ключу.

Оценивают себя.

Предлагает тест. Контролирует работу. Интерактивная доска, проектор.

Приложение.

Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 вопросов.

Уровни:
базовый уровень – первые 3 вопроса,
повышенный уровень – все 5 вопросов. (Это задание проверяется при условии 1 ученик– 1 компьютер.)

(Лепесток ромашки)

9 Домашнее задание. Записывают домашнее задание. Распределяются на группы. Комментирует домашнее задание.

Контролирует деление на группы. Определяет сроки проекта.

Называет критерии оценивания проекта.

1) Упр. 75 (1 – базовый) (2 – повышенный).

2) Проект (по желанию, по 5–7 человек на группу):

1-я группа – “Фразеологизмы в картинках”

2-я группа – “Фразеологизмы в произведениях русской литературы”

Критерии оценивания:

“Фразеологизмы в картинках” – каждый участник проекта выбирает 3 фразеологизма и готовит 3 рисунка.

“Фразеологизмы в произведениях русской литературы” – каждый участник проекта выбирает любое произведение русской литературы и выписывает по 5 предложений с фразеологизмом.

Сроки выполнения – 2 недели.

10 Подведение итогов. Дают дневники. Дает оценку работы класса и отдельных учеников.
11 Рефлексия. Рисуют ромашку.

Анализируют.

Предлагает нарисовать ромашку. Учащиеся “собирают” лепестки (всего за урок получается 9 лепестков), рисуют ромашку.