Формирование речевого навыка достигается с помощью определенных знаний и упражнений. Диалогическая речь – одна из основных форм речевого общения. Диалог связан с тремя умениями, обеспечивающими ход беседы:
- Стимулирование высказывания собеседника. Оно может быть в виде вопроса (Can you play chess?), утверждения (Let’ play ) или просьбы (Help my, please ).
- Реагирование на речевой стимул. Вопрос утверждение: Are you going home? – No, I’m staying of school. Вопрос вопрос : Are you going home? – Why do you ask me?; утверждение утверждение: I’m going home. – So am I. Утверждение вопрос: I’m going home. – Why are you going home?
- Развертывание реплики – ответа, придание высказываниям характера беседы. Например, вопрос утверждение: – Hare some more bread? – No, thank you. It’s very nice, but I can’t eat any more; утверждение утверждение: This is a box of sweets very much.
Для того, чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, я использую разнообразные игры. Для детей то прежде всего увлекательное занятие.
А выполнение проблемных заданий – наиболее простое для проведения коммуникативных мероприятий. Знакомая всем игра “Крестики-нолики” может послужить хорошим примером.
Примером проблемного задания может быть и составление учащимися инструкции к простому действию:
Give instructions how to…
– make a cup of coffee/ tea…
– boil an egg / potatoes…
– make a fruit / tomato salad…
– put on jeans / pyjamas…
– ride a horse / bike…
Выполнив задания, учащиеся обмениваются инструкциями. Задача каждого – найти упущенное товарищем и дополнить инструкцию.
К этому же типу коммуникативных мероприятий можно отнести и некоторые виды интервью, которые могут подготовить и к дискуссиям. Многие дискуссии могут явиться стимулом для дальнейшей письменной или устной работы, например написание эссе или составление диалога. В качестве примера проведения дискуссии можно предложить тему “Известные личности”. Его цель – научить сравнивать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Слова и интерактивные фразы примерно следующие: famous, outstanding, well-known, interesting, a person, a politician, a scientist, a leader, a writer, an idol, a president, an actor, a character, a hero, a manager, a director, an artist, a singer, a studio, a picture, a film, a country, a state.
As far as I am concerned…;
It is more important than….;
A s for me I prefer…, I am absolutely, certain that…;
What I like best is…, I am not sure it is right…;
I am quite sure about my decision…
Режим работы учащихся: индивидуально, группы по 3–4 человека, весь класс. По окончании мероприятия проводится работа над ошибками.
А для повторения усвоенного ранее материала можно использовать составление рассказа. Цель данного мероприятия – употребление и взаимодействие всех элементов языка, развитие беглости речи, умение раскрыть данную тему, импровизировать.
Данное коммуникативное мероприятие удобно проводить парами или небольшими группами, чтобы каждый имел возможность высказаться. Это может быть: – рассказ о просмотренном фильме и рекомендация его посмотреть. – составление учащимися детального словесного портрета своего одноклассника или другого известного человека в следующем порядке: heigh, build, age, hair, face, complexion, extra features, dress.
Описание должно быть максимально распространенным и точным, чтобы присутствующие могли угадать, о ком идет речь;
– придумать свой вариант окончания истории, героем которой, например, является молодой человек, покинувший дом из-за разногласий с родителями, касающихся выбора будущей профессии.
Интересно проходит соревнование на составление рассказов в старших классах. Использую карточки, на которых – название темы и обязательное начало высказывания.
1. Pets, They are our true Friedens. I would likcto have…
2. Parents. You cannot choose your parents…
3. Clothes. I like to wear jeans but sometimes…
4. Animals. I hate going to the zoo where animals are in cages…
5. Sports. If a lot of people where not lazy…
6. Chewing gum. I like chewing gum but some people think.
Класс делится на две команды, представители которых выходят к столу по одному и берт карточки. Взявший карточку должен без подготовки в течение минуты говорить на заданную тему, начав с написанного на карточке. Не сумевший выдержать данное условие получает штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
Эффективным способом вовлечь учащихся в коммуникацию – это ролевые игры. Например, участие в ток-шоу. Учащиеся делятся на группы. Каждая получает одну ролевую карточку и является представителями полиции, родителей и т.д. ведущий начинает игру словами: “ Now we are in our TV studio. We’ve come to discuss an extremely important problem – the problem of our teenagers. Our interviewers to day are…
Далее всю ролевую игру ведут участники шоу, опираясь на имеющиеся карточки и импровизируя.
Проведение таких коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки иностранного языка, делает их значимыми для учащихся и поддерживает их интерес к изучению данного предмета.