I Часть: текст для чтения.
Прочитай текст. В тексте подчёркнуты слова, значение которых ты можешь найти после текста.
Г. Я. Снегирев
Бобрёнок.
Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.
Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.
После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб их под себя и уснул.
Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. “Вот, – думаю, – какой спокойный зверёк –
можно его одного оставить, ничего не случится!”
Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.
Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь и…
Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!
По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол. (203 слова.)
Словарная работа.
Бобёр (бобр) – крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни.
Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т.п., скреплённых илом. Для безопасности всегда располагается под водой.
Столяр – искусный мастер, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе.
Мастерская – небольшое предприятие по ремонту или изготовлению каких-либо изделий.
Стружка – тонкая узкая лента дерева, металла и т.п., образующаяся при обработке их поверхности.
Спасть – пойти на убыль, уменьшиться в объеме, силе.
II Часть: инструкция + задания для анализа и интерпретации.
Выполняя задания 1–10, отметь √ номер правильного ответа.
1. В тексте в основном говорится о том, что
1. бобрёнок подгрыз ножку стола в доме героя.
2. весной вода затопила бобровую хатку.
3. бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе.
4. бобрёнок – очень спокойный зверёк.
2. Из текста понятно, что в ситуации с ножкой стола бобрёнок проявил себя как
1. глупое животное.
2. неблагодарное животное.
3. дикое животное.
4. прожорливое животное.
3. Автор рассказывает о бобрёнке, чтобы показать, что
1. нельзя оставлять бобрёнка одного дома.
2. бобрёнок всегда подчиняется инстинктам.
3. бобрёнок может подгрызть ножку стола.
4. не надо брать спасённого бобрёнка домой.
4. Герой отнёс детёныша бобра к реке, потому что
1. обиделся на глупого бобрёнка.
2. бобрёнок должен жить на воле.
3. пожалел маленького бобрёнка.
4. глупый бобрёнок ему надоел.
5. Почему бобрёнку нужна была помощь героя?
1. бобрёнка бросили родители
2. бобрёнок был самым маленьким
3. бобрёнок был непослушным
4. вода затопила бобровую хатку
6. В каком выражении рассказчик выказывает своё отношение к бобрёнку?
1. вот какой спокойный зверёк – можно одного оставить.
2. самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
3. после еды бобрёнок собрал все палочки и листики.
4. посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
7. Определи верную последовательность событий.
А. бобрёнок “напроказничал”.
Б. герой спас бобрёнка.
В. бобрёнок поел и уснул.
Г. герой отпустил бобрёнка.
Д. бобрёнок в беде.
1. АБВГД
2. ВДБАГ
3. БВАГД
4. ДБВАГ
8. В каком выражении автор описывает повадки животного?
1. бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
2. бобрёнок спокойно спал и сопел во сне.
3. бобрёнок сел на задние лапки и стал грызть прутик.
4. Бобрёнок подгрыз ножку стола и спрятался за печку.
9. Для каждого слова из текста, указанного в первом столбце найди верное толкование из второго столбца, обозначенного буквой.
1) подгрести 2) бродить 3) подгрызть |
А) ходить в разных направлениях Б) собрать в одно место В) немного погрызть Г) собрать, но не всё Д) обгрызть в нижней части Е) медленно ходить без цели |
1. ГАД
2. БЕВ
3. БАД
4. ГЕД
10. Как ты думаешь, из какой книги взят текст?
1. Рассказы о животных.
2. Стихотворения о природе.
3. сказки о животных.
4. Энциклопедия животных.
Вставь недостающее слово.
11. Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост ________________ , и догадался, что это бобрёнок.
Дополни предложение.
12. Бобрёнок уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и ___________________________________________________________________ .
Выполняя задание 13, напиши развёрнутый ответ на вопрос.
13. Почему Г.Я. Снегирёв так назвал рассказ?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III Часть: оценочная таблица с критериями оценивания (для учителя). Буквой “П” отмечены задания повышенного уровня сложности.
№ задания. | Правильный ответ или критерии оценивания. |
1 | 1 балл – выбран верный ответ (тема текста) 3)
бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
2 | 1 балл – выбран верный ответ 3) дикое животное. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
3 | 1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок всегда
подчиняется инстинктам. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
4 | 1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок должен
жить на воле. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
5 | 1 балл – выбран верный ответ. 2) бобрёнок был
самым маленьким. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
6 | 1 балл – выбран верный ответ. 1) вот какой
спокойный зверёк – можно одного оставить. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
7 – П | 1 балл – выбран верный ответ. 4) ДБВАГ. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
8 | 1 балл – выбран верный ответ. 3) бобрёнок сел на
задние лапки и стал грызть прутик. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
9 – П | 1 балл – выбран верный ответ. 3) БАД. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
10 | 1 балл – выбран верный ответ. 1) рассказы о
животных. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
11 | 1 балл – в предложение вписано слово
лопаточкой. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
12 | 1 балл – предложение продолжено словами: стал
его грызть. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
13 – П | 2 балла – дано связное монологическое
высказывание, содержащее ответ на поставленный вопрос.
1 балл – обоснование верное, но высказывание содержит речевые ошибки. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1–2 балла. |
14–11 баллов – высокий уровень.
10–7 баллов – базовый уровень.
6 баллов и меньше – низкий уровень.