Москва - огромный мегаполис, жизнь в котором подчинена бесконечному движению под влиянием неудержимого потока информации. Юным москвичам особенно трудно разобраться в разноречивости многих представлений, упорядочить свои знания в различных сферах. Перед подрастающим поколением стоят проблемы чрезмерного пристрастия к компьютеру и ухода в виртуальный мир, что лишает их полноценного чувственного опыта и творческого воображения. Дети должны научиться видеть и слышать, прикасаться к предметам и явлениям реального мира и познать его через художественное творчество, которое жизненно необходимо для человеческого существования.
Одним из видов художественного творчества является роспись по дереву. Изучая декоративно-прикладное искусство, к которому относится роспись, обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, выполняют красивые неповторимые работы. Роспись по дереву - часть народного искусства, донесшего до нас духовные ценности наших предков, эстетику веками отточенных изображений. Детям близок и понятен мир сказочно прекрасных растений и животных, им нравится узорочье, многоцветье, сочетание простоты и изящества. Прикоснувшись к народному искусству, ребята становятся добрее, внимательнее присматриваются к окружающему миру, начинают острее чувствовать свое единение с природой. Народное искусство учит детей праздничному мироощущению, уходящему корнями в древнеславянские и древнерусские традиции.
Обучение росписи целесообразно строить на ярких примерах произведений народного искусства, знакомстве с известными, богатыми традициями промыслами. Двигаясь по траектории “от простого к сложному” в соответствии с календарными праздничными днями и событиями, росписи можно расположить в следующем порядке: Северо-Двинская (Пермогорская, Борецкая), Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Хохломская, Урало-Сибирская. В каждой теме планируется изучение традиционных композиционных схем, элементов, цветовой палитры росписи, отработка техники выполнения. Программные задания выполняются на бумаге. На деревянных заготовках по каждому виду росписи выполняется 2-3 работы (в зависимости от индивидуальных качеств ребенка) по предварительно разработанным эскизам. Программой предусмотрены задания по составлению самостоятельных творческих композиций, при разработке которых обучающиеся могут использовать традиционные приемы наиболее полюбившейся росписи, или, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, создать эскиз по собственному замыслу.
Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого фона и четкостью трехцветного рисунка: изящные веточки, округлые листочки и цветы. Дети получают первый практический урок по построению симметричных и уравновешенных композиций, рисованию плавных линий и несложных геометрических орнаментов. Борецкая роспись более сложная в исполнении и традиционно выполняется 5-6 красками. При освоении данных росписей, дети впервые пробуют выполнять черную графическую обводку ее элементов. Изучение в начале учебного года Северо-Двинской росписи настраивает обучающихся на дальнейшую серьезную работу.
Роспись Городца с его многоцветием, мажорностью колорита, очень нравится детям. Сказочные цветы, яркокрылые птицы, тонконогие кони, барышни и кавалеры, украшенные “жемчужной” оживкой развивают воображение детей и дают вдохновение для росписи новогодних игрушек. Роспись деревянных заготовок сюжетными сценками на фоне зимних пейзажей служат хорошим подарком к Новому году и Рождеству.
Полхов-Майданская роспись вместе с природой дарит детям первые лучи солнечного света. Яркий желтый фон усиливает звучание красного, синего, зеленого, фиолетового цвета. Четкая контурная линия добавляет контрастности изображению. Графика выполняется тонкой, колонковой или беличьей, кистью, что оттачивает мастерство, развивает мелкую моторику руки. Элементы росписи Городца и Полхов-Майдана часто соединяются, переплетаются в самостоятельных творческих композициях при изготовлении подарков к Международному Женскому Дню.
Мезенская роспись притягивает внимание детей своей необычностью и графичностью, она похожа на рисунки первобытных людей. Несмотря на цветовую сдержанность, использование красно-коричневого и черного цвета, мезенские узоры поражают многообразием, сложностью и оригинальностью. Геометрические орнаменты, причудливые птицы, кони, олени в многоярусных композициях используются при росписи Пасхальных яиц.
Хохломская роспись уникальная по орнаменту и по цвету, богатая и пышная. Композиционные схемы и элементы росписи довольно сложны, но, усвоив ряд основных приемов письма, дети навсегда влюбляются в золотую Хохлому. Легкость и свобода движений, появляющиеся у обучающихся к концу учебного года, позволяют им овладеть навыками верхового письма, а внимательность и аккуратность, - росписью “под фон”.
Урало-Сибирская роспись - это буйство красок наступающего лета. Цветы, собранные в букет, сплетенные в венок, притягивают взор своей естественной природной красотой. При выполнении этой живописной теневой росписи требуются мастерство и уверенность, приобретенные обучающимися в результате серьезной работы в течение всего учебного года. Часто, именно эту роспись выбирают дети для итоговой работы.
Занятие росписью по дереву, посредством знакомства с народным искусством, способствует развитию художественного вкуса детей, воспитанию в них эстетического отношения к жизни, нравственности, но, по причине удаления Москвы от центров народных промыслов России, дети не могут быть преемниками народных мастеров, продолжателями вековых традиций. В самостоятельном творчестве они изменяют установленные порядки, сочетают элементы и приемы различных росписей, внося в свои работы частичку себя, фантазию, индивидуальность.
Желание познать основы художественного ремесла может повлиять на дальнейшее увлечение ребят, на выбор профессии. Возможно, сегодняшние дети, в дальнейшем, внесут вклад в развитие декоративно-прикладного искусства, которое определит лицо нашего города.