Цель: формирование у младших школьников представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- выявить и углубить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- сформировать представление об отличительных чертах дружбы;
- показать ценность и значение дружбы в жизни каждого человека:
- развивать способность анализировать свои поступки и окружающих и давать им нравственную оценку;
- воспитывать уважение к людям, доброту и отзывчивость.
Оборудование: песня “Когда мои друзья со мной” (музыка В. Шаинского, слова М.Танича), песня “Вот что значит настоящий верный друг” (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского), словарь Ожегова, учебник А. Я. Данилюк “Основы светской этики”.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшняя встреча принесёт нам всем радость общения.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы урока
- Урок мы начнём с прослушивания песни.
Учитель включает мелодию песни “Когда мои друзья со мной”.
- Вам понравилась песня? Как вы понимаете – о чём она? Сформулируйте тему урока.
- Молодцы! Тема нашего урока “Дружба”. (Слайд №1).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на этом уроке?
- Сегодня на уроке мы с вами выясним: (Слайд №2)
Какие отношения существуют между людьми?
Что такое дружба?
Кого можно назвать настоящим другом?
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
Почему надо дорожить дружбой?
III. Постановка проблемы
- А теперь послушайте рассказ Евгения Андреевича Пермяка “Бумажный змей”.
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой вечер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстругал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чём змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
- Как вы думаете, почему одни ребята смогли запустить бумажный змей, а Боря, Сёма и Петя не могут это сделать? В чём их беда?
(Высказывания детей).
- Сравните ваши ответы с выводом автора.
(Учитель читает текст до конца)
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они ещё не научились – вот в чём их беда.
- А как вы понимаете, что значит дружить? (Высказывания детей)
IV. Работа над понятием “дружба”
1. Беседа
- Каждый день вы встречаетесь с разными людьми. И даже если отношение к этим людям у вас доброжелательное и построено на взаимоуважении, можно ли сказать, что со всеми этими людьми вас связывает дружба?
- Что же такое “дружба” и зачем она нужна людям? (Высказывания детей)
(Слайд №3)
“Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности” Сократ
2. Работа с толковым словарём
- Найдите в толковом словаре Ожегова слово “дружба” и прочитайте его значение.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности взглядов)
3. Работа с учебником
- Прочитайте определение понятия дружба в учебнике на стр. 32 и сравните его с толкованием в словаре Ожегова.
4. Работа с карточками
- Подумайте, что помогает дружбе и что дружбе мешает?
Распределите данные слова на две группы.
Доброжелательность, жадность, честность, искренность, зависть, лживость, тактичность, грубость, болтливость, умение прощать, заносчивость, благородство, приветливость, раздражительность, надёжность, равнодушие, совестливость, мелочность.
5. Работа с учебником
- Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
- Прочитайте текст на стр. 32-33.
- О каких отличительных чертах дружбы вы узнали? (Избирательность, бескорыстность)
- Что объединяет друзей? (Взаимная симпатия и общность интересов)
6. Работа в группах
- Соберите пословицы и прочитайте мудрые высказывания о дружбе.
Дружба крепка не лестью, | забывать её не спеши |
Дружбой дорожи, | а нашёл - береги |
Крепкую дружбу | а правдой и честью |
Нет друга – ищи, | и топором не разрубишь |
Не тот друг, кто мёдом мажет, | а имей сто друзей |
Не имей сто рублей, | а тот, кто правду в глаза скажет |
V. Работа над понятием “друг”
1. Беседа
- Как хорошо, когда у тебя есть друзья.
- Но каждого ли человека можно назвать другом?
- Для чего нужна дружба?
- По каким причинам дружба может распасться?
2. Проблемная ситуация
- Послушайте стихотворение и подумайте, почему девочка не могла найти себе друзей? (Читает ученица)
А. Барто “Требуется друг!”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: “Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки”.
Я шепчу: “Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки”
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
“Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы!
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
3. Работа с учебником
- Рассмотрите картинки в учебнике на с. 32. Составьте рассказ. Какой вывод вы можете сделать.
4. Работа в группах
Ситуационный практикум (задания в конвертах).
Ситуация 1
Твой друг не выполнил домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Как ты поступишь в данной ситуации?
Ситуация 2
Мы с другом вышли из магазина. У меня был полный пакет, а у Миши в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался, и всё содержимое рассыпалось. Мишка стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Миши?
Ситуация 3
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось? Почему слёзы?- закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.
В чём была ошибка ребят? Как бы ты поступил на их месте?
Ситуация 4 (коллективная работа)
К Мишиному папе приехал из другого города старый, ещё школьный, товарищ. Миша слышал, как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трёх мушкетёров:
Если придётся
Выручить друга
Из кабалы, из тюрьмы,
Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,
Шпагой клянёмся мы.
Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:
- Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.
- А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо “не разлей вода”, - удивился папа.
- Дружить дружили. Да вот только он мне обещал диск послушать, а дал его Алёшке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!
Папа доверительно-серьёзным тоном начал говорить Мише:
- Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он настоящий друг, таким, как он есть – со всеми его странностями и мелкими недостатками. И, в конце концов, разве это главное, кто вперёд получит диск?
Вопросы:
- Почему обиделся Миша?
- Почему он стал сомневаться в своём друге?
- Как понимаете слова папы о настоящей дружбе?
(Слайд №4)
“Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки”. Ж. Лабрюйер
(Слайд №5)
“Дружба кончается там, где начинается недоверие”. Л.-А. Сенека Мл.
5. Индивидуальная работа
- Подумайте, какими качествами должен обладать настоящий друг. Напишите на лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
(Лепестки прикрепляют на доску, получается цветок - ромашка)
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Какие секреты дружбы вы смогли открыть для себя?
- Каких друзей вам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (Мысленно ответим сами себе)
VII. Домашнее задание
Написать сочинение “Мой друг”.
Урок заканчивается песней “Вот что значит настоящий, верный друг” (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского).